Дело № 2-2359/2012 О признании незаконным основания по отказу в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников педагогической сферы `Честность`



Дело № 2-2359/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2012 года                                                                                      город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Деминой О.В.,

при секретаре Федченко А.А.,

с участием:

истца Казеннова Д.К.,

представителей ответчика по доверенности от <дата> Ровновой Е.А., по доверенности от <дата> Мельниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казеннова Д.К., Пичугина А.А., Тарасова А.П., Тарасова И.П. к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным основания к отказу в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников педагогической сферы «Честность»,

установил:

Казеннов Д.К., Пичугин А.А., Тарасов А.П., Тарасов И.П. обратились в суд с иском к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным основания к отказу в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников педагогической сферы «Честность».

В обоснование заявленных требований указали, что <дата> они обратились в Управление Министерства юстиции по Саратовской области с заявлением о регистрации образованного ими Профессионального союза наёмных рабочих и работников педагогической сферы «Честность» (далее - профсоюз). Письмом от <дата> за , сообщено об отказе Управления юстиции зарегистрировать упомянутое общественное объединение. Полагают, что действиями Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области по отказу в регистрации профсоюза нарушено их конституционное право на свободу ассоциаций и создания профессиональных союзов. В соответствии со ст. 2, (частью 1-2) ст. 15, (частью 1) ст. 17. ст. 18 Конституции Российской Федерации Россия признается государством, в котором защита прав и законных интересов граждан является обязанностью государства, должностных лиц и организаций, расположенных и работающих на территории России, а их исполнение определяет смысл и содержание деятельности государственной, муниципальной власти, граждан и их объединений. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Учитывая эти положения, государство может ограничивать права человека лишь в целях защиты прав других лиц. Это зафиксировано в части 2-3 статье 55 Конституции Российской Федерации. Защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечение обороны страны - это всего лишь различные аспекты категории прав человека. Таким образом, любое законное, разумное и обоснованное ограничение прав человека должно исходить из объяснения, каким образом реализация одного права может принести ущерб другому праву, а не просто ссылкой на статью закона, потому что именно такое объяснение отвечает естественно-правовой доктрине российского законодательства. Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права. Применительно к праву на свободу ассоциаций и созданию профессиональных союзов, это означает, что создание общественной организации возможно, если создаваемая общественная организация не будет ущемлять других прав человека. Иных ограничений, исходя из Конституции РФ и международного законодательства, быть не может. Статья 30 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Всеобщей декларации прав человека гарантирует, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Ч.3 ст.6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций. Данная позиция особенно рельефно прописана в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (особенно в ч.3). Международной основой для создания профессиональных союзов являются ст.1, 2, 3, 4, 7, 8, ч.2 ст. 9 Конвенции 87 «Конвенция о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы». Считают, что Минюст отказом в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников социально-педагогической сферы «Честность» на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также подпунктов 1, 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» превысил свои полномочия, предоставленные ему законом, необоснованно ограничив конституционное право граждан на объединение, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ, чем нарушил законное право граждан на свободу ассоциаций. Считают, что своими действиями Минюст превысил свои полномочия в плане регистрации некоммерческих организаций, и кроме проверки формальных аспектов, пытается навязать гражданам свою точку зрения на структуру общественной организации и содержание ее уставных документов. Если сотрудники Минюста не согласны с внутренней организацией некоммерческой организации и у них есть свои субъективные представления по этому поводу, то они могут сами создать отвечающую желаемым требованиям общественную организацию, реализуя свое право как граждан РФ. Для этого необязательно отказывать в регистрации другим общественным объединениям. Считают, что Минюст, кроме нарушения прав человека, нарушил законодательство Российской Федерации: ст. 5 ФЗ № 10: «Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. 2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности»; абз. 8 ст. 8 ФЗ № 10: «Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации»; пункт 4.1. ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: «Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения. за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом»; ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: «Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц». Минюст своими действиями по навязыванию Профсоюзу организационной структуры и содержательному анализу Устава Профсоюза, в дополнение к чисто формальному (разрешенному закону), грубо нарушает независимость профсоюзов и их автономию от государственных органов. Таким образом, Минюст пытается выдать свои субъективные и ничем не обоснованные представления об устройстве и деятельности профсоюзов за законные требования, предусмотренные законодательством. Эта незаконная практика проявляется в следующих конкретных примерах: В отказе от <дата> указано, что в соответствии с Уставом Организации в нарушение вышеуказанных норм Федерального закона №10-ФЗ, организация объединяет в форме и с наименованием не предусмотренным данным законом. В нарушение пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ организация объединяет граждан не связанных между собой ни производственными ни трудовыми профессиональными отношениями. Устав организации (разделы 1, 3, 4, 6) не содержит указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов организации. Так в нарушение пункта 1 статьи 2 Федерального закона №10 Устава организации (в частности, п. 3. п. 6.3.1. Устава Организации) устанавливает, что членами организации, в том числе, могут быть безработные граждане, лица, осуществляющие трудовую деятельность в организациях любых форм собственности, члены иных профсоюзов». Нормы Устава Профсоюза, которые не были понятны Минюсту - это п.1 и п. 1.12 Устава Профсоюза: «1. Общественная организация - профессиональный союз наемных рабочих и работников социально-педагогической сферы «Честность» (далее «Профсоюз») - межрегиональное добровольное общественное объединение наемных рабочих и работников социально-педагогической сферы, а также студентов и учащихся профессиональных учебных заведений, неработающих пенсионеров и безработных этой категории рабочих и работников, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, созданное в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. наемный рабочий - в настоящем Уставе к наемным рабочим относятся физические лица, работающие в тяжелой или легкой промышленности, в сфере торговли или обслуживания, лишенные права собственности на средства производства (обслуживания, обмена) и продукт производства, для которых основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы, работник социально-педагогической сферы - к работникам социально- педагогической сферы в настоящем Уставе относятся педагоги начальной, средней, высшей школы, преподаватели среднеспециальных учебных заведений, воспитатели детских садов, врачи и медсестры, научные работники». Во-первых, руководствуясь ст. 2 Конвенции МОТ 87. Работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних. Во-вторых, в противовес заявлением Минюста - «нарушение вышеуказанных норм Федерального закона №10-ФЗ. Организация объединяет в форме и с наименованием не предусмотренным данным законом» - межрегиональные профсоюзы предусмотрены законодательством (см. ст. 3 ФЗ № 10). Таким образом, Минюст некорректно истолковывает сам закон. В-третьих, Минюст заявляет, что «В нарушение пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ Организация объединяет граждан не связанных между собой ни производственными ни трудовыми профессиональными отношениями», однако п. 1.12 Устава однозначно определяет производственные и профессиональные отношения, которыми объединяются участники Профсоюза, более того ФЗ № 10 не предусмотрено такого понятия как «трудовые профессиональные отношения», которым оперирует Минюст. В-четвертых, Минюст утверждает, что «Устав Организации (разделы 1, 3, 4, 6) не содержит указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов Организации». ФЗ № 10 не предусмотрено такого понятия как «конкретный род деятельности», есть понятие «род деятельности» (при этом следует заметить, что понятие «род деятельности» предполагает некоторую абстрактность), а род деятельности в Уставе Профсоюза указан в п. 1.12 - это продажа собственной рабочей силы для получения средств к жизни, работа в (не-)бюджетных учреждениях социально-педагогической направленности. Таким образом, Минюст некорректно истолковывает сам закон. В-пятых, Минюст заявляет, что «в нарушение пункта 1 статьи 2 Федерального закона №10 Устава Организации (в частности, п. 3, п. 6.3.1. Устава Организации) устанавливает, что членами Организации, в том числе могут быть безработные граждане, лица, осуществляющие трудовую деятельность в организациях любых форм собственности, члены иных профсоюзов». Т.е. членами Профсоюза не могут быть безработные и члены других профсоюзов. Однако. Минюст в данном случае не учел ст. 2 Конвенции МОТ 87, где указано, что работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних. В ст. 3 ФЗ № 10 указано, что «член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации». Профсоюзы защищают интересы безработных, т.е. если уставная цель профсоюзов заключается в защите социально-трудовых прав ее членов, то безработные могут быть членами профсоюза, потому что в соответствии с законодательством профсоюзы могут включать в цели своей уставной деятельности контроль за занятостью, т.е. процессами, связанными с приемом и увольнением граждан с/на работы. Субъектами этих процессов являются безработные граждане. Таким образом, Минюст некорректно истолковывает сам закон. Также протоколы учредительного собрания Профессионального союза, представленные в Минюст содержали информацию о трёх физических лицах-учредителях Профессионального союза. В 18 ст. 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц, отвечающих требованиям 19 ст. 82-ФЗ. Минюст истолковывает ФЗ № 10 не в целях реализации гражданами своих прав, и прямо нарушает ст. 2, ст. 15, ст. 18 Конституции РФ. При неоднократном обращении в Минюст за консультациями, истцы не получали сколько-нибудь однозначных ответов и инструкций. Представители Минюста лишь критиковали, а от прямых советов уклонялись, либо давали заведомо абсурдные рекомендации.

