Дело № 2-2046/2012 О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-2046/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2012 года

Октябрьский районный суд г.Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

с участием прокурора Песчаного М.В.,

при секретаре Соловьевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Ереминой Л.С., Еремина Д.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, прекращении договора социального найма,

у с т а н о в и л :

Истец заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Ереминой Л.С. и Еремина Д.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», в котором просит обязать ответчиков предоставить по договору социального найма Ереминой Л.С. и Еремину Д.В. на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, состоящего из одной комнаты, общей площадью не менее <данные изъяты> после фактического предоставления жилого помещения по договору социального найма указанного жилого помещения прекратить договор социального найма Ереминой Л.С. и Еремина Д.В. на занимаемое ими жилое помещение по адресу : <адрес>, мотивировав данные требования тем, что по обращению Ереминой Л.С. прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено следующее:

на основании договора социального найма жилого помещения от <дата> Еремина Л.С., <дата> года рождения, является нанимателем однокомнатной квартиры , состоящей из одной жилой комнаты в коммунальной квартире, площадью <данные изъяты>, <адрес>, где зарегистрирована вместе с сыном Ереминым Д.В., <дата> рождения.

Согласно заключению от <дата> межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилой <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес>», предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше дома в течение трех месяцев со дня издания распоряжения, снос дома- до <дата>.

До настоящего времени отселение Ереминых Л.С. и Д.В. из <адрес> не состоялось, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушение их жилищных прав носит длящийся характер.

Данный факт послужил основаниям для обращения заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в суд с иском в интересах Ереминых Л.С. и Д.В. с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель истца Песчаный М.В. исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям, просил удовлетворить.

Истцы Еремины Л.С. и Д.В. также иск поддержали по изложенным выше основаниям и просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Сащенко С.Г. с иском не согласна, поскольку считает, что со стороны администрации муниципального образования «город Саратов» выполнены все обязательства, которые при данных обстоятельствах на нее возложены, в т. ч. по изданию Распоряжения от <дата> «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>». На настоящий момент наниматель жилого помещения - <адрес> Еремина Л.С. имеет в собственности пригодную для проживания трехкомнатную квартиру , общей площадью <данные изъяты>, в <адрес>, в связи с чем ни она, ни член ее семьи - сын Еремин Д.В. нуждающимися в жилом помещении не являются и не имеют права на внеочередное получение жилья по договору социального найма.

В иске заместителю прокурора Октябрьского района, заявленному в интересах Ереминых Л.С. и Д.В., просила отказать.

Ответчик администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без его участия.

Третье лицо Комитет по управлению имуществом города Саратова о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о рассмотрении дела извещено, представитель просил дело рассмотреть без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», представителей 3- их лиц Комитета по управлению имуществом г.Саратова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в силу ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителя истца, истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В судебном заседании по делу установлено, что Еремина Л.С. на основании договора социального найма жилого помещения от <дата> является нанимателем одной комнаты, жилой площадью <данные изъяты> в коммунальной квартире <адрес>.

Согласно справке ООО <данные изъяты> от <дата>, в данном жилом помещении значатся зарегистрированными:

квартиросъемщик -Еремина Л.С., <дата> года рождения, с <дата> и

ее сын Еремин Д.В., <дата> года рождения, с <дата>.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» создана межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы администрации города Саратова от <дата> , по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> , данная комиссия приняла решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>- аварийным и подлежащим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении <данные изъяты>, и о предъявлении к собственникам жилых помещений требования о сносе многоквартирного жилого дома в срок до <дата> за счет собственных средств.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> -р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» установлено необходимым собственникам помещений указанного дома произвести в течение трех месяцев со дня издания распоряжения отселение из занимаемых помещений, снос дома- в срок до <дата>, Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятие по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме по <адрес> на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.

Обстоятельство, с которым связана обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Ереминой Л.С. и Еремину Д.В. благоустроенное жилое помещение возникло в 2011 году, после того, как жилой дом, в установленном порядке, был признан аварийным и непригодным для проживания.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту- ЖК РФ):

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы ( 10 и менее квадратных метров общей площади на человека - Решение Саратовской городской Думы от <дата> );

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В порядке статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из изложенного, полномочным органом по предоставлению жилых помещений на территории города Саратова является администрация муниципального образования «город Саратов».

Принимая во внимание положения ч.3 ст. 40 Конституции и приведенных выше норм ЖК РФ, суд пришел к выводу о том, что обязательным условием предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов для малоимущих и иных граждан, указанных в законе ( ч.2 ст.57 ЖК РФ), является их нуждаемость в данном жилье.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором проживают истцы, является муниципальной собственностью.

Тем не менее, по сведениям <данные изъяты> и Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, нанимателю спорного жилого помещения Ереминой Л.С. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира , общей площадью <данные изъяты>, <адрес>, в которой по сообщению <данные изъяты> с <дата> значится зарегистрированным ФИО1 - племянник собственника Ереминой Л.С.. Еремин Д.В. жилья в собственности не имеет.

При таких обстоятельствах, истец Еремина Л.С. и член ее семьи - сын Еремин Д.В. обеспечены жилой площадью в <адрес> с учетом проживания в ней ФИО1 и права на внеочередное предоставление им жилья Администрацией муниципального образования «город Саратов» в силу ч.3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 51, ч.2 ст. 52, ст.ст. 85,86, 89 ЖК РФ не имеют.

Кроме того, Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений, в связи с чем данные требования к ней заявлены необоснованно.

При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Ереминой Л.С., Еремина Д.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, прекращении договора социального найма удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе и доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова, заявленных в интересах Ереминой Л.С., Еремина Д.В., к Администрации муниципального образования «город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и прекращении договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова.

Судья: подпись