об обжаловании предписания



РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30.08.2010 г. Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:

председательствующего судьи Маркина А.В.

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2956/10 по жалобе Управления гражданской защиты Администрации г.о.Самара на предписание Государственной инспекции труда в Самарской области,

У С Т А Н О В И Л :

Управление гражданской защиты Администрации г.о.Самара в лице руководителя Ткачева И.Н. обратилось в суд с указанной жалобой, указывая, что распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от Д* №*ТПР/23/1, была назначена проверка в отношении Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара, которую провел главный государственный инспектор труда Платонова О.А.. Задачами проверки являлось обеспечение соблюдения законодательства о труде.

Предписанием от Д* №*ТПР/23/3, подготовленным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Платоновой О.А., определено обязать Платонова О.А. - руководителя Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Перечень требований об устранении нарушений отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права включает в себя следующие пункты:

1. Ознакомить М* в соответствии с частью 3 статьи 68 Трудового кодекса РФ под роспись с локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, в том числе: с Положением «О денежном содержании и ежегодном оплачиваемом отпуске лиц, замещающих должности муниципальной службы, рабочих и служащих, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Управления гражданской защиты г.о. Самара», утвержденным приказом руководителя названного Управления от Д*г. №* Основными положениями по организации внутренней деятельности управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара, утвержденными приказом руководителя управления от Д*г. N №* (в том числе с Правилами внутреннего трудового распорядка).

2. Привести трудовой договор с М* от Д*г. №* в соответствие с действующим трудовым законодательством: п.5.5. в части оплаты часов сверхурочной работы «не превышающих двойную норму рабочих дней в году при пятидневной рабочей неделе» в полуторном размере в соответствие статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации; п.5.5. в части оплаты часов сверхурочной работы при выплате денежного содержания за декабрь текущего года изложить, учитывая установленный п.5.1. трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от Д*г.) учетный период - с Д*г. 1 год; с Д*г. изменен размер должностного оклада, который составил *** рублей. В нарушение ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменения в текст трудового договора не внесены.

3. Своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работнику в соответствии со ст.22,136 Трудового кодекса Российской Федерации.

Оплату труда производить в соответствии со ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (М* по табелю учета рабочего времени за апрель 2009 года отработал 168 часов, а в соответствии с расчетным листком заработная плата начислена за 175 часов; из табеля учета рабочего времени за декабрь 2009 года следует, что отработано 168 часов, из расчетного листка следует, что заработная плата начислена за 183 часа; по табелю за февраль 2010 года отработано 144 часа, из расчетного листка следует, что начислено за 151 час; по табелю учета рабочего времени за март отработано 160 часов, из расчетного листка следует, что оплачено 176 часов - то есть производилась оплата за фактически не отработанное М* рабочее время).

Из табеля учета рабочего времени за июнь 2009 года следует, что М* отработано 176 часов, из расчетного листка следует, что начислено за 167 часов; по табелю учета рабочего времени за август 2009 года отработано 176 часов, из расчетного листка следует, что начислено за 168 часов; по табелю учета рабочего времени за ноябрь 2009 года отработано 168 часов, из расчетного листка следует, что начислено за 159 часов; по табелю учета рабочего времени за январь 2010 года отработано 168 часов, из расчетного листка следует, что заработная плата начислена за 120 часов- то есть оплата производилась не за все отработанное время).

4. Произвести перерасчет начисленной и выплаченной за 2009 год, январь - апрель 2010 года М* заработной платы, исходя из установленного п.п. 5.1. трудового договора от Д*г. Д* в редакции дополнительного соглашения от Д*г. учетного периода (с Д*г. - 1 год) и количества фактически отработанного М* рабочего времени, учтенного в соответствии с частью 3 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации в табелях учета рабочего времени за указанный период.

Удержание сумм заработной платы излишне начисленных в связи с неправильным применением нормативных правовых актов в соответствии со ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации не производить в связи с отсутствием оснований.

Расчетные и платежные документы представить в Государственную инспекцию труда в Самарской области.

5. Начисление заработной платы осуществлять на основании первичного
документа контроля за соблюдением работниками установленного режима
рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета
оплаты труда табеля учета рабочего времени (ф.Т-13) (из расчетных листков
М* за 2009 год, январь - апрель 2010 года следует, что начисление и
выплата заработной платы производилась ежемесячно, в размере должностного
оклада вне зависимости от фактически отработанного рабочего времени).
Впредь не допускать.