На основании изложенного, истцы просили суд признать незаконными и нарушающими их права вышеперечисленные основания по отказу в регистрации Профессионального союза наёмных рабочих и работников педагогической сферы «Честность»

В судебном заседании истец Казеннов Д.К. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

ИстцыПичугин А.А., Тарасов А.П., Тарасов И.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.

В судебном заседании представитель ответчикаУправления Министерства юстиции РФ по Саратовской областипо доверенностиРовнова Е.А. исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на заявление, приобщенных к материалам дела, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области по доверенностиМельникова Е.А.исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Суд, с учетом мнения истцаКазеннова Д.К., представителей ответчика, в силу ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцовПичугина А.А., Тарасова А.П., Тарасова И.П.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Федеральный законот 12.01.1996 № 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально- трудовых прав и интересов.

Целью создания профсоюзов является представительство и защита социально- трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности.

В связи с этим члены профсоюза должны быть объединены одним родом деятельности и общими производственными и профессиональными интересами, что должно быть отражено в уставе профсоюза.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Статьей 3 данного Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ установлены следующие термины, относящиеся к профсоюзам и их значения:

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

- работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

- член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, определены полномочия УправленияМинистерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, в том числе в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с пп. 37 п. 6 Положения, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

В судебном заседании установлено, что <дата> истцом ФИО8в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области были поданы документы для принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации - Профессионального союза наёмных рабочих и работников педагогической сферы «Честность» при ее создании (далее - Профессионального союза).

<дата> ответчиком было отказано в государственной регистрации Профессионального союза наёмных рабочих и работников педагогической сферы «Честность» при ее создании, по основаниям пп. «а», «ж» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку заявителем не были представлены необходимые для государственной регистрации документы, наименование юридического лица не соответствует требованиям федерального закона, а также по основаниям, предусмотренными п. 1, 2 и 5 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку учредительные документы Организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация, а также документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, представлены не полностью и оформлены в ненадлежащем порядке.

В соответствии с письмом от <дата>, одним из оснований к отказу в государственной регистрации Профессионального союза является то, что организация создана в форме и с наименованием, не предусмотренной Федеральным закономот 12.01.1996 № 10-ФЗ. Также организация объединяет граждан, не связанных между собой ни производственными, ни трудовыми (профессиональными) отношениями; Устав организации (разделы 1, 3, 4, 6) не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза. Кроме того, принцип структуры организации, определенный ее уставом (раздел 4), не позволяет определить, имеют ли ее члены отношение к какому-либо иному профсоюзу и состоят ли они в первичных профсоюзных организациях данного профсоюза.

В соответствии с п. 1 Устава Профессионального союза, общественная организация - межрегиональное добровольное общественное объединение наемных рабочих и работников социально-педагогической сферы, а также студентов и учащихся профессиональных учебных заведений, неработающих пенсионеров и безработных этой категории рабочих и работников, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, созданное в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Пунктом 1.12 Устава к наемным рабочим отнесены физические лица, работающие в тяжелой или легкой промышленности, в сфере торговли или обслуживания, лишенные права собственности на средства производства (обслуживания, обмена) и продукт производства, для которых основным источником средств к жизни является продажа рабочей силы, а к работникам социально-педагогической сферы - педагоги начальной, средней, высшей школы, преподаватели среднеспециальных учебных заведений, воспитатели детских садов, врачи, медсестры, научные работники.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно- правовую форму.

