Дело № 2-1288/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 мая 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Рыбакова Р.В., при секретаре Лушникове А.А., с участием помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Песчаного М.В., истцов Сахаровой Л.П., Сахарова Д.С. (законный представитель истца Сахаровой А.Д.), представителя ответчика по доверенности Арзуманяна А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Сахаровой Л.П., Сахарова Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д. к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, установил: Заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Сахаровой Л.П., Сахарова Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д. к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Сахаровой Л.П., в ходе которой установлено, что она совместно с сыном Сахаровым Д.С., снохой Сахаровой А.Н. и несовершеннолетней внучкой Сахаровой А.Д. проживают в доме <адрес>. Нарушение прав граждан, проживающих в жилом доме <адрес>, носит длящийся характер. Согласно информации администрации муниципального образования «Город Саратов» жилой дом <адрес> 1917 года постройки, признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции в соответствии с распоряжением администрации от <дата> № «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>», на основании заключения от <дата> № «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу». Распоряжением администрации района от <дата> № предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для расселения граждан, проживающих в указанном доме, не принимаются. Кроме того, в распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде. Отселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после <дата>, осуществляется в освобождающиеся жилые помещения муниципального жилого фонда. Таким образом, жилой дом <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения семьи Сахаровой Л.П., истцам не известны. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. На основании изложенного, просит обязать Администрацию Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Администрацию муниципального образования «Город Саратов», предоставить по договору социального найма Сахаровой Л.П., Сахарову Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д., на семью из 4 человек благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 27, 6 кв.м. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Саратова Песчаный М.В. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить. Истец Сахарова Л.П. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что квартира <адрес> является непригодной для проживания в результате ее аварийности. Связанно это со строительством поблизости многоэтажного дома. С <дата> она и ее сын обращаются в различные органы, однако их дом был признан аварийным только <дата> Истец Сахаров Д.С., являющийся законным представителем истца Сахаровой А.Д., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что дом <адрес> является аварийным, связанно это со строительством поблизости многоэтажного дома. С <дата> он обращался в различные органы, однако их дом был признан аварийным только в <дата> Истец Сахаровой А.Н. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика - администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Арзуманян А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что предоставлением жилых помещений по договорам социального найма уполномочена администрация муниципального образования «Города Саратов» в лица Комитета по управлению имуществом. На администрацию района такая обязанность не возложена. Установление в распоряжении администрации города, обязанности администрации района принять меры по отселению граждан проживающих в аварийном доме, заключается в направлении необходимой документации в Комитет по управлению имуществом. Фактическим отселением районная администрация не занимается. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Суд с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статье 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 стать 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Судом установлено, что <дата> между администрацией Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» и Сахаровой Л.П. заключен договор социального найма жилого помещения №, однокомнатной квартиры общей площадью 27,6 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 10). Согласно пункту 3 договора социального найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены ее семьи сын Сахаров Д.С. и сноха Сахарова А.Н.. <дата> между администрацией Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» и Сахаровой Л.П. было заключено дополнительное соглашение № к договору социального найма жилого помещения №, в части пункта 3, а именно вселения в вышеназванную квартиру члена семьи внучки Сахаровой А.Д. (л.д. 25). Из справки ООО «<данные изъяты>» и копий паспортов установлено, что истца Сахарова Л.П., Сахаров Д.С., Сахарова А.Н. и Сахарова А.Д. в указанной квартире проживают и зарегистрированы (л.д. 11, 12, 13, 14, 16) Заключением Межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от <дата> (л.д. 17-18) принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО «<данные изъяты> от <дата>: двухэтажное, кирпичное, жилое здание было построено в 1917 году. Исходя из фактического состояния основных несущих конструкций здания, можно сделать вывод, что производить капитальный ремонт или реконструкцию здания нецелесообразно. Физический износ конструкций составляет 60-65%. Жилой дом подлежит сносу, так как его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни людей. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» № от <дата> (л.д. 19) на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме <адрес> возложена обязанность по отселению. На главу администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность по предоставлению отселяемым собственникам жилых помещений по договорам социального найма. Сторонами в судебном заседании не оспорено, что собственником многоквартирного дома № является администрация муниципального образования «Город Саратов», мероприятия по отселению не момент принятия решения не выполнены. Как следует из Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года №10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления. Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым их этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда, либо за счет соответствующей организации. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцам вне очереди жилые помещения, возникли после <дата> - наступление фактической непригодности дома, повлекшее его признание аварийным. Поскольку вышеуказанные обстоятельства возникли после введения в действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации (с <дата>), к обязательствам ответчика по предоставлению истцам жилого помещения взамен утраченного, следует применять нормы, действующего жилищного законодательства. Согласно пункту 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договору социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу пунктов 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В силу статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 марта 1997 года № 12-ЗСО нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В соответствии со статьями 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 марта 1997 года № 12-ЗСО, вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств, стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно статьям 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. На основании пункта 1.1 статьи 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 №, от 27.09.2011, № 119-ЗСО), гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. В связи с указанными обстоятельствами и приведенными нормами Конституции РФ и закона, истцы вправе требовать предоставления им жилого помещения по договору социального найма взамен признанного аварийным и непригодным для проживания. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец Сахарова Л.П. и члены ее семьи имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания, они не обеспечены жильем до настоящего времени. Положения статьи 32 ЖК РФ не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании, бесспорно, установлено, что дом непригоден для проживания, а истец и члены ее семьи в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, распоряжением администрации на собственников признанного непригодным для проживания жилого дома не возлагалась обязанность по сносу дома. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса, в соответствии с которым обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», поскольку как указано выше, в силу действующих норм закона именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу. Кроме того, прокурором не заявлено каких-либо оснований предъявления им иска к данному ответчику. Поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, иное толкование закона не допустимо. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете. При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных норм закона, в целях защиты прав нанимателя аварийного жилья Сахаровой Л.П. администрация муниципального образования «Город Саратов», обязана предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, на семью из четырех человек, в черте города Саратова, общей площадью не менее 27,6 кв.м. В связи с этим исковые требования в данной части подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд решил: Исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Сахаровой Л.П., Сахарова Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Сахаровой Л.П., Сахарову Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д. благоустроенное жилое помещение, на семью из четырех человек, в черте города Саратова, общей площадью не менее 27,6 кв.м. Исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Сахаровой Л.П., Сахарова Д.С., Сахаровой А.Н., Сахаровой А.Д. к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Саратова. Судья: Подпись Р.В. Рыбаков Мотивированное решение изготовлено <дата>