Дело № 2-2678/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 8 октября 2012 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Перовой Т.А., при секретаре Королёвой А.А., с участием заявителя Пегова А.П., представителей заинтересованных лиц Бычковой В.В., Животиковой Ю.О., Чесноковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пегова А.П. о признании незаконными действия органа местного самоуправления, установил: Пегов А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия органа местного самоуправления. Требования мотивированы тем, что <дата> в специальном выпуске газеты «<данные изъяты>» № опубликован проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». На сайте органа местного самоуправления данная информация отсутствует. Данный выпуск был изготовлен тиражом 300 экземпляров. С учетом подписки, по которой специальный выпуск был доставлен подписчикам, в свободную продажу данный выпуск не попал. В Саратове проживают более 800000 человек и довести до сведения каждого жителя о столь ответственном документе является обязанностью органа местного самоуправления. Законотворческая деятельность должна осуществляться на территории РФ гласно и публично. Ксерокопия данного выпуска газеты размещена в комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на третьем этаже и трудно читаема. Считает, что действия администрации носят умышленный характер с целью ограничить желающих участвовать в публичных слушаниях в обсуждении данного законопроекта. Орган местного самоуправления обязан обеспечить возможность обсуждения изменения в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» всем заинтересованным лицам. Любой гражданин вправе представить свои предложения в проект изменения в Правила, в том числе и он. Нереализованный механизм участия граждан в обсуждении законопроекта нарушает его права. Его домовладение согласно данному законопроекту исключено из перечня разрешенных объектов. Таким образом он будет лишен возможности получить разрешение на реконструкцию ветхого жилого дома, а в случае, если Саратовская городская Дума примет нормативный акт, нарушающий его конституционный права собственника. Значительное количество собственников недвижимого имущества, так же как и он, не информированы о готовящейся новации. При принятии данного закона он будет лишен права собственника естественным способом - физическим износом домовладения, так как износ ветхого жилого дома невозможно компенсировать капитальным ремонтом. Просил признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Саратов» по ограничению доступа гражданам к информации путем размещения в средствах массовой информации законопроекта Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» заведомо ограниченным, недостаточным тиражом, обязав устранить допущенные нарушения, предоставив ему возможность участвовать в публичных слушаниях при обсуждении данного законопроекта. В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» Бычкова В.В. просила отказать в удовлетворении требований Пегова А.П., ссылаясь на то, что проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а также время и место проведения публичных слушаниях были опубликованы в газете «<данные изъяты>». У администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют полномочия по регулированию тиража указанной газеты. Представитель заинтересованного лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова Ю.О. просила отказать в удовлетворении требований Пегова А.П. Пояснила, что полномочия Саратовской городской Думы определены статьей 23 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от <дата> №, компетенция администрации муниципального образования «Город Саратов» статьями 33, 36, полномочия комитета решением Саратовской городской Думы от <дата> № «О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительству и управления капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов». К полномочиям данных органов местного самоуправления, действие которых обжалуется, не относятся вопросы регулирование тиража официального источника опубликования муниципальных правовых актов - газеты «<данные изъяты>». Представитель заинтересованного лица Саратовской городской Думы Чеснокова С.Ю. просила отказать в удовлетворении требований Пегова А.П. Пояснила, что постановление главы муниципального образования «Город Саратов» от <дата>. № «О проведении публичных слушаний», которым постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» <дата>, было опубликовано в газете «<данные изъяты>» № от <дата> Проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки опубликован <дата> в газете «<данные изъяты> специальный выпуск №. Данный проект был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» <данные изъяты> Требование законодательства о необходимости опубликования проекта правового акта и постановления главы муниципального образования «Город Саратов» выполнено. Вопрос о тираже газеты, её специального выпуска, в которой осуществляется официальное опубликование, действующим законодательством не урегулирован. Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требования Пегова А.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 25 Постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»; размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ принятие правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 43 Устава муниципального образования «Город Саратов» по вопросам местного значения Саратовская городская Дума принимает муниципальные правовые акты - решения. Процедура принятия правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в действующие правила землепользования и застройки, установленная статьями 32-33 Градостроительного кодекса РФ предусматривают обязательность проведения публичных слушаний такого проекта решения. Порядок проведения публичных слушаний определяется Градостроительным кодексом РФ и решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 г. № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове». Согласно Положению о публичных слушаниях в городе Саратове решение о проведении публичных слушаний может быть принято главой муниципального образования «Город Саратов», которое как и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должны быть опубликованы в официальном печатном органе. Постановлением администрации города Саратова от 13 февраля 2006 г. № 29А «Об определении официального печатного издания для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации» установлено, что газета «Саратовская панорама» является официальным печатным изданием муниципального образования «Город Саратов» для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации. При рассмотрении дела судом установлено, что постановление главы муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № «О проведении публичных слушаний», которым постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» <дата>, было опубликовано в газете «<данные изъяты> № № от <дата> Проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки был опубликован <дата> в специальном выпуске газеты «<данные изъяты>» № № Кроме того указанный проект был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» <данные изъяты>, газета «<данные изъяты>» № № с опубликованным проектом решения была размещена на стенде в помещении комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, что не оспаривалось заявителем. Допрошенный в судебном заседании свидетели Свидетель1, Свидетель2 пояснили, что в <дата> из газеты «<данные изъяты>» они ознакомились с проектом решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Указанная газета не содержала информации о времени и месте проведения публичных слушаний по данному проекту решения. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления было соблюдено требование законодательства о необходимости опубликования проекта правового акта и постановления главы муниципального образования «Город Саратов» о проведении публичных слушаний. Доводы заявителя о том, что тираж газеты «<данные изъяты>» является ограниченным и недостаточным, являются необоснованными, поскольку в компетенцию органов местного самоуправления не входят полномочия по определению тиража газеты, являющейся официальным печатным изданием муниципального образования «Город Саратов». Действующее законодательство не содержит требований к тиражу средств массовой информации, необходимому для признания их источником официального опубликования. Несостоятельными являются и доводы заявителя о том, что размещенная на стенде ксерокопия газеты в помещении комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству трудно читаема, поскольку указанные обстоятельства не препятствовали заявителю обратиться к сотруднику комитета с просьбой о предоставлении ему текста проекта решения. Доводы истца о том, что информация о проекте решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» размещена на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» в разделе «новости», а не в разделе «архив выпусков газеты «<данные изъяты>», не свидетельствуют об ограничении доступа к информации. Как следует из объяснений представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» на официальном сайте имеется поисковая система, при помощи которой имеется возможность найти необходимый документ. Учитывая, что органом местного самоуправления была соблюдена процедура опубликования проекта решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №, а также постановления главы муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № «О проведении публичных слушаний», оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Пегова А.П. о признании незаконными действия органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Город Саратов» по ограничению доступа к информации путем размещения в средствах массовой информации проекта решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» заведомо ограниченным, недостаточным тиражом, об обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления возможности участвовать в публичных слушаниях при обсуждении данного проекта отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Саратова. Судья подпись Т.А. Перова Мотивированное решение изготовлено <дата>.