Дело № 2-684/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Перовой Т.А.,
при секретаре Кудряшовой С.А., с участием представителей истца Байкиной С.А., Черемухиной К.Ю., ответчиков Бойковой Л.П., Бойкова В.М., представителя ответчиков Антиповой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилищно-строительного кооператива «Арарат» при заводе «Нефтемаш» и Комитете по телевидению г. Саратова к Боцковой Л.П., Бойкову В.М. о понуждении к заключению договора на предоставление коммунальных услуг и техническое обслуживание жилого помещения,
установил:
ЖСК «Арарат» обратился в суд с исковым заявлением к Бойкову В.М., Бойковой Л.П., в котором просил обязать ответчиков заключить с ЖСК «Арарат» при заводе Нефтемаш и Комитете по телевидению г. Саратова договор от <дата> на предоставление коммунальных услуг и техническое обслуживание жилого помещения, взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.
Требования мотивированы тем, что ответчики, которым на праве собственности принадлежит по 1/2 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, не являются членами ЖСК «Арарат». Плату за капитальный ремонт жилья ответчики не вносят с 2009 года, плату за содержание и ремонт жилья вносят по своему усмотрению. <дата> Общим собранием членов жилищного кооператива было принято правомочное решение, на котором был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилья. <дата> Правлением кооператива «Арарат» было принято решение о приведении в соответствие с нормой ст. 155 Жилищного кодекса РФ обслуживание жилых помещений в данном кооперативе, а именно принято решение заключить договоры на обслуживание квартир с собственниками, не являющиеся членами жилищного кооператива. Предметом договора явилось предоставление ЖСК «Арарат» за плату коммунальных услуг, выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту общих помещений дома, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства квартиры и включает в себя: отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение. В состав работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту входит: проведение осмотров и обслуживание дома, его конструкций, инженерных систем, оборудования, ремонт дома (текущий и капитальный), обеспечение бесперебойной работы оборудования, работы аварийного характера, подготовка дома к сезонным условиям эксплуатации, проведение работ по санитарному содержанию и ремонту мест общего пользования, в том числе чердаков, подвалов, правления, придомовой территории и другого имущества, вывоз бытовых отходов, лифт, услуги и работы по управлению домом. В этой связи всем собственникам квартир жилищного кооператива было предложено заключить указанные договоры.
ЖСК «Арарат» в адрес ответчиков было представлено по два экземпляра договора от <дата>, а также сопроводительное письмо от <дата> №, в котором предлагалось ознакомиться с договором, подписать и возвратить в правление кооператива в срок до <дата> В указанный срок ответчики направили истцу протокол разногласий на указанный договор. Данный протокол разногласий не содержит юридически значимые обстоятельства, направлен на затягивание правоотношений и намеренное уклонение от подписания договора. ЖСК «Арарат» подано возражение на данный протокол, где подробно и обоснованно указано на все пункты разногласий и дано объективное разъяснение по каждому спорному пункту. Срок для ответа на возражение был указан <дата>
<дата> в устной беседе председатель кооператива напомнила ответчикам о необходимости заключения договора, однако ответчики уклонились от его заключения.
<дата> представитель кооператива пытался передать ответчикам письмо с приложением, где предлагалось подписать дополнение к договору, указывающий на перечень состава имущества в многоквартирном доме. От подписи ответчики категорически отказались.
Данный договор на коммунальное и техническое обслуживание жилых помещений является типовым, соответствует нормам действующего законодательства. Права кооператива нарушены тем, что ответчики не оплачивают услуги по содержанию и ремонту жилья с 2009 года, поэтому уклонение от заключения договора будет являться препятствием в решении спорных вопросов, связанных с взысканием задолженности с ответчиков, а также последующим обслуживанием их квартиры. Истец будет лишен права на обращение в суд в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований.
Представители истца - председатель ЖСК «Арарат» Байкина С.А. и адвокат Черемухина К.Ю. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить. Представитель истца Байкина С.А. дополнительно пояснила, что ЖСК «Арарат» в суд с требованиями о взыскании с ответчиков задолженности по оплате коммунальных услуг не обращался в связи с отсутствием заключенного договора между ответчиками и кооперативом.
