Дело № 2-1676/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июня 2012 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Перовой Т.А., при секретаре Лушникове А.А., с участием истца Баталова Р.А., представителей ответчиков Стульневой Н.В., Ершовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батталова Р.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, ОАО Сбербанк России в лице Саратовского отделения № 8622 о признании права собственности на наследство по закону, о взыскании денежных средств по вкладам с учетом индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами по договору банковского вклада, установил: Батталов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству РФ в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения № 8622 о признании права собственности на наследство по закону, о взыскании денежных средств по вкладам с учетом индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами по договору банковского вклада. Требования мотивированы тем, что <дата> он вступил в наследство на имущество умершего <дата> отца ФИО 1 В ответе из Саратовского отделения № 8622 ОАО «Сбербанк России» на запрос нотариуса было сообщено о том, что открытый на ФИО 1 счёт № не найден, а по счёту № сумма к выплате составляет 85 рублей, в том числе проценты и компенсация 635 рублей. Согласно сберегательной книжки по счёту № по состоянию на <дата> сумма остатка составила 6 рублей 32 копейки, по сберегательной книжке по счёту № остаток составил 28 рублей по состоянию на <дата> В связи с тем, что ответчик не предоставил данные счёта №, нотариус не внес данный счет в свидетельство о праве на наследство по закону. Фактически денежные средства остались в пользовании у ответчика незаконно, а он был лишен права на получение денежных средств по данному счету. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. № 1572 «О процентных ставках по вкладам населения в сберегательных кассах и государственных банках СССР» процентная ставка составила 3%. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений. Согласно расчетам, произведенным с индексацией по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, сумма вкладов составила 2670403 рубля 25 копеек, расчет по процентам за пользование чужими денежными средствами составил 4864342 рубля 43 копейки. Просил признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на денежные средства по сберегательной книжке по счету №, открытого на имя ФИО 1., взыскать с казны РФ в его пользу денежные средства по вкладам на сберегательных книжках по счетам № и № с индексацией в сумме 2670403 рубля 25 копеек, взыскать с ОАО «Сбербанк России» в его пользу проценты находящихся в пользовании денежных средств по вкладам на счетах № и №, открытых на имя ФИО 1.С., в сумме 4864342 рубля 43 копейки. В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что взыскиваемые суммы исчислены с применением ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, а также с применением средней процентной ставки Сбербанка России 16% годовых. Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Ершова Л.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путём помещения денежных средств в Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР, в период до <дата> Государство, признав сбережения граждан государственным внутренним долгом Российской Федерации, добровольно взяло на себя обязательства по восстановлению сбережений граждан, оставив за собой право, определять порядок предоставления и размер соответствующих компенсаций. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года» Сберегательный банк РФ обязан произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на <дата> Правилами осуществления в <дата> компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке РФ, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1092, установлен порядок определения размера компенсаций по вкладам. Выплаты компенсации осуществляются в подразделениях Сберегательного банка РФ по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности. Оснований для выплаты истцу процентов за пользование чужими денежными средствами отсутствуют, поскольку на государство или Сберегательный банк РФ не возложена обязанность по выплате процентов за пользование чужими денежными средствами в данном случае. Истец не обращался в банк с заявлением о производстве выплат в порядке, предусмотренном действующим законодательством, ему не было отказано в производстве данных выплат, таким образом, какого-либо неправомерного удержания, уклонения от возврата денежных средство со стороны Сбербанка России не было. Представитель ответчика ОАО Сбербанк России Стульнева Н.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что применение истцом индексации при начислении процентов по вкладам является необоснованным, поскольку в соответствии с Законом РФ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» № 1799-1 от 24 октября 1991 г. индексация - это установленный государством механизм увеличения доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Данный механизм не имеет реализации, что подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ № 12-П от 31 мая 1993 г. В ст. 6 Закона от 24 октября 1991 г. указано, что сбережения граждан в Сберегательном банке РСФСР индексируются путем изменения процентных ставок. Данным законом не установлена прямая норма индексации доходов и сбережений граждан, равная индексу роста цен. В период высокой инфляции, являющейся следствием экономических процессов, проходивших в стране в дореформенный период, Сбербанк РФ неоднократно повышал процентные ставки по вкладам вместе с динамикой цен и другими финансовыми показателями. Выполняя полностью свои обязательства, банк