Дело № 2-1487/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе судьи Совкича А.П. при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С. с участием: 1) помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Песчаного М.В., 2) истца Крайновой Н.Г., 3) истца Крайнова В.Г., 4) истца Крайновой Е.В., 5) представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Макаренко М.Н., действующей на основании доверенности от <дата> № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма установил: Заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Требование основано на следующем. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Крайнова Н.Г., совместно с братом Крайновым В.Г. и Крайновой Е.В. проживает в <адрес>. В соответствии с договором социального найма жилого помещения №, от <дата>, нанимателем <адрес> расположенной в <адрес>, состоящей 2 комнат, общей площадью 44,8 квадратных метров, является Крайнова Н.Г.. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: Крайнов В.Г,, Крайнова Е.В. Нарушение прав граждан, проживающих в указанном доме носит длящийся характер. Жилой многоквартирный <адрес> на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу <дата> был признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени отселение Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. из <адрес> не состоялось, при этом состояние жилого дома создаёт реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с этим заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и в черте города Саратова. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Саратова Песчаный М.В. заявленные исковые требования поддержал, дал суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Истцы Крайнова Н.Г., Крайнов В.Г., Крайнова Е.В. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на иск (листы дела №). Представитель ответчика администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на иск (лист дела №), просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, заслушав объяснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Судом установлено, что Крайнова Н.Г., Крайнов В.Г., Крайнова Е.В. зарегистрированы по адресу: <адрес> (листы дела №). <дата> между администрацией Октябрьского района муниципальным образованием «Город Саратов» и Крайновой Н.Г. заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Жилое помещение состоит из двух комнат в отдельной квартире, площадью 44,8 квадратных метров. Совместно с Крайновой Н.Г. проживает её брат Крайнов В.Г., сноха Крайнова Е.В. Согласно распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № на основании заключения от <дата> № о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено необходимым в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. В соответствии со статьёй 8 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее по тексту - РСФСР), периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. В соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно статье 93 Жилищного кодекса РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. Судом также установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства. В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Крайновой Н.Г., Крайнову В.Г., Крайновой Е.В. благоустроенное жилое помещение, возникло в 2011 году, когда жилые дома в установленном на тот период времени порядке были признаны аварийными, непригодными для проживания. В силу статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. На основании пункта 1.1. статьи 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы Крайнова Н.Г.. Крайнов В.Г., Крайнова Е.В. имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания в 2011 году, они не обеспечены до настоящего времени жильем. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Крайновой Н.Г.. Крайнову В.Г., Крайновой Е.В.благоустроенное жилое помещение, возникло в 2011 году, когда жилой дом в установленном порядке был признан аварийным, непригодным для проживания. На основании пункта 1.1. статьи 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы Крайнова Н.Г. Крайнов В.Г., Крайнова Е.В. имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания в 2011 году, они не обеспечены до настоящего времени жильем. При этом суд учитывает то обстоятельство, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению их жилым помещением возложена на данного ответчика на основании требований статей 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для проживания, а истец и члены ее семьи в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, распоряжением администрации на собственников признанного непригодным для проживания жилого дома не возлагалась обязанность по сносу дома. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить нанимателя изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса РСФСР и Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). При решении вопроса о размере предоставляемого истцам жилого помещения суд учитывает, что согласно договорам социального найма жилого помещения Крайнова Н.Г является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат в отдельной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 квадратных метров и жилой площадью 26,7 квадратных метров. На основании вышеприведенных положений закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные прокурором в интересах Крайновой Н.Г.. Крайнову В.Г., Крайновой Е.В. исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Крайновой Н.Г., Крайнова В.Г., Крайновой Е.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить по договору социального найма Крайновой Н.Г., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, на семью из трёх человек (брата Крайнова В.Г. и снохи Крайновой Е.В.), равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте города <адрес>, общей площадью не менее 44,8 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат. После предоставления жилого помещения считать расторгнутым договор социального найма, заключенный с Крайновой Н.Г. по <адрес>. В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова. Мотивированное решение суда составлено <дата> Судья подпись А.П. Совкич