РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.08.2010г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Родивиловой Е.О.
при секретаре Андрияновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3836/10 по заявлению Лукьяновой О.А. на бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области,
Установил:
Лукьянова О.А. обратилась в суд с заявлением на бездействие должностных лиц, указав, что **.**.** г. Лукьянова О.А. (далее по тексту «Заявитель»), обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - «министерство») с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1475 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.***, участок №*, имеющего кадастровый номер 63:01:06 37 004:402, для ведения садоводства. Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - постановление Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74. В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка. В соответствии с данным Перечнем, при обращении в министерство с заявлением от **.**.** г. о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка, Заявитель представил все необходимые документы, включая кадастровый паспорт участка. В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. Руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости вносятся все сведения об уникальных характеристиках данного объекта. Так, в соответствии с пунктами 12-14 части 2 статьи 7 указанного закона при постановке на кадастровый учет земельного участка в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование участка. Указанное позволяет сделать вывод о том, что кадастровый паспорт земельного участка содержит все необходимые сведения о земельном участке и направление дополнительных запросов с целью получения информации не требуется. Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на министерство возложена обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта. Как было указано выше, заявление о предоставлении земельного участка со всеми необходимыми в соответствии с требованиями действующего законодательства документами, включая кадастровый паспорт земельного участка, было направлено в министерство имущественных отношений Самарской области **.**.** г. К настоящему времени двухнедельный срок, предусмотренный законом для рассмотрения подобных заявлений, истек, однако решения по моему заявлению министерством так и не принято. В соответствии с п. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). На основании п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством срок заявления Лукьяновой О.А. от **.**.** г. №* о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул.***, участок №* имеющего кадастровый №*, для ведения садоводства, а также обязать Министерство имущественных отношений ул.*** принять решение по заявлению Лукьяновой О.А. от **.**.** г. №* в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению.
В судебном заседании представитель заявителя Филатов Д.В., действующий на основании доверенности от **.**.** г., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Нестерова С.В., действующая на основании доверенности №* от **.**.** г., просила в удовлетворении жалобы отказать, пояснив, что в июне 2010 г. Минимуществом направлены запросы в Управление Росреестра по Самарской области, в Земельную кадастровую палату, ответы до настоящее времени не получены, что свидетельствует о том, что бездействие со стороны Минимущества отсутствует.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
**.**.**г. Лукьянова О.А. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии с п.п.2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство и прилагают определенный перечень документов.
В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение гос кадастра недвижимости, гос регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, как установлено судом, запросы в соответствующие ведомства (Управление Росреестра, Министерство природопользования и др.) Минимуществом были направлены в июне 2010 г., т.е. по истечении 1 года с момента поступления заявления Лукьяновой О.А. в Минимущества по Самарской области.
Согласно п. 6 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Таким образом, с момента обращения Лукьяновой О.А. в Министерство имущественных отношений по Самарской области прошло более 1 года, однако до настоящего времени Лукьяновой О.А. не дан ответ на заявление.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области не принимая решение неправомерно нарушает установленные законом сроки принятия решения, что в свою очередь нарушает право заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Лукьяновой О.А. – удовлетворить.
Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в не рассмотрении заявления Лукьяновой О.А. от **.**.**г. – незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок рассмотреть заявление Лукьяновой О.А. от **.**.**г. и направить ей письменный ответ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 10.08.2010г.
Судья /подпись/ Е.О.Родивилова