Дело № 2-1488/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе судьи Совкича А.П. при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С. 1) помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Песчаного М.В., 2) представителя истца Ртвеладзе В.В. - Баклан Т.В., действующей на основании доверенности от <дата> 3) представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Макаренко М.Н., действующей на основании доверенности от <дата> № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Ртвеладзе В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма установил: Заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Ртвеладзе В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Требование основано на следующем. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Ртвеладзе В.В. проживает в <адрес>. Нанимателем указанной квартиры, состоящей трёх комнат, общей площадью 35 квадратных метров, является Ртвеладзе В.В. Нарушение прав граждан, проживающих в данной квартире носит длящийся характер. Жилой многоквартирный <адрес> на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу <дата> был признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени отселение Ртвеладзе В.В. из <адрес> не состоялось, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с этим, заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Ртвеладзе В.В. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Ртвеладзе В.В. благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 35 квадратных метров. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Саратова Песчаный М.В. уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Ртвеладзе В.В. благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 49,5 квадратных метров. Представитель истца Ртвеладзе В.В. в судебном заседании поддержала исковое заявление. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на иск (листы дела №). Истец Ртвеладзе В.В. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Представитель ответчика администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на иск (лист дела №), просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Судом установлено, что Ртвеладзе В.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> <дата> (листы дела №). Ртвеладзе В.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из технического паспорта (листы дела №) занимаемое Ртвеладзе В.В. жилое помещение состоит из трёх комнат под номерами 6, 7, 8, жилой площадью 38,9 квадратных метров в коммунальной квартире. Согласно распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № на основании заключения от <дата> № о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено необходимым в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. В соответствии со статьёй 8 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее по тексту - РСФСР), периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. В соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно статье 93 Жилищного кодекса РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. Судом также установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решён до настоящего времени, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства. В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Ртвеладзе В.В. благоустроенное жилое помещение, возникло в 2008 году, когда жилой дом в установленном на тот период времени порядке был признан аварийным, непригодным для проживания. В силу статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со статьями 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 марта 1997 года N 12-ЗСО, действовавшего на момент признания вышеуказанного жилого дома аварийным, вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно статьям 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. На основании пункта 1.1. статьи 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец Ртвеладзе В.В. имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания в 2008 году, она не обеспечена до настоящего времени жильем. Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, распоряжением администрации на собственников признанного непригодным для проживания жилого дома не возлагалась обязанность по сносу дома. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить нанимателя изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. Определяя надлежащего ответчика по делу - Администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса РСФСР и Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со статьями 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Как следует из статьи 93 Жилищного кодекса РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов, либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. В силу статьи 96 Жилищного кодекса РСФСР предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должны быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. В соответствии со статьёй 5 Федерального Закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Как указано выше, жилой дом, в котором проживает истец, признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Согласно представленной экспликации помещения Ртвеладзе В.В. является нанимателем коммунальной квартиры общей площадью 103,8 квадратных метров, из них жилая площадь - 81,5 квадратных метров, подсобная площадь - 22,3 квадратных метров. Ртвеладзе В.В. занимает три жилых комнаты площадью общей площадью 38,9 квадратных метров, что составляет 477/1000 доли от общей жилой площади в коммунальной квартире. Следовательно Ртвеладзе В.В. имеет право пользования соответствующей долей подсобной площади в размере 10,6 квадратных метров (22,3 квадратных метров : 1000 х 477). В связи с этим суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в пользование Ртвеладзе В.В. жилое помещение по договору социального найма в черте города <адрес>, общей площадью не менее 49,5 квадратных метров (38,9 + 10,6), состоящее из трёх жилых комнат, с последующим расторжением договора социального найма, заключённого с Ртвеладзе В.В. по <адрес>. На основании вышеприведенных положений закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные прокурором в интересах Ртвеладзе В.В. исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Ртвеладзе В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить по договору социального найма Ртвеладзе В.В., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 49,5 квадратных метров, состоящее из трёх жилых комнат. После предоставления жилого помещения считать расторгнутым договор социального найма, заключенный с Ртвеладзе В.В. по <адрес>. В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова. Мотивированное решение суда составлено <дата> Судья подпись А.П. Совкич