Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов



Дело № 12-19/12

РЕШЕНИЕ

11 марта 2012 года                                                                                                  г. Саратов

Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Бондарев Ф.Г.,

при секретаре Пантееве Д.С.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление, Пушкарева Н.А.,

представителя заявителя адвоката, Карогланяна Р.В., действующего на основании удостоверения и ордера

главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ивановой И.В., действующей на основании доверенности от <дата>, и главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора по Саратовской области Чердакова С.Г., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев жалобу Пушкарева Н.А. на постановление главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями по Саратовской области по делу об административном правонарушении от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями по Саратовской области по делу об административном правонарушении от <дата> Пушкарев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Пушкарев Н.А. обратился в суд с жалобой, считая данное постановление не законным, необоснованным и подлежащим отмене с представлением своих доводов по каждому пункту предъявленного обвинения в рамках проведенной <дата> плановой выездной проверки (на основании распоряжения Средне - Волжского управления Ростехнадзора от <дата> общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес>) на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (площадка башенного крана), находящегося по адресу: <адрес>.

Проверив доводы жалобы об оспаривании вышеуказанного постановления от <дата> о привлечении к административной ответственности Пушкарева Н.А. ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выслушав участвующих лиц и исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья считает необходимым постановление главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями по Саратовской области по делу об административном правонарушении от <дата> оставить без изменения, жалобу представителя заявителя Пушкарева Н.А. без удовлетворения.

В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в отношении главного инженера <данные изъяты> Пушкарева Н.А., суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки <данные изъяты> от <дата> , копия которого <дата> была получена директором <данные изъяты> ФИО 1, <дата> главным государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями по Саратовской области Чердаковым С.Г. была проведена плановая выездная проверка выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов на основании Плана проведения плановых проверок Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на <дата> (peг. ).

Проверка проводилась в присутствии директора <данные изъяты> ФИО 1 путем визуального осмотра и анализа представленных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства. По результатам проверки <дата> составлен акт проверки, копия которого <дата> вручена директору <данные изъяты> ФИО 1, о чем имеется его подпись. Замечаний по указанным в акте проверки фактам и методам проведения проверки заявлено не было.

Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> главный инженер <данные изъяты> Пушкарев Н.А. нарушил: ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном контроле, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263; п.п. 2.12.1, 9.4.26, 9.3.5, 2.7.2, 3.4.1, 9.3.28, 2.15.1, 9.5.18 (д), 8.9, 8.13. 9.5.13 (д), 9.3.22 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ 10-382-00, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора от 31.12.1999 за № 98).

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

В целях проверки соблюдения административным органом установленного порядка привлечения к ответственности в судебное заседание представлены следующие документы:

- постановление о назначении административного наказания от <дата>;

протокол об административном правонарушении от <дата>;

предписание от <дата>;

акт проверки от <дата>;

распоряжение от <дата>;

приказ <данные изъяты> от <дата> «О назначении ответственного за осуществление производственного контроля»;

протокол аттестации от <дата>;

протокол аттестации от <дата>.

Все вышеперечисленные документы приняты административным органом с соблюдением норм административного законодательства.

Федеральный закон от 20.06.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В силу части 1 статьи 2 указанного Закона опасными производственными объектами (ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 20.06.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

В силу пункта 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

При вынесении постановления о назначении административного наказания главный государственный инспектор установил доказанность в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия основания для признания правонарушения малозначительным.

В соответствии с пунктом 4 подпункта 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Административный орган обоснованно квалифицировал выявленные правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности.

Протокол об административном правонарушении составлен в рамках сроков, предусмотренных статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом соблюдены.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от-02.06.2004 года N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим, должностным и юридическим лицам.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении материалов дела не установлены обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность.

Доводы заявителя и его представителя о признании недопустимыми доказательств, собранных в ходе проведения проверки, поскольку они получены с нарушениям требований статьи 27.8 КоАП РФ, так же нельзя признать состоятельными, поскольку в соответствии с пунктами 3 и 7 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утв. приказом Минприроды РФ от 30.10.2008 № 280, государственная функция исполняется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами.

Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции, являются:

- составление акта проверки;

- выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

- выдача протокола об административном правонарушении;

- выдача постановления о назначении административного наказания;

- возбуждение дела об административном правонарушении.

Государственная функция исполняется с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Пункты 48, 49, 50 и 51 устанавливают порядок оформления результатов проверки. Согласно пункту 54 в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица под расписку, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле центрального аппарата Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора.

Для установления выявленных нарушений испытаний, исследований, экспертизы, специальных расследований проводить не понадобилось.

Проверка проводилась путем визуального осмотра в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Согласно статье 28.1 КоАП РФ протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ. Должностным лицом Средне - Волжского управления Ростехнадзора выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.1 (ч.1) КоАП РФ.

В соответствие с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящим проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма такого акта утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2011 года № 141.

Нормы статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2011 года № 141, Административного регламента, утв. приказом Минприроды РФ от 30.10.2008г. № 280, не предусматривают участия понятых при составлении такого акта.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.

Основным доказательством по делу об административном правонарушении, подтверждающим наличие события административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении, составленный должностным лицом Средне -Волжского управления Ростехнадзора.

Таким образом, Закон не обязывает административный орган составлять вышеназванный протокол осмотра, предусмотренный статьей 28.1, приглашать понятых, собирать вещественные доказательства, брать заключения экспертов, заключения проведенных исследований, показания специальных технических средств, применять фото- и киносъемку, видеозапись, и пр.

При указанных обстоятельствах Пушкарев Н.А. обоснованно привлечен к административной ответственности на основании имеющихся в материалах дела доказательств, фактические обстоятельства по делу установлены правильно, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не усматривается.

Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела в отношении главного инженера <данные изъяты> Пушкарева Н.А., влекущих отмену постановления, не установлено.

Наказание Пушкареву Н.А. назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения, оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью ни должностным лицом, ни судом не установлено.

Таким образом, законных оснований для отмены обжалуемого постановления у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями по Саратовской области по делу об административном правонарушении от <дата> о привлечении главного инженера <данные изъяты> Пушкарева Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись                                                                                                               Ф.Г. Бондарев