Дело № 2-1526/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе судьи Совкича А.П. при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С. с участием: 1) старшего помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьевой Т.Ю., 2) истца Шелесной В.В., 3) третьего лица на стороне истца Шелесного А.Г., 4) представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Абушаевой Г.А., действующей на основании доверенности от <дата> №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Шелесной В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность установил: Заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Шелесной В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность. Требование основано на следующем. В ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению истца о нарушении её жилищных прав установлено следующее: Шелесная В.В. совместно со своим супругом Шелесным А.Г., и сыновьями ФИО2, ФИО3 проживают в квартире по адресу: <адрес>. Согласно заключению от <дата> № «<данные изъяты>», жилой <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.02.2011 года № 24-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома, в частности в соответствии с пунктом 1.1 распоряжения отселение из занимаемых помещений должно быть произведено в течении трёх месяцев со дня издания распоряжения. Однако данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для расселения граждан, проживающих в указанном выше доме, не принимаются, контроль со стороны администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», а так же со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» не осуществляется. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата> Шелесная В.В. является собственником <адрес> Квартира состоит из одной комнаты, общей площадью 16,59 квадратных метров. До настоящего времени отселение Шелесной В.В., Шелесного А.Г., ФИО2, ФИО3 из <адрес> не состоялось, при этом состояние жилого дома создаёт реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с этим, заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Шелесной В.В. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шелесной В.В. на семью из четырёх человек благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 16,59 квадратных метров. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьева Т.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Шелесная В.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Третье лицо на стороне истца Шелесной А.Г. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку процедура признания <адрес> непригодным для проживания не была соблюдена. Ответчик администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», третье лицо на стороне ответчиков комитет по управлению имуществом города Саратова о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, заслушав объяснения истца, третьего лица на стороне истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года № 20-П, Определение от 15.02.2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № на основании заключения от <дата> № <данные изъяты>» установлено необходимым в течение трёх месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений (лист дела №). Истец Шелесная В.В. является собственником жилого помещения - <адрес> (лист дела №). В квартире Шелесная В.В. зарегистрирована и проживает вместе с супругом Шелесным А.Г., детьми ФИО3, <дата> года рождения, ФИО2, <дата> года рождения (листы дела №). Как следует из Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20.02.2004 года № 10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и так далее. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления. Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым их этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда, либо за счет соответствующей организации. В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договору социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно части 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Доказательств наличия у истцов в собственности иных жилых помещений, ответчиками не представлено. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность истцу благоустроенное жилое помещение, возникло в 2011 году, когда жилой дом в установленном на тот период времени порядке был признан аварийным, непригодным для проживания. Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия. В связи с чем, истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, на момент рассмотрения дела каких-либо решений в отношении данного дома и отселению граждан из аварийного жилого фонда не принято ответчиком. На основании пункта 1.1. статьи 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО (в редакции от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец Шелесная В.В. имеет право на предоставление в собственность на семью из четырёх человек (супруг - Шелесный А.Г., дети: ФИО3 и ФИО2), жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания в 2011 году, они не обеспечены жильём до настоящего времени. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. При решении вопроса о размере предоставляемого истцам жилых помещений суд учитывает следующее. Согласно представленной экспликации помещения Шелесная В.В. является собственником 185/1000 доли в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру общей площадью 89,7 квадратных метров. В связи с этим суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Шелесной В.В. жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 16,59 квадратных метров (89,7 : 100 х 185), состоящее из одной жилой комнаты. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона). Истец в случае предоставления им жилого помещения по договору социального найма будут лишены возможности приватизировать предоставляемое им по договору социального найма жилое помещение и получить в собственность такое жилье. В соответствии с пунктами 20, 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. На основании изложенного и принимая во внимание статьи 35, 40 Конституции Российской Федерации, запрещающие собственника жилого помещения лишать жилища и собственности, следует обязать ответчика предоставить истцу в собственность равноценное жилое помещение, в черте <адрес>. При этом, суд полагает необходимым прекратить право собственности истца на указанное жилое помещение после фактического предоставления истцу в собственность другого жилого помещения. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, действующего в интересах Шелесной В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность - удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить в собственность Шелесной В.В., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, на семью из четырёх человек (супруг - Шелесный А.Г., дети: ФИО3 и ФИО2), равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 16,59 квадратных метров, состоящее из одной жилой комнаты. После фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в собственность Шелесной В.В. равнозначного ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 16,59 квадратных метров, состоящего из одной жилой комнаты, прекратить право собственности Шелесной В.В. на 185/1000 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова. Мотивированное решение суда составлено <дата>. Судья подпись А.П. Совкич