о признании незаконным отказа в переводе жилого дома в нежилое здание



Дело № 2-561/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2012 года                               город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.

с участием:

1) представителя истца Ефимова В.В. - Шананина А.А., действующего на основании доверенности от <дата>

2) представителя ответчика комитета по управлению имуществом города Саратова - Погребняк И.С., действующей на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова В.В. к комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным отказа в переводе жилого дома в нежилое здание

установил:

Ефимов В.В. обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным отказа в переводе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое здание; возложении обязанности принять решение о переводе жилого дома в нежилое здание. Требования основаны на следующем.

Ефимов В.В. обратился в комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. Объектом перевода являлся двухэтажный жилой дом, общей площадью 308 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит Ефимову В.В. на праве собственности.

Распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> Ефимову В.В. было отказано в переводе жилого дома в нежилое здание.

В качестве основания отказа указывалось непредставление определённых частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, а именно, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Уведомление об отказе в переводе было вручено представителю истца <дата>.

Пункт 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает представление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого указанный в части 5 документ (уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещение в нежилое (жилое)) должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

В Распоряжении Комитета по управлению имуществом города Саратова № от <дата> нет обоснования необходимости работ по перепланировке и (или) переустройству для обеспечения использования жилого дома под офис.

Кроме того, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации в уведомлении о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (нежилое) помещение от <дата> отсутствует требование об их проведении, перечень иных работ.

Истец считал, что действиями Комитета по управлению имуществом города Саратова нарушено право Ефимова В.В. на перевод жилого помещения в нежилое, предусмотренное статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По мнению истца, рассмотрение и разрешения вопроса о незаконности отказа Ефимову В.В. в переводе нежилого помещения в жилое неразрывно связано с последующим разрешением спора о наличии (отсутствии) у Ефимова В.В. права на перевод жилого дома в нежилое здание.

В силу статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иски о правах на здания, в том числе жилые и нежилые помещения предъявляются в суд по месту нахождения данных объектов. Спорный жилой дом расположен <адрес>

В связи с этим Ефимов В.В. просил суд признать незаконным отказ в переводе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое здание; возложить на ответчика обязанность принять решение о переводе жилого дома в нежилое здание.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель ответчика комитета по управлению имуществом города Саратова в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, считал, что истцом суду не представлены доказательства, подтверждающие, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отвечает требованиям свода правил 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения при строительстве зданий и сооружений» и свода правил 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». Кроме того, решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 года № 20-185 приняты Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», согласно которым, при любом изменении внешнего вида фасада здания необходимо согласование уполномоченного органа. Изменение фасада здания, установления вывесок и рекламных конструкций и является переустройством и требует составления проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

В этой связи, представитель ответчика считал, что истцу для перевода жилого дома в нежилое помещение и соответствия его указанным выше требованиям необходимо проведение переустройства и (или) перепланировки. Такой проект истцом представлен не был. Следовательно распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> которым Ефимову В.В. было отказано в переводе жилого дома в нежилое здание, в связи с непредставлением определённых частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, а именно, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого жилого помещения, является законным и обоснованным.

Истец Ефимов В.В., третье лицо на стороне ответчика комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица на стороне ответчика.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учётом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Предусмотренный документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учётом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования.

В соответствии со статьёй 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае непредставления определённых частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 14 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся.

Согласно Положению о комитете по управлению имуществом города Саратова, утверждённым решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года № 25-243, комитет наделён полномочиями принимать решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.

Как установлено судом, Ефимов В.В. является собственником двухэтажного жилого дома, общей площадью 308 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> представитель Ефимова В.В. обратился в комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о переводе указанного выше жилого дома в нежилое здание, для размещения в нём офиса. К заявлению представитель истца приложил свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, кадастровый паспорт и технический паспорт на дом, а также договор купли-продажи жилого дома.

Председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом от <дата> сообщил председателю комитета по управлению имуществом города Саратова, что для перевода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое здание необходима разработка проектной документации в целях обеспечения соответствия офисных помещений требованиям СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а также для обеспечения доступности маломобильных групп населения, приведения в надлежащее состояние фасадов здания и прилегающей территории.

Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> -р принято решение об отказе в переводе указанного жилого дома в нежилое здание. Основанием отказа послужило непредставление заявителем определённых частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, а именно, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

<дата> уведомление об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание вручено представителю истца.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании: свидетельством о государственной регистрации права (лист дела ), заявлением о переводе жилого помещения в нежилое от <дата> (лист дела ), договором купли- продажи недвижимости от <дата> (листы дела ), кадастровым паспортом на здание (лист дела ), техническим паспортом на жилой дом (листы дела ), расписками в получении документов от <дата> и от <дата> (листы дела , 28), запросом председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> (лист дела ), сообщением председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов от <дата> (лист дела ), распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> -р (лист дела ), уведомлением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> (лист дела ).

Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> эксперт от <дата> (листы дела ) строительные конструкции здания <адрес>, находятся в хорошем состоянии; отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части и соответствуют требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; требованиям свода правил 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Необходимость в проведении переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения из жилого в нежилое отсутствует.

Вместе с тем, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со статьёй 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового назначения.

В силу статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со статьёй 8 названного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования эвакуации людей (с учётом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

В силу статьи 30 Закона параметры элементов строительных конструкций, в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.

Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; -безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

Проанализировав приведённые выше положения закона, суд считает, что нежилое здание для размещения офиса, помимо прочих, должно отвечать требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, возлагается на собственников зданий и сооружений.

Однако, как следует из заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> эксперт от <дата> при проведении экспертного исследования, указанные выше требований закона экспертом не учитывались и выводы о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями - отсутствуют. Более того, из фототаблицы к заключению эксперта, видно, что указанный жилой дом не оборудован необходимыми приспособлениями (пандусами и другими) для обеспечения доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебном заседании судом представителю истца разъяснялось право представить дополнительные доказательства, подтверждающие, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отвечает требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

Такие доказательства суду не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, следовательно, для его перевода в нежилое здание и размещения в нём офиса необходимо проведение работ по переустройству и (или) перепланировке.

Учитывая, что подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки указанного жилого дома в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации не был приложен к заявлению представителя истца о переводе жилого дома в жилое здание, суд считает, что решение председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание, является законным, обоснованным. Наличие оснований для возложения на ответчика обязанности принять решение о переводе жилого дома в нежилое здание судом не установлено.

В этой связи суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска Ефимова В.В. к комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным отказа в переводе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое здание и о возложении обязанности принять решение о переводе жилого дома в нежилое здание.

В связи с отказом в удовлетворении иска и в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Ефимова В.В. к комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным отказа в переводе жилого дома в нежилое здание - отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда составлено <дата>

Судья      подпись           А.П. Совкич