Дело № 2-964/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года г.Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Долговой С.И., при секретаре Проскуриной Е.А., с участием истца Фефилова М.Л., представителя истца по доверенности Егоровой Н.В., представителей ответчиков Абушаевой Г.А., Сизовой И.В., Кулаковой Е.А., Верясовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефилова М.Л., Доротти Л.В., Егоровой Л.А., Егорова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания»,администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», управлению культуры администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имущества г.Саратова, комитету по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму Саратовской области, ФГБУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева», комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Степанов Е.В., Рыбаков А.И., Иконников А.В., Иконников А.В., Иконникова Ю.В. о понуждении к исполнению обязательства, компенсации морального вреда, установил : Истцы обратились в суд с первоначальным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания» о понуждении к исполнению обязательства, компенсации морального вреда. В ходе судебного заседания истцы уточнили исковые требования в обоснование которых указали, что истцы проживают в жилых помещениях по адресу: <адрес>, принадлежащих по договорам социального найма. Истец Фефилов М.Л. прописан в <дата> ответственный квартиросъемщик с <дата>. (л/с <данные изъяты> Доротти Л.В. прописана в <дата>., ответственный квартиросъемщик с <дата> (л/с <данные изъяты> Егорова Л.А. вселена и прописана по ордеру в <дата> г. Оплату жилищно-коммунальных услуг производят по счетам-квитанциям ООО «Жилищно-управляющая компания». Задолженности по оплате не имеется. Ответчик эксплуатирует дом ненадлежащим образом в нарушение обязанностей в соответствии со ст.65 ЖК и ст. 309 ГК РФ. В соответствии с актом обследования, утвержденном распоряжением Администрации Октябрьского района г. Саратова от <дата> № дому <адрес> требуется срочный капитальный ремонт. Однако до настоящего времени капитальный ремонт не проведен. Профилактические мероприятия ответчиком не проводятся. Помещения непригодны для постоянного проживания. Часть жильцов вынуждены проживать в съемных квартирах, остальным приходится проживать в опасном доме. Печи отопления и дымоходы требуют срочного ремонта, в жилых помещениях ощущается задымленность. В квартире семьи Егоровой Л.А. по причине разрушения печи с <дата> вообще отсутствует отопление. В холодную погоду приходится использовать электронагревательные приборы, что приводит к дополнительному расходу денежных средств и создает некомфортную обстановку. <дата> был пожар после возгорания чердачного перекрытия от одного из дымоходов (трубы). <дата> произошло обрушение кирпичной кладки стены фасадной части дома, пострадала молодая женщина. Пристройка с лестничным маршем для подъема в № отходит от здания. Жильцы вынуждены были самостоятельно обложить кирпичом подгнивший деревянный столб, поддерживающий пристройку. Степень благоустройства дома позволяет предоставлять жильцам коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. В течение последних шести лет жильцы вынуждены периодически обращаться в аварийную службу в связи с аварийностью канализационной системы. С <дата> их обращения в управляющую компанию по вопросу ликвидации засора канализации остаются без удовлетворения. С <дата> труба водоснабжения перекрыта. Для мытья посуды и исполнения других бытовых потребностей приходится пользоваться различными приспособлениями, а грязную воду выносить ведрами во двор. Стирка белья проблематична. Истцы вынуждены полностью пользоваться услугами бани, что требует затрат времени и денежных средств. Отсутствие водоснабжения, водоотведения и отопления вызывает антисанитарию, создает неудобства и угрожает здоровью. Проживанием в ужаснейших условиях нарушаются конституционные права истцов на жизнь и охрану здоровья: ст. 20, 40 Конституции РФ. Круговерть переписки и хождение по разным инстанциям не дают ясности в решении проблем и создают нервозную обстановку. В результате бездействия ответчиков в течение длительного времени истцам наносятся физические, нравственные и душевные страдания. В связи с изложенным истцы просят обязать ООО «Жилищно-управляющая компания» провести ремонт канализационной системы, обеспечив пользование жильцами водоснабжением и водоотведением в полной мере в срок до <дата> Обязать Администрацию МО «Город Саратов» совместно с ООО «Жилищно-управляющая компания» провести ремонт печей и дымоходов с привлечением ими специализированной организации в срок до <дата>. Взыскать с ответчиков в счет возмещения морального вреда, а именно: с ООО «Жилищно-управляющая компания»: в пользу истца Фефилова М.Л. в размере восемьдесят тыс. руб.; в пользу истца Доротти Л.В. в размере двести тыс. руб.; в пользу истца Егорова А.А. в размере триста тыс. руб.; в пользу истца Егоровой Л.А. в размере девятьсот тыс. руб.; с Администрации МО «Город Саратов»: в пользу истца Фефилова М.Л. в размере сто шестьдесят тыс. руб.; в пользу истца Доротти Л.В. в размере четыреста тыс. руб.; в пользу истца Егорова А.А. в размере шестисот тыс. руб. Истец Фефилов М.Л., представитель истца Егорова А.А. по доверенности Егорова Н.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, дали пояснения аналогичные изложенным выше и просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. Истцы Доротти Л.В., Егоров А.А., Егорова Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в деле имеются заявления, исковые требования поддерживали. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Абушаева Г.А. в ходе судебного заседания возражала против заявленных исковых требований и просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, согласно доводам изложенным в возражении на исковое заявление, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №491 и правилами №170 ответственность по проведению ремонтных работ возложена на управляющую компанию. В данной ситуации дом признан аварийным, истцы, пользуясь своим правом идут в суд с исковым заявлением о предоставлении им другого жилого помещения, а потом они подают другое заявление о выполнении обязательных работ ответственными лицами, не дождавшись исполнения предыдущего решения. Представитель ответчика ООО «ЖУК» по доверенности Сизова И.В. в ходе судебного заседания возражала против заявленных исковых требований, поддержала доводы возражений представленных в материалы дела, дополнив, что с их стороны они предоставляли в администрацию локальный сметный расчет с указанием конкретных видов работ. Было установлено, что печь непригодна для использования, требуется ее капитальный ремонт. Согласно Постановлению Правительства №491 границей эксплуатационной ответственности управляющей компании является внешняя стена здания. При наличии согласия разграничение возможно по колодцу, а при отсутствии акта граница определяется по балансовой принадлежности. Кроме того был предоставлен перечень канализационных сетей, которые передаются на обслуживание <данные изъяты> однако подтверждения от них не получили, что данная сеть находится в их обслуживание на их балансе. Бесхозных сетей много. Считает, что сумма морального вреда не соответствует заявленным требованиям, люди хотят за чей-то счет сделать ремонт или получить другое жилье. Представитель ответчика комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Кулакова Е.А., в ходе судебного заседания возражала против заявленных исковых требований истцов, поддержав доводы изложенные в возражении на исковое заявление, пояснив, что из представленных договоров видно, что администрация МО «Город Саратов» все обязанности по управлению домом возложила на управляющую компанию. Согласно постановлению Правительства №491 обязательствами по управлению домом являются выполнение работ по содержанию общего имущества, система водоотведения, а также другое общее имущество. Данную обязанность должны нести управляющие компании. Кроме того, не согласны с суммой морального вреда, она слишком завышена. Жильцы поясняют, что они снимают квартиру, но в деле нет ни одного договора найма жилья и сумма не обоснованна. Считает сумму морального вреда завышенной. Представитель ответчика ФГБУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» по доверенности Верясовой Е.А. в ходе судебного заседания поддержала доводы отзыва на исковое заявление представленных в материалы дела (том 2 л.д. 21-23), указав, что не имеют отношения к спорному домовладения и требования истцов к администрации и управляющей компании подлежат удовлетворению в полном объеме. Представители ответчиков управления культуры администрации МО «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова, администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму Саратовской, третьи лица комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Степанов Е.В., Рыбаков А.И., Иконников А.В., Иконников А.В., Иконникова Ю.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили. Суд с согласия участников процесса в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, ответчиков, третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам. Суд, выслушав истца, представителя истца, представителей ответчиков исследовав материалы гражданского дела, полагает требования истцов подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.123 Конституции Российской Федерации, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Согласно положению ч. 2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. В судебном заседании было установлено, и не было оспорено сторонами, что на основании договора социального найма № от <дата> Фефилов М.Л. является нанимателем квартиры <адрес>, на основании договора социального найма № от <дата> Доротти Л.В. является нанимателем квартиры <адрес>, на основании договора социального найма № от <дата> Егорова Л.А. является нанимателем квартиры <адрес> и членом ее семьи является Егоров А.А. ( том 1 л.д.7-9), а также указанные обстоятельства подтверждаются вступившими в законную силу решениями <данные изъяты> от <дата>, <дата> и <дата> (том 1 л.д.94-100,161-163). В соответствии с договорами социального найма жилого помещения №, №, № наймодатель Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» передает нанимателям Фефилову М.Л., Егоровой Л.А., Доротти Л.В. и членам их семей в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования «Город Саратов» по адресу: <адрес>. Также установлено, что распоряжением <данные изъяты> от <дата> № объектом культурного наследия был признан дом «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>. Данное строение, как объект истории, относится к объекту регионального значения ( том 1 л.д. 210-223). Судом установлено, что собственником квартиры <адрес> является Степанова Е.В., что подтверждается выпиской из <данные изъяты> от <дата>. Собственниками квартиры <адрес> являются Иконникова Ю.В., Иконников А.В., Иконников А.В., что подтверждается выпиской <данные изъяты> от <дата>. Собственником квартиры <адрес> является Рыбакова А.И., что подтверждается выпиской из <данные изъяты> от <дата>( том 2 л.д. 6-10). Администрация муниципального образования «Город Саратов» является собственником квартир <адрес> Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение, платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Федеральным законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда предоставляется финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Статьей 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8). Из «Положения об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), введенного в действие с 1 июля 1989 года, следует, что установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кирпичных жилых зданий до постановки на капитальный ремонт 20 лет, а также максимальные эффективные сроки службы: трубопроводов, стояков и радиаторов - 30 лет при открытых схемах и 40 лет при закрытых схемах, туалетных кранов - 10 лет, водоразборных кранов - 10 лет, унитазов керамических и смывных бачков - 20 лет, латунных вентилей - 20 лет, смесителей - 15 лет, ванн стальных - 25 лет, кухонных моек - 15 лет, деревянных оконных переплетов в жилых зданиях - 40 лет, входных дверей в квартиру - 40 лет, отопительные печи и кухонные очаги -30 лет. Согласно приложению № 8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к капитальному ремонту отнесено проведение полной замены существующих систем центрального отопления горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизирующих отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, установка поквартальных счетчиков горячей и холодной воды при замене сетей); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; Согласно п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 г. №15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износами разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения. Согласно подп. «е» п. 10 постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения. Согласно абз. 2 подп. «е» п. 4 «Типового договора социального найма 1А,. жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). В соответствии с ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им. Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», наниматель в качестве пользователя жилым помещением обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; производить текущий ремонт жилого помещения. Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года № 312, в приложении № 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов. Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение № 1,2) определен перечень работ, входящих в плату за содержание жилья п.1. Содержание общего имущества жилого дома: б) водопровод и канализация, горячее водоснабжение: смена прокладок и набивка сальников в водопроводных и вентильных кранах в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных; уплотнение сгонов; регулировка смывных бачков в технических помещениях; прочистка трубопроводов горячего и холодного водоснабжения; временная заделка свищей и трещин на внутренних трубопроводах и стояках; консервация и расконсервация поливочной системы; утепление трубопроводов; прочистка дренажных систем; проверка исправности канализационной вытяжки; прочистка канализационных стояков от жировых отложений; проветривание канализационных колодцев; прочистка люков и закрытие крышек канализационных колодцев; прочистка дворовой канализационной сети; устранение течи санитарно-технических приборов в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных; утепление трубопроводов в технических подполья. Определен перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) п.12 водопровод и канализация, горячее водоснабжение: уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий; восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы; смена отдельных водоразборных кранов, смесителей, душей, моек, раковин, умывальников, унитазов, ванн, запорной арматуры в квартирах вследствие истечения их срока службы; утепление и замена арматуры водонапорных баков на чердаке; замена отдельных участков и удлинение водопроводных наружных выпусков для поливки дворов и улиц; замена внутренних пожарных кранов; ремонт насосов и электромоторов, замена отдельных насосов и электромоторов малой мощности; замена отдельных узлов водонагревательных колонок; замена дымоотводящих патрубков, вышедших из строя вследствие их физического износа; прочистка ливневой и дворовой канализации, дренажа. Как видно из представленного технического паспорта, дом <адрес> введен в эксплуатацию до 1917 года. Из представленных суду документов следует, что действительно в данном доме собственниками квартир являются физические лица, процент собственности которых в доме составляет 34,9 % голосов, собственником оставшейся части имущества 65,06 % является муниципалитет. Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания на момент первоначального признания жилого дома аварийным, актом обследования жилого дома от <дата> межведомственной комиссией и утвержденного распоряжением администрации Октябрьского района г. Саратова <дата>, находился полностью в муниципальной собственности ( том 1 л.д.10). Сторонами ответчика в ходе судебного заседания не представлено каких либо доказательств о проведении, с 1917 года, каких либо капитальных работ в доме. Согласно актам осмотра печного оборудования в спорной квартиры от <дата>, от <дата> и заключения <данные изъяты> печное отопление отключено и требует полной перекладки, содержание азота диоксида в воздухе спорной квартиры превышает допустимых норм (том 1 л.д.37-39,44-45), указанные обстоятельства также подтверждаются ответом ООО «ЖУК» в прокуратуру Октябрьского района г.Саратова от <дата> согласно которому, отопление в квартире отсутствует ввиду нахождения печи в аварийном состоянии и представленной локальной сметой, согласно которой требуется полная замена печного оборудования или его перекладка в полном объеме (том 1 л.д.55-58,60,116-117). Согласно ч.1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решениями <данные изъяты> по искам истцов к администрации муниципального образования «Город Саратов», было установлено, что «согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от <дата> № (с изменениями от <дата> №) жилые помещения № расположенные по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям предъявляемым к жилым помещениям и непригодны для постоянного проживания в них на основании технического заключения о состоянии основных строительных конструкций жилого дома <адрес> подготовленного <данные изъяты> В силу ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Как следует из абз. «и» п. 9 Правил пользования жилыми помещениями от 21.01.2006 г. № 25 наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ. В соответствии с п. 4.1. Постановления Мэра от 12 мая 2005 г. «О мерах по реализации на территории города Саратова положений Жилищного кодекса Российской Федерации и порядке участия муниципального образования «Город Саратов» в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности» (вместе с «Положением о порядке участия муниципального образования «Город Саратов» в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности») основной задачей представителя муниципального образования «Город Саратов» является сохранение объектов жилищного фонда, переданных на обслуживание управляющим компаниям. Вышеназванным постановлением утверждено Положение о порядке участия муниципального образования «Город Саратов» в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, согласно которому инициатором проведения общего собрания может выступать любой собственник помещений в многоквартирном доме, группа собственников (инициативная группа), в том числе администрация соответствующего района, либо ее представитель, действующие от имени муниципального образования «Город Саратов» на основании надлежащим образом оформленной доверенности. Инициатор по проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме совместно с администрацией соответствующего района проводит подготовку общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в котором имеется доля муниципального образования в следующем порядке: на основании технической документации и сведений о собственниках жилых помещений производит расчет доли участия каждого собственника в общем имуществе жилого дома и определяет количество голосов каждого собственника на общем собрании (пункты 2.2., 2.3). <дата> межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу дано заключение о несоответствии помещений № расположенных по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещения, как находящихся в доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции. В соответствии с частью 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи. Из изложенного следует, что если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. В соответствии с п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее по тексту - Положения) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Таким образом порядок и процедура выполнения действий необходимых для проведения реконструкции жилого помещения определены вышеприведенными нормами права. Несмотря на это, органом местного самоуправления не были приняты какие-либо меры для отселения физических лиц из многоквартирного дома с целью его реконструкции и до настоящего времени жильцы не отселены, работы по реконструкции помещения не начаты. Анализ действующих норм законодательства, а также установленных обстоятельств по делу дает основание суду по возложению на наймодателя - администрацию муниципального образования «Город Саратов», обязанность провести ремонт печей и дымоходов с привлечением специализированной организации, и скорейшего восстановления нарушенного права истцов определить срок до <дата> Суд не может согласиться с доводами ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличие обязанностей у остальных собственников дома и возложения на них расходы, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, не освобождает бывшего наймодателя от исполнения возникшей у него обязанности по производству капитального ремонта дома. Названная норма не предусматривает прекращение данного обязательства в случае отчуждения приватизированного жилого помещения иному лицу. Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поскольку осуществление капитального ремонта дома является необходимым условием для нормального использования жилых помещений по их назначению, при отчуждении приватизированного жилого помещения, в том числе и в случае его неоднократного отчуждения, новый собственник вправе потребовать от бывшего наймодателя исполнения обязанности по проведению капитального ремонта. Тот факт, что лицо, приватизировавшее квартиру, не потребовало от бывшего наймодателя проведения капитального ремонта конструктивных элементов дома, данное обязательство не прекращает, так как по своей сути данное требование является требованием об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), а как следует из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие возражений предыдущего собственника имущества против нарушений права собственности, не связанных с лишением владения, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска нового собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения. Требование истцов о компенсации морального вреда к администрации муниципального образовании «Город Саратов» удовлетворению не подлежит, так как в данном случае имеет место нарушение имущественных прав истцов, а в силу положений ст. 151 ГК РФ обязанность денежной компенсации морального вреда может быть возложена судом на нарушителя личных неимущественных прав гражданина, лицо, посягнувшее на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», на который ссылаются истцы в исковом заявлении, к спорным правоотношениям не применим, так как обязанность по производству капитального ремонта возникла у Администрации муниципального образования «Город Саратов» не в связи с выполнением работ или оказанием услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, а как наймодатель жилого помещения находящегося в муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», а также внесены изменения в законодательство, регулирующее порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию, природный газ и порядок пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. «Коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Пунктом 9 Правил № 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п. 10 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. Пункт 49 Правил устанавливает обязанности исполнителя: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; е) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал; ж) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. В силу пункта 64 Правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). В соответствии с п. 65 Правил сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Пункт 67 Правил устанавливает, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Из пункта 68 Правил следует, что если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. Согласно п. 69 Правил в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с п. 70 Правил датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. В силу п. 71 Правил акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Согласно п.73-74 Правил акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета. В ходе рассмотрения дела установлено, что <дата> истцы обратились с заявлением в управляющую компанию Общество с ограниченной ответственностью «ЖУК» об устранении аварийной ситуации и обеспечении жильцов пользованием канализации в полном объеме, согласно актам от <дата> прочистка канализации после восстановления выпуска канализационной трубы, от <дата> водоотведение в помещении истцов не возобновлено ввиду наличия засора в стояке (том 1 л.д.11, 115,том 2 л.д.18). Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение № 1,2) определен перечень работ, входящих в плату за содержание жилья п.1. Содержание общего имущества жилого дома: б) водопровод и канализация, горячее водоснабжение: смена прокладок и набивка сальников в водопроводных и вентильных кранах в технических подпольях, регулировка смывных бачков в технических помещениях; прочистка трубопроводов горячего и холодного водоснабжения; временная заделка свищей и трещин на внутренних трубопроводах и стояках; консервация и расконсервация поливочной системы; утепление трубопроводов; прочистка дренажных систем; проверка исправности канализационной вытяжки; прочистка канализационных стояков от жировых отложений; проветривание канализационных колодцев; прочистка люков и закрытие крышек канализационных колодцев; прочистка дворовой канализационной сети; устранение течи санитарно-технических приборов в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных; утепление трубопроводов