Дело № 2-2404/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе судьи Совкича А.П. при секретаре судебного заседания Исабековой З.С. с участием: 1) истца Аллаярова И.С., 2) представителя истца Бойчук В.В., действующего на основании устного заявления доверителя в суде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аллаярова И.С. к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки установил: Аллаяров И.С. обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее - ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова») о признании права на получение с <дата> предусмотренных Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» мер социальной поддержки в виде: ежемесячной денежной выплаты в размере 400 рублей; приобретения социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения; обеспечения разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном и железнодорожном транспорте пригородного сообщения; ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и отопление (теплоснабжение) в размере 50 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг; ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и отопление (теплоснабжение) в размере 10 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, не пользующегося мерами социальной поддержки; возложении обязанности назначить с <дата> указанные меры социальной поддержки; возложении обязанности обеспечить получение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения; разовых проездных билетов для бесплатного проезда на внутреннем водном и железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Требования основаны на следующем. Как бывший сотрудник Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, Аллаяров И.С. в настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и на основании заочного решения <данные изъяты> районного суда города Саратова от <дата> истцу было присвоено звание «Ветеран труда», о чём ему было выдано соответствующее удостоверение, согласно которому он имеет права и льготы, представляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 названного закона. Статья 13 указанного Закона устанавливает, что социальная поддержка ветеранов, независимо от их возраста, предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Согласно статье 22 Закона в редакции, действующей с 01.01.2005 года, конкретные меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» лицам, являющимся ветеранами труда, оказываются такие меры социальной поддержки, как: ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей; право на приобретение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения; право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном и железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Также статьёй 5 Закона предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов труда в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг; ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, не пользующегося мерами социальной поддержки. При этом в силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). За предоставлением истцу как ветерану труда мер социальной поддержки, он обратился в ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» <дата>, однако письмом ответчика от <дата> в удовлетворении данного заявления истцу было отказано со ссылкой на часть 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО по тому основанию, что право на получение таких мер поддержки имеют только ветераны труда, достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин), но не за выслугу лет. Данный отказ, по мнению истца, противоречит федеральному законодательству. Статья 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 31.12.2004 года, в пункте 2 устанавливала, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после назначения им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы: пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения; при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства; при продолжении своей трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в Условиями предоставления перечисленных выше льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) назначение пенсии по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по старости. Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ статья 22 Федерального закона «О ветеранах» была изложена в новой редакции, согласно которой определение мер социальной поддержки ветеранов труда с 01.01.2005 года было делегировано субъектам Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005 года, но в силу статьи 155 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года 122-ФЗ прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных статьёй 22 базового Закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации, то есть в Саратовской области до 01.01.2010 года. Таким образом, до <дата> все ветераны труда, независимо от их возраста, имели право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в статьёй 22 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» в редакции, действовавшей до <дата>. Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, было императивно установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов в связи с принятием данного Федерального закона должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года; - при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Однако с 01.01.2010 года Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО для ветеранов труда был введён возрастной ценз (60 лет для мужчин), с которого они стали приобретать право на получение тех же самых мер социальной поддержки, которые ранее они получали согласно федеральному законодательству независимо от возраста. Истец считал, что данное дополнительное условие, влекущее существенное ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на получение аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации, противоречит требованию пункта 2 статьи 153 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, поскольку ухудшает условия предоставления и уменьшает до нуля размеры социальных выплат и компенсаций ветеранам труда по сравнению с тем, как они были установлены до 31.12.2004 года и действовали до 01.01.2010 года. Введение указанного выше возрастного ценза, по мнению истца, также противоречит положениям статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах», которая и в настоящее время предусматривает осуществление системы мер по социальной поддержке всех ветеранов в виде получения ежемесячной денежной выплаты, содержания жилых помещений, оплаты коммунальных услуг, независимо от возраста ветеранов и основания приобретения ими этого звания. