Дело №2-1960/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2012 года г.Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Мещеряковой Т.В., при секретаре Эндрусенко М.А., с участием: истца Краснова А.П., представителя прокуратуры Фрунзенского района г.Саратова: Масаловой Ю.В., представившей доверенность от <дата>, представителя ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Министерства социального развития Саратовской области: Малышкиной Н.В., представившей удостоверение от <дата> №, рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г.Саратова обратившегося в интересах Краснова А.П. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Министерства социального развития Саратовской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, установил: прокурор Фрунзенского района г.Саратова обратился с исковым заявлением в интересах Краснова А.П. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Министерства социального развития Саратовской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, в обосновав его тем, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка по обращению Краснова А.П. по вопросу соблюдения конституционных прав граждан на социальную поддержку, в том числе исполнение регионального законодательства, регулирующего реализацию прав различных категорий граждан на получение скидки в размере 50% по оплате за коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что Краснов А.П. является ветераном военной службы (удостоверение № от <дата>) и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (свидетельство № от <дата>). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Краснов А.П. имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе, по оплате жилого помещения. Льгота выплачивается в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилого фонда. Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана за исключением случаев, предусмотренных законодательством. С января 2010 года заменена форма предоставления мер социальной поддержки с натуральных льгот на денежные выплаты. Краснову А.П. данная льгота как ветерану боевых действий предоставляется в размере 10%. В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблее ООН 10.12.1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих их достаточную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной поддержки ветеранов закреплены в статье 13 данного Закона, согласно которой система данных мер включает: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. 26.12.2008 года принят Закон Саратовской области №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Саратовской области», которым установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории области. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона к данным категориям граждан отнесены, в том числе ветераны военной службы. Статьей 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года №372-ЗСО предусмотрен ряд мер социальной поддержки граждан, в том числе: ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей; ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Саратовской области №372-ЗСО получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. Постановлением Правительства Саратовской области №676-П от 30.12.2009 года было утверждено положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Краснов А.П. обратился с заявлением на имя председателя Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» по вопросу невыплаты ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. На данное заявление им получен ответ от <дата> за подписью директора комитета ФИО1, которое фактически содержит отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану военной службы. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года №372-ЗСО Краснов А.П. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. Данный пункт введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 года №114-ЗСО и распространяется на правоотношения с 01.01.2010 года. При этом получение Красновым А.П. ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в силу положений части 3 статьи 13, а также пункту 4 статьи 6 Закона Саратовской области №372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно пункту 5 статьи 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года №372-ЗСО. При таких обстоятельствах, <дата> ответчиком принято незаконное решение об отказе ему в назначении данной выплаты. Указанные доводы являются основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах Краснова А.П.. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В связи с тем, что Краснов А.П. обратился в прокуратуру района за защитой социальных прав, прокуратурой района принято решение об обращении в суд в его интересах. На основании изложенного, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Фрунзенского района г.Саратова просит признать за Красновым А.П. - ветераном военной службы, ветераном боевых действий, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата>. Возложить на Государственное казенное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанность произвести Краснову А.П. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата>. В судебном заседании истец Краснов А.П., в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные исковые требования и просил окончательно признать за ним Красновым А.П. - ветераном военной службы, ветераном боевых действий, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата>. Возложить на Государственное казенное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанность произвести Краснову А.П. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата>. Поскольку пенсионный возраст у него наступил с <дата>. В судебном заседании истец Краснов А.П., поддержал в полном объеме заявленным исковые требования с учетом их уточнения. Представитель прокурора Фрунзенского района г.Саратова в судебном заседании также поддержал доводы изложенные в иске. Представитель ответчика исковые требования не признал, представив письменные возражения на иск и пояснив при этом, что законодательством Российской Федерации не предоставлено гражданам права выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Краснов А.П. является ветераном боевых действий на основании статей 3, 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и ветераном труда на основании статей 7, 22 и 23 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Он, как ветеран боевых действий, получает через Пенсионный фонд ежемесячную денежную выплату, от КСПН получает с 01 января 2010 года ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» № 174-ЗСО. В судебном заседании установлено, что Краснов А.П. не обращался в Пенсионный фонд с заявлением об отказе от получаемой им льготы по федеральному законодательству РФ. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в пп.5 п.1 ст.16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг. В п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану труда). Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". Согласно ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-3CO (ред. от 26.11.2010) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 N114- ЗСО). В пункте 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-3CO указано, что получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на «одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки - 10 процентов. С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран труда) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена истцу в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закон Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона «О ветеранах», не может быть равным, так как ветеранам труда в силу Закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения Учитывая изложенное, оснований, для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г.Саратова обратившегося в интересах Краснова А.П. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Министерства социального развития Саратовской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с <дата>, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саратова. Судья: подпись Т.В. Мещерякова