в технических подполья. Определен перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) п.12 водопровод и канализация, горячее водоснабжение: уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий; восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы; смена отдельных водоразборных кранов, смесителей, душей, моек, раковин, умывальников, унитазов, ванн, запорной арматуры в квартирах вследствие истечения их срока службы; утепление и замена арматуры водонапорных баков на чердаке; замена отдельных участков и удлинение водопроводных наружных выпусков для поливки дворов и улиц; замена внутренних пожарных кранов; ремонт насосов и электромоторов, замена отдельных насосов и электромоторов малой мощности; замена отдельных узлов водонагревательных колонок; замена дымоотводящих патрубков, вышедших из строя вследствие их физического износа; прочистка ливневой и дворовой канализации, дренажа. В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы добросовестно производят платежи по содержанию и ремонту жилья, а также водоотведению в управляющую компанию ООО «ЖУК», претензий со стороны управляющей компании к истцам не имеется, кроме того за период с <дата> и по настоящее время платежи со стороны истцов в управляющую компания поступают и счета на водоотведение стороне истца выставляются, однако водоотведение в квартирах в настоящее время не функционирует, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить требования истца в части обязания ответчика надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по эксплуатации дома и возобновить систему водоотведения с определением срока до <дата>, то есть немедленно поскольку жители не могут существовать без водоотведения, а поступление вод в нижестоящую квартиру способствует разрушению конструкций дома, что может привести к разрушению и причинению вреда здоровью гражданам проживающим в спорном помещении. В части обеспечения истцов водоснабжением в ходе судебного заседании отсутствие воды в помещении истцов не установлено, обращений по факту отсутствия воды в помещении истцов не имеется, в связи с чем в указанной части иска отказать. Согласно Закону «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, приобретающий услуги для личных нужд. Истцы получали услуги от ООО «ЖУК» по водоотведению для использования в личных целях. В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ООО «ЖУК» в пользу истцов следует взыскать компенсацию морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя в размере 5000 рублей в пользу каждого. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя, характер и объем причиненных потребителю нравственных и физических страданий. Данный размер компенсации является достаточным, отвечает требованиям разумности и справедливости, а также судом учтен период непредставления услуг надлежащего качества, который является незначительным. В силу ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в доход муниципального образования «Город Саратов» в размере 50 процентов от взысканной в пользу истца суммы, то есть в размере 10 000 рублей. В ходе судебного заседания стороной истца не представлено доказательств и обоснований, а также не установлено судом к ответчикам администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», управлению культуры администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имущества г.Саратова, комитету по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму Саратовской области, ФГБУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева», комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов о понуждении к исполнению обязательства, компенсации морального вреда, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Фефилова М.Л., Доротти Л.В., Егоровой Л.А., Егорова А.А., удовлетворить частично. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания» провести ремонт канализационной системы, обеспечив пользование жильцами водоотведением в полной мере, до <дата>. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» провести ремонт печей и дымоходов с привлечением специализированной организации, до <дата>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания» моральный вред в пользу Фефилова М.Л. 5 000 рублей, Доротти Л.В. 5 000 рублей, Егоровой Л.А. 5 000 рублей. Егорова А.А. 5 000 рублей. В остальной части исковых требований истцам отказать в полном объеме. В удовлетворении исковых требований Фефилова М.Л., Доротти Л.В., Егоровой Л.А., Егорова А.А. к ответчикам администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», управлению культуры администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имущества г.Саратова, комитету по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму Саратовской области, ФГБУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева», комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов о понуждении к исполнению обязательства, компенсации морального вреда отказать. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания» штраф в доход муниципального бюджета г. Саратова в размере 10 000 рублей. В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова. Судья (подпись) С.И.Долгова Мотивированное решение суда изготовлено <дата>