Дело № 2-1716/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Шушпановой О.В., с участием старшего помощника прокурора Прокофьевой Т.Ю., при секретаре Чаплыгиной ОА., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Усковой О.А., Власовой А.А. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, прекращении договора социального найма, у с т а н о в и л: Истец первый заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», в котором просит обязать ответчиков предоставить по договору социального найма Усковой О.А. и Власовой А.А. на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее <данные изъяты>, после фактического предоставления жилого помещения по договору социального найма указанного жилого помещения, прекратить договор социального найма Усковой О.А. и Власовой А.А. на занимаемое ими жилое помещение по адресу : <адрес>. Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Ускова О.А., на основании договора социального найма жилого помещения № от <дата> является нанимателем <адрес>, где проживает совместно с дочерью Власовой А.А., <дата>. Квартира № в <адрес>, состоит из 1 комнаты, общей площадью <данные изъяты>. Согласно заключению от <дата> № о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилой <адрес>, <дата> постройки, признан аварийным и подлежащим сносу, т.к. дальнейшая его эксплуатация опасна для жизни людей. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес>», предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше дома, которое должно было быть произведено в срок до <дата>. До настоящего времени отселение Усковой О.А. и Власовой А.А. из <адрес> не состоялось, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушение их жилищных прав носит длящийся характер. Данный факт послужил основаниям для обращения первого заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в суд с иском в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А. с настоящим исковым заявлением. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саратова Прокофьева Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила удовлетворить. Истцы Ускова О.А., Власова А.А. поддержали заявленные в их интересах исковые требования и просили их удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Бычкова В.В. с иском не согласна, поскольку считает, что со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» выполнены все обязательства, которые при данных обстоятельствах на нее возложены, в т. ч. по изданию Распоряжения от <дата> № «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>». Ответчик администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по иску ( л.д. 26), дело просил рассмотреть без его участия, в иске первому заместителю прокурору, заявленному в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А., к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» просил отказать. Третье лицо Комитет по управлению имуществом города Саратова о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика -Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», 3- его лица - Комитета по управлению имуществом г.Саратова в силу ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав представителя истца, истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В судебном заседании по делу установлено, что Ускова О.А. на основании ордера, выданного <дата> Исполкомом Саратовского городского Совета народных депутатов ( л.д.16), договора социального найма жилого помещения № от <дата> ( л.д.11) является нанимателем жилого помещения, состоящего из 1 комнаты, общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. Согласно справки ООО «<данные изъяты>» от <дата> в данном жилом помещении значатся зарегистрированными: Ускова О.А., <дата> года рождения, с <дата>, и ее дочь Власова А.А.,<дата> года рождения, с <дата> (л.д. 12, 15- свидетельство о рождении). В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» создана межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы администрации города Саратова от 08.08.2006г. № 212 А, по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> №, данная комиссия приняла решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>- аварийным и подлежащим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении <данные изъяты> от <дата>, и о предъявлении к собственникам жилых помещений требования о сносе многоквартирного жилого дома в срок до <дата> за счет собственных средств ( л.д. 17-19). Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» установлено необходимым произвести снос указанного дома в срок до <дата>. Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятие по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> на условиях социального найма, жилых помещения (л.д. 20). Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Усковой О.А. и Власовой А.А. благоустроенное жилое помещение, возникло в <дата>, после того, как жилой дом, в установленном порядке, был признан аварийным и непригодным для проживания. В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту- ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором проживают истцы, является муниципальной собственностью. Сроки, определенные в в Распоряжении от <дата> № Администрации муниципального образования «Город Саратов» истеки, однако вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени. Доводы представителя ответчика муниципального образования город Саратов о том, что изданием Распоряжения № от <дата> № их полномочия окончены, не являются состоятельными в силу закона. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что истцы имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 ЖК РФ. Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. Как указано выше, жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийными и непригодным для дальнейшего проживания. Согласно договору социального найма занимаемое ими жилое помещения, состоит из 1 комнаты, общей площадью <данные изъяты>, другого жилья они не имеют. В связи с этим суд считает возможным удовлетворить заявленные требования первого заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова, заявленные в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А. о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по предоставлению Усковой О.А. и Власовой А.А., на семью из 2-х человек, в пользование жилого помещения по договору социального найма в черте города Саратова, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, состоящего из одной жилой комнаты, с последующим прекращением договора социального найма, заключенного с Усковой О.А. по <адрес>. Поскольку Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» на является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений, в удовлетворении исковых требований в данной части суд считает необходимым первому заместителю прокурора района отказать. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования первого заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, заявленные в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А., удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Усковой О.А. и Власовой А.А. на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее <данные изъяты>. После фактического предоставления Администрацией муниципального образования «Город Саратов» по договору социального найма Усковой О.А. и Власовой А.А. на семью из двух человек благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова, общей площадью не менее <данные изъяты>., прекратить договор социального найма Усковой О.А. и Власовой А.А. на жилое помещение - однокомнатную <адрес>. В удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, заявленных в интересах Усковой О.А. и Власовой А.А., к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова. Судья :подпись