о защите прав потребителей



Дело № 2-1357/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года                                          город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.

с участием:

1) представителя истца Межрегиональной общественной организации «Защита прав потребителей «Содействие» - Журавлева В.А., действующего на основании доверенности от <дата> ,

2) представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» - Алешиной А.П., действующей на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации «Защита прав потребителей «Содействие», действующей в интересах неопределённого круга потребителей, к обществу с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» о защите прав потребителей

установил:

Межрегиональная общественная организация «Защита прав потребителей «Содействие» (далее - МОО ЗПП «Содействие»), действуя в интересах неопределённого круга потребителей, обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» (далее - ООО «Бир Клаб») о защите прав потребителей. Требования основаны на следующем.

<дата> представителем МОО ЗПП «Содействие», общественным контролером свидетель 4, в соответствии со статьёй 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», был проведён общественный контроль соблюдения прав неопределенного круга потребителей в отношении ООО «Бир Клаб», торговая точка, которого находится по адресу: <адрес>.

В силу статьи 45 названного Закона, при осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов) предоставления качественных и безопасных товаров (работ, услуг), необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и информации о товарах (работах, услугах).

В результате проведенных мероприятий общественного контроля выявлено следующее.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона, если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

Согласно статье 7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со статьёй 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: - наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; - сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; - цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; - гарантийный срок, если он установлен; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); - срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; - адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; - информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); - указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В частности, истцом выявлено отсутствие обязательной информации о товаре - непредставление по требованию документа о соответствии товара техническим регламентам (декларация о соответствии/сертификат о соответствии) на следующий товар: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы) «<данные изъяты>», изготовитель ООО <данные изъяты>», вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей; б) строганина из говядины, сыровяленный продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель ООО «<данные изъяты>»; в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль.

Ответчиком нарушен пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55, которым установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию одним из следующих документов: - сертификат или декларация о соответствии; - копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; - товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», одной из целей подтверждения соответствия, является содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.

На основании статьи 20 названного Федерального закона существуют добровольная и обязательная формы подтверждения соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: - принятия декларации о соответствии; - обязательной сертификации.

Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года № 982, указанный выше товар подлежит обязательному декларированию соответствия, код позиции на слайсы и строганину: 92 1015,92 1018,92 1110,92 1190, креветки: 92 6500.

Таким образом, сертификат соответствия и декларация соответствия содержат информацию о товаре, их непредставление нарушает права потребителя на получение информации о товаре.

Также истцом установлено отсутствие необходимой информации на расфасованном товаре: креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль. На данном расфасованном товаре отсутствует наименование, цена за один килограмм, фамилия или номер весовщика, дата фасования и срок годности.

Ответчиком нарушен пункт 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55, в соответствии с которым, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

Согласно статьям 8, 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

При проведении проверки истцом выявлено отсутствие при проведении контроля в наглядной и доступной форме для ознакомления потребителей Правил продажи отдельных видов товаров.

Тем самым, по мнению истца, ответчиком нарушено право неопределенного круга потребителей, предусмотренное пунктом 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55, в соответствии с которым правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

По результатам проведённых мероприятий, общественным контролером были зафиксированы нарушения в акте от <дата>.

МОО ЗПП «Содействие», руководствуясь Уставом организации, статьями 45, 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», статьёй 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также на основании выявленных нарушений неопределенного круга потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный законом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Сайт <данные изъяты> направлен на доведение информации до неопределённого круга потребителей, МОО «ЗПП «Содействие», выступающая истцом, как лицо заинтересованное в исполнении решения суда может проконтролировать исполнение решения в указанной части. Указанный сайт направлен на всестороннюю поддержку потребителей, имеет высокое число посещений, а также имеет специальный раздел для размещения судебных решений.

В соответствии со статьёй 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу) всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

На основании данной нормы, истец просил суд обязать ответчика возместить расходы, связанные с защитой прав неопределенного круга потребителей.

В связи с этим МОО ЗПП «Содействие» просила суд:

- признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей следующие действия ответчика: - непредставление по требованию документа о соответствии товара техническим регламентам: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы) «<данные изъяты>», изготовитель ООО «<данные изъяты>», вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей; б) строганина из говядины, сыровяленый продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель ООО «<данные изъяты>»; в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; - в отсутствии необходимой информации на расфасованном товаре: креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; в отсутствии при проведении контроля в наглядной и доступной форме для ознакомления потребителей Правил продажи отдельных видов товаров.

- прекратить указанные противоправные действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей;

- обязать ответчика довести в установленный судом срок до сведения потребителей решение суда, путем размещения на сайте www.потребительправ.рф;

- взыскать с Ответчика в пользу МОО ЗПП «Содействие» расходы на оплату услуг представителя, в размере 4 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать полностью по следующим основаниям.

Как следует из содержания искового заявления, основанием для обращения в суд с данным иском послужили нарушения, выявленные в ходе проведения специалистами истца общественной проверки. При этом истец в исковом заявлении не указал, на каком основании им была проведена указанная проверка, результатом которой стал акт от <дата>. Вместе с тем к исковому заявлению приложено направление , сведения о наличии которого на момент составления акта у специалиста, проводившего проверку, отсутствовали. Данное обстоятельство ставит под сомнение законность действий лица, осуществлявшего общественный контроль от имени общественной организации на момент проведения проверки.

Требования истца основаны на том, что ответчиком, в период проводимой проверки, не были предоставлены сертификат или декларация соответствия на товар, на расфасованном товаре отсутствовала необходимая информация, отсутствовала в наглядной и доступной форме информация в виде Правил продажи отдельных видов товаров.

В соответствии со статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В подтверждение заявленных исковых требований общественная организация представила акт от <дата>. Однако акты, составляемые общественными организациями, по мнению ответчика, не являются, по сути, абсолютными доказательствами, поскольку составляются не государственными контролирующими органами. Фактически данные акты - это всего лишь форма фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

Таким образом, следуя требованиям указанной статьи, следующими действиями МОО ЗПП «Содействие» после проведения проверки, по мнению ответчика, должны были быть действия по направлению в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов. Однако доказательств совершения истцом таких действий, прямо предусмотренных законом, а также документов уполномоченных органов по пресечению нарушенных прав потребителей, истцом не представлено.

На основании статьи 6 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку в действующем законодательстве отсутствуют правила осуществления общественными объединениями общественного контроля за соблюдением прав потребителей, то, исходя из смысла статьи 6 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению ответчика, возможно применение при разрешении данного спора положения статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, в силу статьи 16 названного Закона, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки (в акте от <дата> отсутствует указание на время); 2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (в акте от <дата> отсутствует); 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки (в акте от <дата> указано не в полном объеме); 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (в акте от <дата> отсутствует), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учёта проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; 9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Кроме того, в акте от <дата> нет ни одной подписи, свидетельствующей об участии в проведении общественного контроля представителя ответчика. Также отсутствуют сведения о том, что ответчик, либо его представитель каким-либо образом были уведомлены о проведении общественного контроля.

Также истцом представлена накладная от <дата>. Сама по себе накладная лишь подтверждает факт приобретения у продавца товара покупателем.

Что касается накладной, ссылка на которую имеется в акте, то данный документ не содержит информации, позволяющей идентифицировать товар, приобретенный у ответчика с товаром, указанным в исковом заявлении. Приобретенный истцом товар не приобщался к акту от <дата>, а в накладной не отражены нарушения, указанные в иске. Доказательства возврата товара продавцу ответчиком также не представлены. Ответчик считал, что данный документ не может быть признан достоверным доказательством заявленных истцом требований. Кассовый чек, указанный в акте, истцом не представлен.

Свидетель свидетель 5, указанная в акте, является также общественным контролером МОО ЗПП «Содействие», что следует из акта проверки от <дата>, который поступил в адрес ответчика по другому исковому материалу. В том акте в качестве свидетеля указана свидетель 4 Данное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности свидетеля свидетель 5 в результатах рассмотрения дела.

Иные доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных исковых требований, истцом в иске не указаны.

В ассортименте товара, реализацию которого осуществляет ответчик, имеется, в том числе и товар, наименование которого указано в иске. На данный товар, как и на другой товар, имеются сертификаты и декларации соответствия.

Истцом в исковом заявлении указано, что ответчиком нарушен пункт 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55. Однако данный пункт правил, по мнению ответчика, не может быть применён к товару, реализуемому ответчиком, поскольку ООО «Бир Клаб» закупает и реализует товар, расфасованный изготовителем, что подтверждается фотоснимками.

Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации размещены в наглядной и доступной форме на информационном стенде магазина ответчика.

Ответчик считал, что ООО «Бир Клаб» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, а исковые требования о признании этих действий противоправными не основаны на обстоятельствах дела и не подтверждены доказательствами.

В соответствии со статьёй 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Между ООО «Бир Клаб» и <данные изъяты> был заключен договор на оказание юридических услуг. Согласно квитанции ООО «Бир Клаб» оплатило за оказание юридической помощи 9 000 рублей.

В связи с этим, представитель ответчика ООО «Бир Клаб» просил в удовлетворении иска отказать полностью, взыскать с истца в пользу ООО «Бир Клаб» расходы на оплату услуг представителя в сумме 9 000 рублей.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из преамбулы к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно статье 45 названного Закона граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей, в том числе, вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Как установлено судом, МОО ЗПП «Содействие» является основанным на членстве добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе и на основе совместной деятельности граждан для защиты общности их интересов для содействия защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, защиты их интересов, повышения роли общественности в обеспечении реализации законодательства о защите прав потребителей.

Для достижения уставных целей МОО ЗПП «Содействие» осуществляет общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направляет в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвует в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей); предъявляет иски в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) в отношении неопределённого круга потребителей.

МОО ЗПП «Содействие» является действующим юридическим лицом.

Данные обстоятельства подтверждаются уставом МОО ЗПП «Содействие» (листы дела ), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (листы дела ).

Как следует из акта выявленных нарушений по результатам осуществления общественного контроля за соблюдением прав потребителей от <дата> (лист дела ) <дата> общественным контроллёром МОО ЗПП «Содействие» свидетель 4 осуществлён общественный контроль за соблюдением прав потребителей предприятием потребительского рынка ООО «Бир Клаб», расположенным по адресу: <адрес>. Контроль осуществлялся в присутствии продавца свидетель 1.

Общественным контроллёром был приобретён следующий товар: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы) <данные изъяты> изготовитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей, б) строганина из говядины, сыровяленый продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль, на общую сумму покупки в размере 254 рублей.

При этом, на фасованном товаре креветки королевские отсутствовало наименование производителя, цена за один килограмм, фамилия или номер фасовщика, дата изготовления и срок годности.

На приобретённые товары на момент осуществления общественного контроля не были предоставлены сертификаты и декларации соответствия.

В уголке потребителя отсутствовали Правила торговли.

Продавец ООО «Бир Клаб» свидетель 1 была ознакомлена с данным актом <дата>, ей была вручена копия акта. В предусмотренной в акте графе, она свои объяснения не указала.

Допрошенная в судебном заседании свидетель свидетель 4 подробно, последовательно, аргументировано подтвердила изложенные в акте обстоятельства. Не верить показаниям данного свидетеля у суда нет оснований.

К показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля свидетель 1 суд относится критически, поскольку свидетель находится в трудовых отношениях с ответчиком ООО «Бир Клаб», указанные выше нарушения прав потребителей допущены в период её работы и она может быть заинтересована в исходе дела. Показания свидетеля противоречат письменному доказательству - акту от <дата> , с которым свидетель был ознакомлен и о своём несогласии с изложенными в акте обстоятельствами в отведённой для этого графе ничего не указал. Кроме того, показания свидетеля в части предоставления сертификатов соответствия на товары путаны и противоречивы.

Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля свидетель 3 неконкретны и не опровергают приведённые выше обстоятельства.

К показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля свидетель 2 в части того, что в магазине ООО «Бир Клаб» <дата> все креветки продавались только в заводской упаковке, суд также относится критически, поскольку они противоречат указанному письменному доказательству и показаниям свидетеля свидетель 4. Кроме того, у суда вызывает сомнения тот факт, что рядовой покупатель по истечении длительного времени с <дата> до <дата> в состоянии помнить весь ассортимент товара.

Представленные ответчиком декларации соответствия на товар (листы дела ) и фотография информационного стенда с правилами торговли (лист дела ) не подтверждают их наличие на момент осуществления общественного контроля за соблюдением прав потребителей, и их предоставление по требованию потребителей.

На представленных ответчиком фотографиях товара (листы дела ) изображены не те креветки, которые приобретались при осуществлении общественного контроля, что подтвердила и продавец свидетель 1.