осуществлял выплату вкладов по первому требованию и в полном объеме. Однако в период стремительного повышения цен на товары и услуги банк объективно не мог установить процентные ставки по вкладам выше темпов инфляции, поскольку на рынке отсутствовали необходимые инструменты, которые позволили бы банку получить доходы, необходимые для выплаты процентов, сопоставимых с инфляцией. Такая проблема как обесценивание дореформенных сбережений граждан признана общегосударственной. Исходя из чего были приняты ряд законодательных актов, предусматривающих восстановление и обеспечение сохранности сбережений, созданных путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ. Указанные сбережения граждан признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации. Государственный внутренний долг гарантирован собственностью государства в соответствии с Конституцией РФ и всеми активами, которые находятся в распоряжении Правительства РФ. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Управление государственным внутренним долгом РФ по целевым долговым обязательства РФ осуществляется Правительством РФ. В силу ст. 9 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. В этой связи действующее законодательство не обязывает Сбербанк России отвечать по обязательствам государства и проводить индексацию денежных средств, которые находились на вкладах в Сберегательном банке РСФСР. Требования истца о проведении Сбербанком индексации денежных средств, находящихся во вкладах незаконны и не могут быть удовлетворены. Несостоятелен довод истца об определении размера процентов по вкладам № и № в размере 3 % годовых, поскольку согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. № 1572 «О процентных ставках по вкладам населения в Сберегательные кассы и государственный банк СССР и по счетам организаций в государственном банке СССР» Совет Министров СССР постановляет об установлении с <дата> по вкладам населения следующих процентных ставках, а именно, по вкладам до востребования - 2% годовых. Начисление истцом процентов по вкладам № и № по ставке рефинансирования является несостоятельным, поскольку в соответствии с Инструкцией № 1-3-р «О порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц» по данной категории вкладов начислялись следующие процентные ставки: До <дата> 8% годовых, с <дата>-<дата> 3% годовых, с <дата>-<дата> 2% годовых, с <дата>-<дата> 3% годовых, с <дата>-<дата> 20% годовых, с <дата>-<дата> 40% годовых, с <дата>-<дата> 10% годовых, с <дата>-<дата> 2% годовых, с <дата> - <дата> 1% годовых, с <дата>-<дата> 0,5% годовых, с <дата> 0,1% годовых. Согласно Форме 19, входящей в состав годового отчёта по филиалу № за <дата> сведения о действующем вкладе за № отсутствуют. Причиной отсутствия данного вклада в бухгалтерских документах является его закрытие самим вкладчиком. Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ФИО 1 вносил денежные средства во вклад в Государственные трудовые сберегательные кассы СССР в подтверждение чего ему были выданы сберегательные книжки по счёту № и № (л.д. 7-8). По состоянию на <дата> остаток денежных средств на счете № составлял 6 рублей 32 копейки. По состоянию на <дата> остаток денежных средств на счете № составлял 28 рублей. <дата> ФИО 1 умер. Истец Батталов Р.А. является наследником имущества ФИО 1 <дата> Батталову Р.А. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из компенсации на оплату ритуальных услуг и всех причитающихся компенсаций в филиале Саратовского отделения № 8622/029 ОАО «Сбербанк России» по объединённому счету № (л.д. 9). Согласно форме 19, входящей в состав годового отчета по филиалу № за <дата>, сведения о вкладе № отсутствуют в связи с закрытием его вкладчиком. Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Истец в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил доказательства того, что счёт № в настоящее время является действующим и не был закрыт наследодателем. При таких обстоятельствах требования Батталова Р.А. о признании за ним права собственности в порядке наследования на денежные средства по вкладу № не подлежат удовлетворению. Истец в обоснование своих требований определяет размера процентов по вкладам № и № в размере 3 % годовых, которые применяет к остаткам по вкладам до <дата> Указанный расчет суд считает неверным по следующим обстоятельствам. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. № 1572 «О процентных ставках по вкладам населения в Сберегательные кассы и государственный банк СССР и по счетам организаций в государственном банке СССР» с <дата> по вкладам населения установлены следующие процентные ставки, а именно, по вкладам до востребования - 2% годовых, по срочным вкладам - 3% годовых. На момент открытия спорных вкладов в Сбербанке действовала Инструкция по приему, хранению и выдаче вкладов государственными трудовыми Сберегательными кассами № от <дата>, на основании п. 68 которой нумерация вкладов до востребования, срочных вкладов, выигрышных вкладов и вкладов на предъявителя ведется раздельно: вклады до востребования и условные вклады нумеруются порядковыми номерами, начиная с №; по срочным вкладам перед номером счета проставляется 0, например: 01, 02, 03 и т. д.». Таким образом, спорные вклады являются вкладами до востребования и по ним на основании Постановления Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. № 1572 начисляется 2% годовых. Требования о взыскании с казны Российской Федерации денежных средств по вкладам с учетом индексации, а также взыскании с ОАО «Сбербанк России» процентов за пользование чужими денежными средствами также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР) в период до 20 июня 1991 г. Статьей 2 Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» закреплено, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. В силу статьи 3 Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьями 5, 12 указанного Федерального закона восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке РФ, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» направлены средства в 2012 году в сумме 50000000 тысяч рублей, в 2013 году в сумме 50000 000 тысяч рублей и в 2014 году в сумме 50000000 тысяч рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года» Сберегательный банк РФ обязан произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на <дата> Выплату указанных компенсаций произвести вкладчикам-пенсионерам и инвалидам начиная с <дата>, а остальным вкладчикам - начиная с <дата> Согласно статье 13 Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами осуществления в 2010 - 2012 годах Размеры компенсаций зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов: 1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в <дата>; 0,9 - по вкладам, действовавшим в <дата>; 0,8 - по вкладам, действовавшим в <дата> и закрытым в <дата>; 0,7 - по вкладам, действовавшим в <дата> и закрытым в <дата>; 0,6 - по вкладам, закрытым в <дата> По вкладам, закрытым в период с <дата> по <дата>., выплата компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов не осуществляется. Наследникам, относящимся к указанным в пункте 2 Правил категориям граждан Российской Федерации, выплата компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов осуществляется вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов. При этом размер указанных компенсаций наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тысяч рублей. В случае смерти в <дата> владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил, а именно в размере 6 тысяч рублей, если сумма вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году); в размере, равном сумме вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). При наличии у владельца вкладов в одном подразделении Сберегательного банка РФ нескольких вкладов размер компенсации по этим вкладам на указанные цели рассчитывается исходя из их суммарной величины. Выплаты компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов в соответствии с пунктом 2 Правил осуществляются в подразделениях Сберегательного банка РФ по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности, выданной в установленном порядке, при предъявлении паспорта и заявления, а наследникам - также на основании документов, подтверждающих их право на наследство, и свидетельства о смерти владельца вкладов. Из указанных нормативных актов следует, что государство, признав сбережения граждан государственным внутренним долгом Российской Федерации, добровольно взяло на себя обязательства по восстановлению сбережений граждан, определив порядок предоставления и размер соответствующих компенсаций. Принятие государством обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности указанных денежных сбережений, по мнению суда, направлено на защиту прав граждан, и не нарушает какие-либо конституционные права истца. Данная правовая позиция высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24 июня 2008 г. № 558-О-О. Статья 395 Гражданского кодекса РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги. На государство или ОАО «Сбербанк России» не возложена обязанность по выплате процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку законом предусмотрен иной порядок исполнения обязательств по восстановлению сбережений граждан, помещенных во вклады до <дата> Учитывая, что денежные сбережения по вкладу № признаны государственным внутренним долгом, истец в ОАО «Сбербанк России» за получением компенсационных выплат по денежным сбережениям не обращался, и ему в этом отказано не было, суд не находит оснований для применения к ответчику ОАО «Сбербанк России» меры гражданско-правовой ответственности за пользование чужими денежными средствами. При таких обстоятельствах, суд считает, что право истца Батталова Р.А. на восстановление денежных сбережений по денежному вкладу в определенном государством порядке на настоящий момент никем не нарушено и не оспорено. С учетом изложенного требования истца о взыскании о взыскании с казны Российской Федерации денежных средств по вкладам с учетом индексации, а также о взыскании с ОАО «Сбербанк России» процентов за пользование чужими денежными средствами не основаны на законе, в связи с чем у суда не имеется оснований для их удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Батталова Р.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области о взыскании с казны РФ денежных средств по вкладам на сберегательных книжках по счетам № и №, открытых на имя Батталова Р.А., с учетом индексации в сумме 2670403 рубля отказать. В удовлетворении исковых требований Батталова Р.А. к ОАО Сбербанк России в лице Саратовского отделения № 8622 о признании права собственности в порядке наследования на денежные средства по счету №, открытого на имя Батталова Р.А., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами во вкладах по счетам № и №, открытых на имя Батталова Р.А., в сумме 4864342 рубля 43 копейки отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Саратова. Судья подпись Т.А. Перова Мотивированное решение изготовлено <дата>
компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в
Сберегательном банке РФ, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите
сбережений граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1092, гражданам Российской Федерации 1946 - 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке РФ по состоянию на <дата> (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.