Дело № 2-1548/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июня 2012 года Октябрьский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шушпановой О.В., при секретаре Чаплыгиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рушинова И.В., Пенькова Д.Ю. о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, у с т а н о в и л : Заявители Рушинов И.В. и Пеньков Д.Ю. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. В ходе рассмотрения дела представителем заявителей уточнены требования Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю., согласно которым они просят признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области по истребованию у них дополнительных документов для рассмотрения возможности согласования схемы раздела земельного участка №, обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в предусмотренный законом месячный срок на основании предоставленных заявителями документов рассмотреть заявление Пенькова Д.Ю. и Рушинова И.В. от <дата> об утверждении схемы раздела земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, для целей заключения договора аренды на выделяемый земельный участок площадью <данные изъяты> под расположенными на нем объектами недвижимости, принадлежащими Пенькову Д.Ю. и Рушинову И.В. В судебном заседании представитель заявителя Пенькова Д.Ю. - Серегина Н.В. уточненное заявление поддержала, пояснив, чтоРушинов И.В. и Пеньков Д.Ю. являются собственниками нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № адресу: <адрес>. <дата> они обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с заявлением о приобретении ими на праве аренды земельного участка, расположенного непосредственно под принадлежащими им зданиями, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, а также в соответствии с Приложением к Приказу Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». На испрашиваемом в аренду земельном участке расположены - исключительно принадлежащие им праве собственности объекты недвижимости. К данному заявлению был приложен полный пакет документов, предусмотренных Приложением к Приказу Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Перечень данных документов является исчерпывающим. Тем не менее, <дата> с существенным нарушением сроков рассмотрения заявления в адрес заявителей поступил ответ Управления, в котором Рушинову И.В. и Пенькову Д.Ю. предложено предоставить еще целый ряд документов, как полагает Управление, необходимых для направления их заявления о выделе земельного участка в Росимущество. В связи с этим просит действия Территориального управления Федерального Агентства по управлению имуществом в Саратовской области по истребованию от Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. дополнительных документов для рассмотрения вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка № признать незаконными, как противоречащие нормам ст. 36 ЗК РФ и Приказу Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», а также обязать управление устранить допущенные нарушения прав заявителей. Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального Агентства по управлению имуществом в Саратовской области Афанасьев Д.С. с заявлением не согласен, представил письменные возражения по нему, которые поддержал в судебном заседании, указав, что <дата> Управлением заключен договор аренды № с множественностью лиц на стороне арендатора, находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу : <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, арендаторами по которому выступают: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ФИО15 ФИО16 ФИО17 Рушинов И.В. ФИО19 Согласно п.4 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Среди представленных документов к заявлению от <дата> согласие всех арендатором на образование земельных участков отсутствует, в связи с чем в адрес Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. было направлено письмо с предложением предоставления такого согласия. Согласие арендаторов на раздел земельного участка заявителями не представлены по настоящее время, указанный в заявлении от <дата> земельный участок является несформированным, в связи с чем считает, что оснований для удовлетворения требований Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. по настоящему делу не имеется. Заявители Рушинов И.В. и Пеньков Д.Ю. о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть без их участия. Заинтересованное лицо Коваленко А.В. о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей Рушинова И.В., Пенькова Д.Ю., заинтересованного лица Коваленко А.В. в силу ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает необходимым заявление Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. удовлетворить по следующим основаниям. Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года, Федеральное агентство по управлении государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации ( п.1). Из указанных в данном Положении полномочий, Росимущество, в том числе, осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации Федерального имущества ( п.5.3), осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности ( п.5.8), принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности ( п.5.35.2), принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности ( п.5.35.3), осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении Федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков ( п.5.37, 5.37.4). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации ( п.4). В соответствии с п.8.1 Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальные органы образуются приказом Росимущества для осуществлению полномочий Росимущества на определенной территории в соотвесвтии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальный органов Росимущества. Функции Росимущества на территории Саратовской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Саратовской области, Положение о котором утверждено приказом Росимущества № 278 от 29.09.2009 года. Согласно п.2 ст.9, ст. 29 Земельного кодекса РФ, а также указанному Положению, ТУ Росимущества в Саратовской области по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование ( п.п. «б», «е» п.4.8). Согласно договору купли-продажи нежилого помещения от <дата>, соглашения от <дата> о внесении изменений в данный договор, свидетельству и государственной регистрации права от <дата> Рушинову И.В. на праве собственности принадлежит незавершенное строительством нежилое здание, очистные сооружения ( <данные изъяты>), степенью готовностью <данные изъяты> ( <данные изъяты>) и <данные изъяты> ( <данные изъяты>), расположенное по адресу : <адрес> Пенкову Д.Ю. на праве собственности на основании договора купли-продажи № от <дата> и свидетельств о государственной регистрации права от <дата> принадлежат: -нежилое помещение, литер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, этаж подвальный, номера на поэтажном плане <данные изъяты>, - нежилое помещение, литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> этаж <данные изъяты>, номера на поэтажном плане <данные изъяты>, - нежилое помещение, литер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>., этаж <данные изъяты>, номера на поэтажном плане <данные изъяты>, расположенные по адресу : <адрес>. Земельный участок, расположенный по адресу : <адрес>, на котором расположены объекты недвижимого имущества, в том числе принадлежащие Рушинову И.В. и Пенькову Д.Ю., кадастровым номером №, имеет площадь <данные изъяты>, и разрешенное использование - для размещения производственной базы в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка от <дата>. <дата> между ТУ Росимущества в Саратовской области -арендодателем и арендаторами : ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» ФИО15 заключен договор аренды № с множественностью лиц на стороне арендатора, находящегося в федеральной собственности земельного участка кадастровым номером №, который действует по настоящее время. <дата> Рушинов И.В. и Пеньков Д.