В соответствии со ст. 28 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В нарушение положений данной правовой нормы наименование Профессионального союза наемных рабочих и работников социально-педагогической сферы «Честность» не содержит указания на территориальную сферу деятельности организации и ее организационно- правовую форму.

Кроме того, в соответствии с п. 1.2 Устава, организация осуществляет свою деятельность на территории Саратова и Саратовской области, на территориях субъектов Российской Федерации, где учреждены и действуют Первичные профсоюзные организации Профсоюза, где работают члены Профсоюза.

Тогда как в заявлении , представленном на государственную регистрацию профсоюза, в п. страницы территориальной сферой деятельности организации указаны <адрес>.

Пунктом 1 Устава установлено, что организация является общественной организацией.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организации.

В силу ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) общественная организация является одной из форм некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона положения учредительных документов некоммерческой организации не должны противоречить законодательству.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Пункты 3, 6.3.1.Устава устанавливает, что членами организации, в том числе, могут быть безработные граждане, лица, осуществляющие трудовую деятельность в организациях любых форм собственности, члены иных профсоюзов.

Таким образом, в нарушение указанных правовых норм Уставом установлено, что членами организации могут быть временно не работающие (безработные) граждане.

Также в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Пунктом 3.1.4 Устава установлено, что решение о взыскании, налагаемом на члена организации, принимается на собрании Первичной профсоюзной организации, или заседании исполнительного комитета Профсоюза, или заседании профсоюзного комитета структурного подразделения Первичной профсоюзной организации в присутствии члена профсоюза.

Таким образом, данное положение Устава не соответствует определению первичной профсоюзной организации, в соответствии с которым наличие структурных подразделений в первичной профсоюзной организации не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают положения о первичных профсоюзных организациях.

В нарушение ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, пунктом 4.1 Устава организации установлено, что Первичные профсоюзные организации действуют на основании Положений о Первичных профсоюзных организациях, утверждаемых самостоятельно членами Первичных профсоюзных организаций на профсоюзных собраниях (конференциях).

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 4.15, 4.22, 5.2.1, 7.1, 8, 8.1 Устава принятие решений органов управления Профсоюза считается правомочным при участии в них не менее половины членов (делегатов) Профсоюза, членов Первичной профсоюзной организации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Частью 9 статьи 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Однако пунктом 7.2 Устава предусмотрено, что изменения и дополнения, внесенные в Устав, вступают в силу с момента их принятия на общем собрании (конференции) Профсоюза, а в части, касающейся прав юридического лица, - с момента их государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, регулируются данным Федеральным законом.

В нарушение вышеуказанных правовых норм пунктом 9.1 Устава определено, что настоящий Устав Профсоюза является основным нормативным актом Профсоюза для его регистрации в качестве юридического лица.

Пунктом п. 5.3 Устава определенно, что Председатель Профсоюза одновременно является председателем исполнительного комитета Профсоюза.

В заявлении на листе , странице , в пункте указана должность лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Профсоюза. Наименование должности в части «член Исполнительного комитета» не соответствует наименованию должности, указанной в пункте 5.3 Устава профсоюза.

Кроме того, ответчик, отказывая в государственной регистрации организации при ее создании, обоснованно указал, что ряд норм Устава Профсоюза не соответствуют и противоречат друг другу, а именно пункт 4.34. Устава, согласно которому контрольно-ревизионная комиссия Первичной профсоюзной организации руководствуется в своей деятельности Уставом, не в полной мере соответствует п. 4.5 Устава, согласно которому Первичная профсоюзная организация действует на основании Положения; п. 5.2.3. Устава в части «...избрание контрольно- ревизионной комиссии (ревизора)...» не соответствует п. 5.1.1. Устава, согласно которому контрольно-ревизионным органом Организации является ревизор; п. 4.17.6. Устава установлено, что профсоюзный комитет созывает профсоюзные собрания (конференции), что не соответствует п. 4.13. Устава, в соответствии с которым высшим руководящим органом Первичной профсоюзной организации является общее собрание (конференция); п. 5.1. Устава в качестве руководящего органа Профсоюза определено общее собрание (конференция), что не соответствуют положения пунктов 5.5.1, 5.5.5 Устава; п. 5.3. Устава установлено, что председатель Профсоюза (он же председатель Исполнительного комитета Профсоюза) избирается на съезде, что не соответствует пункту 5.2.3. Устава, в соответствии с которым избрание председателя Исполнительного комитета отнесено к исключительной компетенции общего собрания (конференции); п. 5.4. Устава, которым установлено, что трудовой договор с председателем Профсоюза (председателем Исполнительного комитета Организации) может быть заключен в соответствии с решением конференции, не в полной мере соответствует п. 5.2.2. Устава, согласно которому высшим органом управления Организации является общее собрание (конференция); п 5.5.2. Устава, в соответствии с которым досрочные выборы Исполкома Профсоюза могут быть проведены на внеочередном общем собрании (конференции) Профсоюза, созываемом в порядке, предусмотренном Уставом, противоречит Уставу Профсоюза, так как в Уставе не определён порядок проведения внеочередного общего собрания (конференции) Профсоюза; подпункт «в» п. 5.6.7. Устава, которым установлено что ревизор Профсоюза осуществляет контроль за соответствием Уставу Профсоюза финансово-хозяйственной деятельности профоргана, противоречит п. 2.3.0. Устава, в соответствии с которым осуществление финансово-хозяйственной деятельности является задачей Профсоюза; пункт 6.2.7 Устава в части, касающейся распоряжения профсоюзными органами своим бюджетом, противоречит Уставу, так как в Уставе отсутствуют понятие бюджета профсоюзного органа; п. 6.2.7 Устава в части, касающейся утверждения смет общими собраниями (конференциями) соответствующего профсоюзного органа, противоречит Уставу, так как в Уставе отсутствует определение такого органа управления как общее собрание (конференция) профсоюзного органа; п. 6.3.1 Устава, которым установлены разные размеры ежемесячных членских взносов для членов Профсоюза, в том числе («по своему усмотрению») противоречит п. 3.1 Устава, в соответствии с которым члены Профсоюза обладают равными правами и несут равные обязанности, и пункту 4.5. Устава организации, в соответствии с которым Первичная профсоюзная организация вправе самостоятельно определять размер членских взносов.

В соответствии с п. 6. ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.

В пункте 1.3 Устава указан адрес организации: <адрес>

В качестве документов, подтверждающих адрес (местонахождение0 Профсоюза, для государственной регистрации были представлены гарантийное письмо <данные изъяты> от <дата> исх. о предоставлении юридического адреса с приложенным свидетельством о государственной регистрации права, в соответствии с которым для места нахождения исполнительного комитета профсоюза гарантируется предоставление помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Однако, как следует из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серии , в качестве объекта права указан земельный участок, площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>

Указанные обстоятельства истец в судебном заседании не отрицал, указав, что данное свидетельство о государственной регистрации права было представлено Ошибочно.

В соответствии с п. 3.22. Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятого и введённого в действие с 01. 07. 2003 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 № 65-ст, в состав реквизита "Подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Как следует из гарантийного письма <данные изъяты> от <дата>, в нем отсутствует расшифровка подписи (инициалы, фамилия) лица, подписавшего документ.

Данные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем оформлении документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения.

Таким образом, доводы истцов о не соответствии оснований, указанных в решении об отказе в государственной регистрации организации при ее создании требованиям законодательства Российской Федерации, суд считает необоснованными.

Доводы истцов о том, что ответчик превысил свои полномочия в плане регистрации некоммерческих организаций и является регистрирующим органом, являются несостоятельными и противоречат ст. 2 Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Положению, Положению о Федеральной налоговой службе, Постановлению Правительства Российской Федерации № 438 от 19.06.2002 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 438 от 19.06.2002 «О Едином государственном реестре юридических лиц» государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.

Учитывая вышеизложенное, Управление Министерства юстиции по Саратовской области является органом, принимающим решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, а регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Казеннова Д.К., Пичугина А.А., Тарасова А.П., Тарасова И.П. к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным основания к отказу в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников педагогической сферы «Честность» не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Казеннова Д.К., Пичугина А.А., Тарасова А.П., Тарасова И.П. к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным основания к отказу в регистрации Профессионального союза наемных рабочих и работников педагогической сферы «Честность» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись                                                                                                         О.В. Демина

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.