В силу части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что <дата> в магазине ООО «Бир Клаб» по адресу: <адрес> по требованию общественного контроллёра не были предоставлены документы о соответствии техническим регламентам товара: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы<данные изъяты>», изготовитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей, б) строганина из говядины, сыровяленый продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; отсутствовала необходимая информации на расфасованном товаре: креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; отсутствовали в наглядной и доступной форме для ознакомления потребителей Правила продажи отдельных видов товаров, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55.

Доводы представителя ответчика ООО «Бир Клаб» о том, что действия общественных объединений потребителей при осуществлении общественного контроля за соблюдением прав потребителей подпадают под предмет регулирования Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд считает несостоятельными, поскольку как следует из статьи 1 названного Федерального закона он регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением прав потребителей урегулирован специальным законом - Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В силу статьи 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», одной из целей подтверждения соответствия, является содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.

В силу статьи 20 названного Федерального закона существуют добровольная и обязательная формы подтверждения соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: - принятия декларации о соответствии; - обязательной сертификации.

Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года № 982, указанный выше товар подлежит обязательному декларированию соответствия.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

Как установлено пунктами 9, 12, 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55, настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.

На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При таких обстоятельствах, учитывая, установленные судом нарушения ответчиком ООО «Бир Клаб» приведённых выше требований закона, суд считает необходимым возложить на ответчика ООО «Бир Клаб» обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся <дата>: в непредставлении документа о соответствии техническим регламентам товара: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы) «<данные изъяты>», изготовитель общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей, б) строганина из говядины, сыровяленый продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; в отсутствии необходимой информации на расфасованном товаре: креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; в отсутствии в наглядной и доступной форме для ознакомления потребителей Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55.

Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В этой связи, суд считает необходимым возложить на ответчика ООО «Бир Клаб» обязанность довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, определив его с учётом требований достаточности и разумности, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно абзацу 4 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» одновременно с удовлетворением иска в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесённых по делу судебных издержек.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как установлено судом, истцом МОО ЗПП «Содействие» понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей, что подтверждается договором на оказание услуг по предоставлению персонала (специалистов), оказание юридических услуг от <дата> (листы дела ), дополнительным соглашением к договору от <дата> (лист дела ), платёжным поручением от <дата> (лист дела ).

Учитывая категорию данного гражданского дела, подготовку представителем искового заявления, участие представителя истца в двух судебных заседаниях, учитывая отсутствие возражений ответчика по поводу чрезмерности расходов, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.07.2007 года № 382-О-О, и исходя из требований разумности и справедливости, суд находит расходы истца на оплату услуг представителя в сумме 4 000 рублей заявленными в разумных пределах и считает возможным взыскать их с ответчика ООО «Бир Клаб» в пользу истца МОО ЗПП «Содействие».

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в местные бюджеты, в том числе, в бюджет городского округа.

Согласно Уставу города Саратова, принятому решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649, муниципальное образование «<данные изъяты>» имеет статус городского округа.

Исходя из удовлетворенных исковых требований и руководствуясь пунктом 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «Бир Клаб» в бюджет муниципального образования «<данные изъяты>» следует взыскать государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Межрегиональной общественной организации «Защита прав потребителей «Содействие», действующей в интересах неопределённого круга потребителей, к обществу с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» о защите прав потребителей - удовлетворить.

Возложить на ответчика общество с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся <дата>: в непредставлении документа о соответствии техническим регламентам товара: а) соломка мясная из говядины (мясные слайсы) «<данные изъяты>», изготовитель общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», вес 20 грамм, стоимостью 55 рублей, б) строганина из говядины, сыровяленый продукт, вес 25 грамм, стоимостью 48 рублей, производитель общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в) креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; в отсутствии необходимой информации на расфасованном товаре: креветки королевские, замороженные, расфасованные, вес 500 грамм, стоимостью 151 рубль; в отсутствии в наглядной и доступной форме для ознакомления потребителей Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55.

Возложить на ответчика общество с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» обязанность довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика общества с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» в пользу Межрегиональной общественной организации «Защита прав потребителей «Содействие» судебные расходы в сумме 4 000 рублей.

Взыскать с ответчика общества с ограниченной ответственностью «Бир Клаб» в бюджет муниципального образования «<данные изъяты>» государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда составлено <дата>

Судья      подпись                    А.П. Совкич