Ю. обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с заявлением, в котором просили, в том числе, утвердить схему раздела земельного участка площадью <данные изъяты>, образованного из земельного участка кадастровым номером 64:48:040803:58, где расположены принадлежащие им на праве собственности указанные выше объекты недвижимого имущества. Согласно перечня приложений, к данному заявлению были приложены следующие документы: -копии паспортов заявителей на 2-листах, -выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с сделок в ним на принадлежащие заявителем объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу : <адрес>( 4 экз.) -копии свидетельств о государственной регистрации прав заявителей на объекты недвижимости на выделяемом земельном участке, -выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок № -проект раздела земельного участка, образованного из земельного участка, кадастровым номером №. -кадастровая выписка о земельном участке №. На данное заявление Рушиновым И.В. и Пеньковым Д.Ю. из Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области <дата> получено сообщение № от <дата> за подписью исполняющего обязанности руководителя А.В. Коваленко, в котором указано следующее: «Поскольку на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, помимо объектов недвижимости, находящихся в собственности Пенькова Д.Ю. и Рушинова И.В., расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, то, руководствуясь письмом Росимущества от 17.06.2010 № ПП-10/16812, предлагаем Вам предоставить в Управление в качестве документа, подтверждающего фактическое расположение на образованных участках объектов недвижимости, справку государственного органа, осуществляющего технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, при условии указания в ней кадастровых номеров участков, инвентарных номеров, литер и площадей застройки объектов недвижимости, сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на участках, с приложением ситуационных планов участков, копий технических (кадастровых) паспортов объектов недвижимости, а также копии правоудостоверяющих документов (свидетельства о регистрации прав) на все объекты недвижимости, находящиеся на образованных участках. Согласно п.2 ст.35 Кодекса, предельные размеры площади части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования, определяются в соответствии с п.3 ст.33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности, правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. В связи с этим, необходимо предоставить в Управление письмо органа архитектуры о соответствии площадей всех образованных участков» Несогласие Пенькова Д.Ю. и Рушинова И.В. с истребованием от них дополнительных документов для решения вопроса о разделе земельного участка 64:48:040803:58 послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. С таким заявлением гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч.1 ст. 256 ГПК РФ). Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Заявление Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. поступило в суд <дата>, т.е. с соблюдением трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч.1 ст. 256 ГПК РФ. Рассматривая данное заявление, суд считает необходимым исходить из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающей приобретение прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения сооружения. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ: 3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. При этом нормами ст. 11.4 ЗК РФ предусмотрена возможность раздела земельных участков, с сохранением за собственником права собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. В силу п.5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Приказом министерства экономического развития РФ от 07.11.2011 года № 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже ( приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, который определяет сроки и последовательность административных процедур ( действий) Росимущества и его структурных подразделений, а также порядок взаимодействия с заявителями, другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом услуги по продаже ( приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. В рамках данного регламента определен перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, в число которых входит приказ Минэкономразвития России от 13.09.2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки ( п.п15 п.2.7). В соответствии с данным Перечнем, для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, необходимы следующие документы: 1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица. 2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок. 3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей). 4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: 4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП. 5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: 5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и 5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП. 6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него. 7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня. 8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. При этом, согласно пункту 2 приказа № 475 от 13.09.2011года, документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимые для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ТУ Росимущества в Саратовской области, заявителями Рушиновым И.В. и Пеньковым Д.Ю. к заявлению от <дата> приложены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, однако до настоящего времени не рассмотрен вопрос о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером № В силу п.5 ст. 36 ЗК РФ, заявление о приобретении прав на землю подлежит рассмотрению органом Росимущества в месячный срок. Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявителями Рушиновым И.В. и Пеньковым Д.Ю. к заявлению от <дата> приложен полный пакет документов, которые они обязаны были представить в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития 13.09.2011 года № 475, для решения вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером №. В силу положений п.5 ст.36 ЗК РФ истребование дополнительных документов от заявителей недопустимо, в связи с чем действия Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области по истребованию у них дополнительных документов для рассмотрения на основании их заявления от <дата> вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка кадастровым номером № являются незаконными, противоречащими приведенным выше нормам закона. Не могут в данном случае быть приняты во внимание доводы представителя ТУ Росимущества в Саратовской области об истребовании дополнительных документов от заявителей в силу положений ст.44.4 ЗК РФ, т.к. в данном случае управлению предоставлено право самостоятельно запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам, в том числе по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом ( п.6.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом). Признав действия ТУ Росимущества по Саратовской области незаконными, суд для восстановления нарушенных прав истцов на рассмотрение в срок их заявления от <дата> считает необходимым в силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области рассмотреть заявление Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. от <дата> в части вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером № в месячный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области по истребованию у Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. дополнительных документов для рассмотрения на основании их заявления от <дата> вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу : <адрес>А. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в <адрес> рассмотреть заявление Рушинова И.В. и Пенькова Д.Ю. от <дата> в части вопроса о возможности согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером №. расположенного по адресу : <адрес>, в месячный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова. Судья:подпись