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектам, при этом законодательство субъекта Российской Федерации не может противоречить федеральному законодательству. В случае такого противоречия нормативный правовой акт (его часть) субъекта Российской Федерации признаётся недействующим. Таким образом, по мнению истца, являются недействующими и не подлежат применению положения статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» в части, устанавливающей ограничение права ветеранов труда на получение предусмотренных данным Законом мер социальной поддержки до момента достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости согласно со статье 7 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В пункте 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ» указано, что положения названной статьи по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают обязанность Российской Федерации и органов местного самоуправления оказывать финансовую помощь ветеранам в целях надлежащего исполнения установленных федеральным законодательством расходных обязательств. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», являются ветеранами независимо от их возраста. Согласно статье 8 названного Закона государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в числе прочего, реализацию мер социальной поддержки, установленных названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, а также выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в указанном Федеральном законе. Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы по достижении установленной законом выслуги лет. Назначение пенсии за выслугу лет таким гражданам независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. Дополнительно и Федеральный закон Российской Федерации «О ветеранах», как это следует из его преамбулы, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Таким образом, присвоение гражданину, которому назначена пенсия за выслугу лет, звания «Ветеран труда», по мнению истца, является достаточным основанием для возникновения у него права на получение гарантированных ему государством мер социальной поддержки независимо от возраста данного гражданина. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО право на социальную поддержку в соответствии с данным Законом имеют ветераны труда. Являясь ветераном труда, истец, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных как частью 1 статьи 2, так и статьёй 5 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО. При этом, в отличие от статьи 2, статья 5 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО предусматривает предоставление ветеранам труда и членам их семей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без ограничения возраста ветеранов труда. В связи с этим, отказ ответчика в предоставлении истцу данных мер социальной поддержки, по мнению истца, является не только незаконным, но и необоснованным. В судебном заседании истец Аллаяров И.С. и его представитель поддержали заявленные требования по указанным выше основаниям. Представитель ответчика ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (листы дела №). Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, заслушав объяснения истца, его представителя, учитывая отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, Аллаярову И.С., <дата> года рождения, <дата> присвоено звание «Ветеран труда». С <дата> Аллаяров И.С. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». <дата> Аллаяров И.С. обратился в ГКУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» по вопросу предоставления мер социальной поддержки как ветерану труда, в чём ему сообщением исполняющего обязанности директора от <дата> отказано. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: пенсионным удостоверением (лист дела №), удостоверением ветерана труда (лист дела №), заявлением от <дата> (лист дела №), сообщением исполняющего обязанности директора Государственного казённого учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от <дата> (листы дела №). В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное. Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22).Статьи 6 и 7 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции определили категории лиц - ветеранов государственной службы и ветеранов труда - для которых установлены правовые гарантии социальной поддержки. Преамбулой к названному Федеральному закону предусматривается, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного Закона, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» определён круг лиц, имеющих право на социальную поддержку: ветераны труда; ветераны военной службы и ветераны государственной службы; ветераны труда Саратовской области; лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Закона, лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях; 2) ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей; 3) право на приобретение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения; 4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения; 5) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно части 3 указанной статьи, ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставляются меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи для ветеранов труда. В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Исходя из системного анализа приведённых выше положений закона, суд приходит к выводу, что как положения статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, так и положения статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», устанавливающие, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда» и получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», перечисленные в законе льготы предоставляются только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права истца, поскольку направлены на обеспечение равенства всех ветеранов труда, независимо от вида получаемой ими пенсии. В этой связи, учитывая, что указанные выше льготы, на истца Аллаярова И.С., как не достигшего возраста 60 лет, не распространялись ни в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, и не распространяются на него на настоящий момент, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и считает необходимым в удовлетворении иска отказать полностью. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении иска Аллаярова И.С. к Государственному казённому учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись А.П. Совкич
удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году; бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов; оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) независимо от формы собственности в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение. вывоз бытовых и других отходов, газо-, электро- и теплоснабжение), абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной.