Дело № 2-2332/2012 О признании отказа в ежемесячной денежной выплате незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты



Дело № 2-2332/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2012 года                     город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Исабековой З.С.

с участием представителя ответчика Государственного казённого учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» - Даниловой О.В., действующей на основании доверенности от <дата> ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярева А.Д. к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании незаконным отказа в представлении мер социальной поддержки, признании права на получение ежемесячной денежной

установил:

Дегтярев А.Д. обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее - ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова») о признании отказа ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в предоставлении истцу как ветерану труда и ветерану военной службы мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - незаконным; признании за истцом как ветераном труда и ветераном военной службы права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности; возложении на ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанности предоставить истцу как ветерану труда и ветерану военной службы меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности. Требования основаны на следующем.

Деггярев А.Д. <дата> года рождения с <дата> проходил службу в качестве офицера в Вооруженных Силах Российской Федерации.

<дата> истцу присвоено звание «Ветеран военной службы», в подтверждение чего Министерством обороны Российской Федерации выдано Удостоверение серия .

<дата> Дегтярев А.Д. уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

<дата> Дегтяреву А.Д. присвоено звание «Ветеран труда» о чём Государственным казённым учреждением Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» выдано удостоверение серии .

Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов.

Согласно статье 22 названного Закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на <дата>, определяются законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» предусмотрено, что лицам, являющимся ветеранами труда, ветеранами военной службы предоставляются меры социальной поддержки в том числе: ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С <дата> Дегтярев А.Д. проживает в квартире <адрес>.

<дата> по вопросу предоставления истцу как ветерану труда и ветерану военной службы ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, он обратился в ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова». Однако, письмом от <дата> № Д-1621/07-34з в предоставлении меры социальной поддержки истцу отказано по тем основаниям, что как ветеранам труда, так и ветеранам военной службы, меры социальной поддержки предоставляются при условии достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Дегтярев А.Д. считал отказ в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, нарушающим его права.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года; при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Дегтярев А.Д. является ветераном военной службы с <дата>, то есть право на льготы в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% у него возникло до <дата>.

По мнению истца, вновь установленные Законом Саратовской области от 26.12.2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» условия предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не могут быть ниже условий гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года.

Поскольку Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей на 22.02.1999 года, не содержал условий о достижении ветеранами военной службы возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Дегтярев А.Д. считал, что вновь установленные Законом Саратовской области от 26.12.2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» условия выплаты пособий, не могут быть ниже размеров гарантий и компенсаций в денежной форме.

Статья 23 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 18.11.1998 года №172-ФЗ содержала указание на достижение возраста, дающего право на пенсию.

20.09.2005 года Дегтярев А.Д. достиг возраста, дающего право на пенсию. С данного момента он является пенсионером в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, получает пенсию за выслугу лет.

Кроме того, в статье 5 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», устанавливающей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг содержатся положения согласно которым, гражданам, указанным в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 настоящего Закона (ветераны труда, ветераны военной службы и ветераны государственной службы, ветераны труда Саратовской области) социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. О каких-либо дополнительных условиях, в том числе и достижении возраста, дающего права на назначение пенсии, в этой статье не говорится.

В связи с этим Дегтярев А.Д. просил признать отказ ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в предоставлении истцу как ветерану труда и ветерану военной службы мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - незаконным; признать за истцом как ветераном труда и ветераном военной службы права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности; возложить на ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанность предоставить истцу как ветерану труда и ветерану военной службы меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности.

Представитель ответчика ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

С <дата> гражданам льготных категорий, проживающим в Саратовской области, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставляются в денежной форме.

Вопросы назначения и выплаты ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам военной службы регламентируются законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», статьёй 1 которого определён круг лиц, относящихся к тем категориям гражданам, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Объем мер социальной поддержки для ветеранов военной службы установлен частью 1 статьи 2 названного Закона, в том числе ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Причем, частью 3 статьи 2 Закона предусмотрено, что весь перечень мер социальной поддержки предоставляется ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В статье 5 Закона раскрывается механизм назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.

Поскольку формулировки условий, при которых предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с названным законом, являются чёткими и расширенному толкованию не подлежат, представитель ответчика считал, что оснований для удовлетворения иска и назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Дегтяреву А.Д. до достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имеется.

Истец Дегтярев А.Д. о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Дегтяреву А.Д., <дата> года рождения, <дата> присвоено звание «Ветеран военной службы».

С <дата> Дегтярев А.Д. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

<дата> Дегтяреву А.Д. присвоено звание «Ветеран труда».

<дата> Дегтярев А.Д. обратился в Государственное казённое учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» по вопросу предоставления мер социальной поддержки как ветерану труда и ветерану военной службы, в чём ему сообщением исполняющего обязанности директора от <дата> отказано.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: удостоверением ветерана военной службы (лист дела ), пенсионным удостоверением (лист дела ), выписками из приказов (листы дела ), удостоверением труда (лист дела ), распиской о принятии документов (лист дела ), сообщением исполняющего обязанности директора Государственного казённого учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от <дата> (листы дела ).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22).Статьи 6 и 7 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции определили категории лиц - ветеранов государственной службы и ветеранов труда - для которых установлены правовые гарантии социальной поддержки.

Преамбулой к названному Федеральному закону предусматривается, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного Закона, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» определён круг лиц, имеющих право на социальную поддержку: ветераны труда; ветераны военной службы и ветераны государственной службы; ветераны труда Саратовской области; лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Закона, лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях;

2) ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей;

3) право на приобретение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения;

4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

5) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 3 указанной статьи, ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставляются меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи для ветеранов труда.

В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Исходя из системного анализа приведённых выше положений закона, суд приходит к выводу, что как положения статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, так и положения статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», устанавливающие, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда» и получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», перечисленные в законе льготы предоставляются только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права истца, поскольку направлены на обеспечение равенства всех ветеранов труда, независимо от вида получаемой ими пенсии.

В этой связи, учитывая, что указанные выше льготы, на истца Дегтярева А.Д., как не достигшего возраста 60 лет, не распространялись ни на момент присвоения ему звания «Ветеран военной службы» - 22.02.1999 года, в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, и не распространяются на него на настоящий момент, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и считает необходимым в удовлетворении иска отказать полностью.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Дегтярева А.Д. к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании незаконным отказа в представлении мер социальной поддержки, признании права на получение ежемесячной денежной - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      подпись           А.П. Совкич