именем Российской Федерации 12 марта 2012 года г.Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Долговой С.И. при секретаре Кудашевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» о признании незаконными бездействий, об обязании устранить недостатки, установил: Прокурор Ленинского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» о признании незаконными бездействий, об обязании устранить недостатки, в обосновании которых указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саратова в период с <дата> по <дата> проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Волгасвязьмонтаж». В ходе проверки установлено, что ООО «Волгасвязьмонтаж» осуществляет хозяйственную деятельность по ремонту техники. В ходе деятельности организации образуются: мусор от бытовых помещений, прочие коммунальные отходы и т.п. Кроме того, ООО «Волгасвязьмонтаж» в ходе деятельности эксплуатируется промплощадка по адресу: <адрес> которая является объектом газопотребления в соответствии с договором поставки газа № от <дата> и дополнительным соглашением к данному договору от <дата> В результате сгорания природного газа осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а именно: азота диоксид, азота оксид, оксид углерода, бензапирен и др. При этом у предприятия отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно ст.22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ООО «Волгасвязьмонтаж» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и города <адрес>. В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие ООО «Волгасвязьмонтаж», выразившееся в не получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязать ООО «Волгасвязьмонтаж» в срок до <дата>: - оформить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в деле имеется заявление. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в их отсутствие представив письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому указал, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации определенных нормативов. Котел отопительный водогрейный <данные изъяты> используется предприятием в отопительный сезон в целях отопления производственной базы ООО «Волгасвязьмонтаж». Согласно технических данных, эксплуатируемый предприятием котел не является источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку для данного типа котла установлены нормативы выбросов, он изготовлен согласно установленным государством технических условий и не производит вредных выбросов, превышающих допустимые пределы. Котел отопительный водогрейный <данные изъяты> сезонно используемый предприятием по своим техническим характеристикам, не указан в выше обозначенных документах. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требованиях Прокурора Ленинского района г.Саратова к ООО «Волгасвязьмонтаж», отказать. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил. Суд с учетом положения ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам. Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судом установлено, что ООО «Волгасвязьмонтаж», является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются: производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; производство электромонтажных, работ; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки; производство санитарно-технических работ; производство штукатурных работ; производство столярных и плотничных работ; устройство покрытий полов и облицовка стен; производство малярных и стекольных работ; производство прочих отделочных и завершающих работ; производство земляных работ; производство строительных металлических конструкций; транспортная обработка прочих грузов; монтажные, проектные, пусконаладочные работы; организация перевозок грузов; производство общестроительных работ по возведению зданий; ремонт и эксплуатация любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения; подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества; сдача внаем собственного недвижимого имущества; предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, в т.ч. при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества; предоставление различных видов услуг. Производственную деятельность ООО «Волгасвязьмонтаж» осуществляет на промплощадке расположенной по адресу: <адрес> в том числе, используя сжигание природного газа. В результате производственной деятельности образуются твердые бытовые отходы. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством № (л.д.40), свидетельством № (л.д.41), свидетельством № (л.д.42), свидетельством № (л.д.43), свидетельством № (л.д.44), уставом (л.д. 45-57), договором поставки газа № от <дата> (л.д. 11-39). Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Из части 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; размещение отходов производства и потребления. Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Из статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 11 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Из статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Из статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Из статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к IV классу относятся малоопасные отходы. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. Согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. № 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями, приведенными в таблицах 1,3,4 (пункт 2). Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (пункт 3). В случае отнесения отходов расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (пункт 4). Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт. Исходя из вышеназванных норм, законом на ООО «Волгасвязьмонтаж» возложены обязанности: разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и согласовать паспорта опасных отходов, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещения отходов и ведение журналов первичного учета таких отходов. Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с <дата> по <дата> в ООО «Волгасвязьмонтаж», а именно промплощадки по адресу: <адрес> было выявлено отсутствие проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, паспортов опасных отходов и отсутствия первичного учета по обращению с отходами. Указанное обстоятельство, а также то, что нарушения не устранены до настоящего времени, подтверждено справкой о проведенной проверке (л.д. 68). Кроме этого, стороной ответчика разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Доказательств, отсутствия вышеперечисленных нарушений, представителем ответчика суду не предоставлено. Таким образом, судом установлено, что в настоящее время со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства, которые подлежат устранению путем понуждения к исполнению вышеназванных обязанностей на промплощадке расположенной по адресу: <адрес> Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на экологическую безопасность и влекут нарушение природоохранного законодательства, в связи с чем, прокурор Ленинского района горда Саратова в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать устранения вышеназванных нарушений в интересах неопределенного круга лиц и иск об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежит удовлетворению. В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить. Признать незаконными бездействие общества с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» в неполучении разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» в срок до <дата> оформить в установленном порядке разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Волгасвязьмонтаж» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова. Судья (подпись) С.И.Долгова Мотивированное решение суда изготовлено <дата>