Статья 15.25 часть 6 КоАП РФ



Дело № 12-30/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08 февраля 2011 года г. Саратов

Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Котлов А.Е.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Овечкиной (Горбуновой) А.Ю.,

при секретаре Проскуриной Е.А.,

рассмотрев жалобу Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № от 30 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № от 30 декабря 2010 года советник генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью Открытого акционерного общества «Саратовоблгаз» (далее - ОАО «Саратовоблгаз») Горбунова А.Ю., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, гражданка России, зарегистрированная по адресу: <адрес>, признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Согласно постановлению, контролером-ревизором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области при проведении проверки по соблюдению валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлено следующее:

ОАО «Саратовоблгаз» (ГРО) заключило договор об оказании услуг № от <дата> с <данные изъяты> (Заказчик, Казахстан).

Согласно договору, ГРО обязуется оказывать Заказчику услуги по транспортировке природного газа по распределительным газопроводам, находящимся у ГРО в собственности и на иных законных основаниях, приобретенного Заказчиком у Поставщика (ОАО «Газпром») природного газа, а Заказчик принимать вышеуказанные объемы и оплачивать ГРО услуги по транспортировке газа в соответствии с условиями договора. Заказчик не позднее 2 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, обязан направлять в адрес ГРО уполномоченного представителя с данными о расходе газа за отчетный период для оформления акта об оказании услуг по транспортировке газа. До 10 числа месяца, следующего за отчетным, уполномоченными представителями сторон (ГРО и Заказчик) оформляется акт о фактически оказанных услугах по транспортировке природного газа с указанием объемной группы Заказчика в натуральном и стоимостном выражениях. Акты являются основанием для проведения расчетов за услуги по транспортировке газа. Общая сумма договора составляет 374462,72 рубля. Платежи осуществляются в рублях РФ. Срок действия контракта - <дата>.

В <данные изъяты> по адресу: <адрес>, оформлен паспорт сделки от <дата> №.

Согласно Акту об оказании услуг по транспортировке газа за январь месяц 2010 года от <дата>, ОАО «Саратовоблгаз» согласно условиям договора оказало услуги по транспортировке газа Покупателю.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона № 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ, ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с данным Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Федеральным законом.

Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 года № 117-И (далее - Инструкция) установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций, в том числе, в разделе 2 этой Инструкции - порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Согласно пункту 3.14 Инструкции, для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 3.5 данной Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Таким образом, обязанность по оформлению паспорта сделки возникает не позднее дня осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту в любой форме. Иное толкование не согласуется с задачами валютного контроля.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции документы, указанные в пункте 3.5 вышеуказанной Инструкции, в том числе оформленный паспорт сделки (ПС), должны быть представлены в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее дня осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту, то есть в срок не позднее <дата>. Фактически паспорт сделки № оформлен в <данные изъяты> <дата>.

Таким образом, ОАО «Саратовоблгаз» не обеспечило своевременное оформление паспорта сделки, что является нарушением пункта 3.14 Инструкции.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 2.14 должностной инструкции советника генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью, утвержденной генеральным директором ОАО «Саратовоблгаз», советник генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью обязан:

«Осуществлять представление органам и агентам валютного контроля форм учета и отчетности по валютным операциям, а также документов валютного контроля и подтверждающих документов».

Советником генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью ОАО «Саратовоблгаз» является Горбунова А.Ю. (приказ о переводе работника на другую работу № от <дата>).

Таким образом, советником генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью ОАО «Саратовоблгаз» Горбуновой А.Ю. не обеспечено своевременное оформление паспорта сделки, что является нарушением пункта 3.14 Инструкции, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Овечкина (Горбунова) А.Ю. в установленный законом срок обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. Заявителем представлено свидетельство о перемене имени, согласно которому Горбунова А.Ю. переменила фамилию на Овечкина.

Заявитель указывает, что подписанный экземпляр договора был получен от контрагента <данные изъяты> <дата> и в этот же день паспорт сделки был оформлен со стороны ОАО «Саратовоблгаз» и отправлен курьерской почтой в банк, в связи с чем в ее действиях как должностного лица отсутствует вина в совершении правонарушения. Кроме того, при вынесении решения по делу административным органом не была применена ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку просрочка срока оформления паспорта сделки является незначительной, нарушение устранено самим Обществом и в кротчайшие сроки, совершено впервые, не содержало угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло причинение вреда экономическим интересам государства. Паспорт сделки был оформлен до осуществления первой валютной операции, которая была проведена только в №.

В судебном заседании Овечкина (Горбунова) А.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

Главный специалист-эксперт Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области ФИО1 считает, что жалоба удовлетворению не подлежи, поскольку постановление законно и обоснованно, вынесено по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, образующие состав административного правонарушения, а наказание назначено соразмерно содеянному.

Заслушав мнение участников процесса и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ, ЦБ РФ, в том числе, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В силу частей 1 и 3 ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ, ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии пунктами 1 и 2 части 2 ст. 24 Федеральный закон № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 3.5 данной Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Факт совершения советником генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью ОАО «Саратовоблгаз» Горбуновой А.Ю. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждается:

- протоколом № об административном правонарушении от <дата>, составленным в соответствии с требованиями КоАП РФ (л.д. 39-43),

- актом проверки от <дата> (л.д. 1-8),

- определением № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от <дата> (л.д. 28-31),

- договором № об оказании услуг по транспортировке газа от <дата> между ОАО «Саратовоблгаз» и <данные изъяты> (л.д. 9-13),

- паспортом сделки от <дата> № (л.д. 14-15),

- актом об оказании услуг по транспортировке газа за январь месяц 2010 года от <дата> (л.д. 16),

- приказом № от <дата> по ОАО «Саратовоблгаз» о переводе Горбуновой А.Ю. на должность советника генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью (л.д. 20, 21),

- должностной инструкцией советника генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью Горбуновой А.Ю., согласно п. 2.14 которой, ее функциональной обязанностью является осуществление представления органам и агентам валютного контроля форм учета и отчетности по валютным операциям, а также документов валютного контроля и подтверждающих документов (л.д. 24-26).

Данные доказательства оценены заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными материалами дела. Давать иную оценку представленным доказательствам оснований не имеется.

Овечкина (Горбунова) А.Ю. является должностным лицом, в связи с чем она в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ обоснованно привлечена к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что подписанный экземпляр договора был получен ОАО «Саратовоблгаз» от контрагента только <дата>, и что паспорт сделки был оформлен до осуществления первой валютной операции по договору, не являются основанием для освобождения Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. от административной ответственности.

Из представленных материалов дела следует, что исполнение обязательств по договору было начато в январе 2010 года, что подтверждается актом об оказании услуг по транспортировке газа за январь месяц 2010 года от <дата>.

Также судья не находит оснований для освобождения Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Совершение Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. правонарушения впервые и отсутствие отягчающих обстоятельств было учтено при назначении ей наказания. При этом Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Данное административное правонарушение связано с нарушением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, направленных на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

При таких обстоятельствах содеянное Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. не может быть признано малозначительным.

Иных доводов для отмены либо изменения оспариваемого постановления жалоба не содержит, и в суд такие доводы сторонами не представлены.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в установленный законом срок. Постановление о привлечении советника генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью ОАО «Саратовоблгаз» Горбуновой А.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № от 30 декабря 2010 года, которым советник генерального директора по корпоративной работе и связям с общественностью ОАО «Саратовоблгаз» Горбунова А.Ю., признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей, оставить без изменения, жалобу Овечкиной (Горбуновой) А.Ю. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии сторонами по делу, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.

Судья Октябрьского районного

судья города Саратова подпись А.Е. Котлов