Ответчики Бойков В.М., Бойкова Л.П. и их представитель исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворения, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 117 Жилищного кодекса решения общего собрания членов жилищного кооператива является обязательным для всех членов кооператива. Следовательно, такие решения не являются обязательными для собственников помещений в таком доме, не являющихся членами жилищного кооператива. Принятое членами ЖСК «Арарат» решение о заключении с собственниками помещений, не являющихся членами кооператива, договора на обслуживание квартир, является незаконным, так как в Жилищном кодексе РФ отсутствует норма, которая бы предусматривала полномочия жилищного кооператива принимать решения, являющиеся обязательными для всех собственниках помещений в таком доме.
Выслушав представителей истца, ответчиков, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что обслуживание <адрес> осуществляется ЖСК «Арарат» при заводе «Нефтемаш» и Комитете по телевидению г. Саратова, что подтверждается уставом ЖСК «Арарат», свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 26-40, 43).
Бойковой Л.П. и Бойкову В.М. на праве общей долевой собственности принадлежит в равных долях <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от <дата> (л.д. 23, 24). Ответчики не являются членами ЖСК «Арарат», что не оспаривалось сторонами.
ЖСК «Арарат» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, а также работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту дома.
<дата> общим собранием членов ЖСК «Арарат» было принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилья.
<дата> правлением ЖСК «Арарат» было принято решение о заключении договоров на коммунальное и техническое обслуживание жилого помещение с собственниками помещений, которые не являются членами ЖСК «Арарат» (л.д. 21). В адрес ответчиков были направлены договоры на коммунальное и техническое обслуживание от <дата> и предлагалось подписать их и возвратить в ЖСК «Арарат» в срок до <дата> (л.д. 9-13). Однако ответчики в установленный срок не возвратили подписанные договоры.
В соответствии с частями 1,2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принадлежащей ему долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу частей 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
На основании ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами жилищно-строительных кооперативов, обязаны в силу закона оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления жилищного кооператива; отказ собственников помещений от вступления в члены жилищного кооператива либо от заключения договора с кооперативом не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <дата> №-П, отсутствие членства в ТСЖ не влечет для таких домовладельцев утраты с ТСЖ иных правовых связей, кроме членства в товариществе, и их отказ от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома.
Как следует из объяснений представителей истца, ЖСК «Арарат» производит начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, а именно начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из установленных органами исполнительной власти тарифов, а плата за содержание и ремонт жилья начисляется исходя из тарифов, установленных решением общего собрания членов ЖСК «Арарат». Условия договора на техническое и коммунальное обслуживание от <дата> соответствуют требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, отказ ответчиков подписать договоры не освобождают их от обязанностей, возложенных законом на собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и оплате коммунальных услуг.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана предоставить в суд доказательства в обоснование своих требований и возражений. Между тем представителями истца не представлены доказательства нарушения прав ЖСК «Арарат» по оплате ответчиками коммунальных услуг. Представленная справка о наличии у ответчиков задолженности по оплате за ремонт общего имущества в сумме 2397 рублей 96 копеек не свидетельствует о невозможности взыскания с ответчиков в судебном порядке указанной задолженности. Ссылка представителей истца на отсутствие правовых оснований для взыскания с ответчиков задолженности по оплате за ремонт общего имущества не основана на нормах Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ЖСК «Арарат» к Бойкову В.М., Бойковой Л.П. о понуждении к заключению договоров на техническое и коммунальное обслуживание следует отказать.
Доводы представителей истца о том, что в соответствии с п. 60 Устава гражданин, приобретший квартиру в ЖСК «Арарат» и не вступивший в члены ЖСК, обязан заключить с кооперативом договор об условиях обслуживания его квартиры, не могут повлиять на выводы суда. В соответствии с ч. 2 ст. 113 Жилищного кодекса РФ устав кооператива не должен содержать положения, противоречащие Кодексу и другим федеральным законам. В Жилищном кодексе РФ не содержится нормы, обязывающей собственника жилого помещения, не являющегося членом жилищно-строительного кооператива, заключать договоры на управление многоквартирным домом, и нормы, освобождающей собственника от оплаты коммунальных услуг при отсутствии названного договора.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований не подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Жилищно-строительного кооператива «Арарат» при заводе «Нефтемаш» и Комитете по телевидению г. Саратова к Боцковой Л.П., Бойкову В.М. о понуждении к заключению договора на предоставление коммунальных услуг и техническое обслуживание жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Перова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.