6. Начислить и выплатить заработную плату за 48 часов работы в январе 2010
года с учетом денежной компенсации за задержку выплаты указанных сумм в
размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от не
выплаченных в срок сумм за каждый день задержки по день фактической выплаты
в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (заработная
плата за январь 2010 года начислена и выплачена за 120 часов работы,
фактически отработано и учтено в табеле учета рабочего времени за январь 168 часов, 48 часов фактически не оплачены).

Расчетные и платежные документы о начислении и выплате указанных сумм представить в Государственную инспекцию труда в Самарской области.

Пункты 1, 3 - 6 данного Предписания, по мнению заявителя, является незаконным и подлежат отмене, в связи с чем просит суд отменить указанные пункты Предписания №*ТПР/23/3 от Д* года.

В судебном заседании представители заявителя Концева А.В., по доверенности от 08.06.2010 года №11, Еременчук М.А., по доверенности от 08.06.2010 года №10, жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям. Пояснили, что с М* заключен трудовой договор №* от Д* года по которому служащему устанавливается должностной оклад. Денежное содержание служащих состоит из должностного оклада, надбавок к нему и иных выплат в соответствии с Постановлением Самарской городской Думы от 30.10.2003 года № 268 и локальными актами Управления. Режим рабочего времени служащего – сменная работа с суммированным учетом рабочего времени. Оклад от заработной платы составляет 1/3. Если работник отработал меньше, то оклад и надбавка меньше и наоборот. Суммированный учет рабочего времени 1 год. Работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени считается сверхурочной работой. Сверхурочные часы оплачиваются в конце учетного периода в соответствии со ст. 152 ТК РФ. Оклад и надбавки выплачиваются ежемесячно. В конце года считаются сверхурочные часы. Имеется решение суда, где установлено, что нарушений норм трудового права нет.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Предоставил суду письменный отзыв в котором просил оставить жалобу Управления гражданской защиты Администрации г.о.Самара без удовлетворения, предписание от Д* года №*ТПР/23/3 без изменения.

Заинтересованное лицо М* в судебном заседании с жалобой не согласился, полагает предписание государственного инспектора труда обоснованным. Пояснил, что поскольку в трудовом договоре установлен режим рабочего времени – сменная работа с суммированным учетом времени, действиями Управления нарушают его трудовые права. С июля 2008 года по апрель 2009 года по инициативе главного бухгалтера был введен учетный период – месяц, согласно дополнительного соглашения №*. Это дополнительное соглашение к трудовому договору не отменялось, что указано в предписании. Решение мирового суда и апелляционное решение охватывают обжалуемый период по январь 2008 года. Настоящее дело это другой период. Труд, затраченный за месяц, должен быть оплачен.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от *** проведена проверка в отношении Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара. Задачами проверки являлось обеспечение соблюдения законодательства о труде.

Предписанием от Д* №*ТПР/23/3, подготовленным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Платоновой О.А., определено обязать Платонова О.А. - руководителя Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара устранить вышеуказанные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пункты 3 - 6 данного Предписания, по мнению суда, является незаконным и подлежат отмене, по следующим основаниям:

В указанных пунктах 3-6 определено выплачивать заработную плату работнику в соответствии со ст. 22, 136 ТКРФ и произвести перерасчет заработной платы. Данные требования неправомерны, поскольку при принятии указанного решения государственным инспектором труда не учтено следующее, ст. 104 ТК РФ определенно, что когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного каждым работником.

Статья 163 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки.

Следовательно, если работодатель не составил график сменности так, чтобы в течение учетного периода сотрудник отработал нормальное количество рабочих часов, то это является недоработкой со стороны работника.

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (ст. 155 ТК РФ).

Работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени считается сверхурочной работой (ст. 99 Трудового кодекса РФ). Следовательно, сверхурочные часы оплачиваются в конце учетного периода в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ.

Руководствуясь вышеизложенными нормами Трудового кодекса, Управлением ежемесячно производилась оплата труда в размере должностного оклада и надбавок к нему за норму рабочего времени, установленную для данной категории сотрудников за соответствующий месяц. Расчет по образовавшимся сверхурочным часам производится в конце учетного периода (года).

Управлением гражданской защиты Администрации г.о.Самара с М*заключен трудовой договор №* от Д* г. согласно которого М* был принят на должность *** ( Приказ о приеме на работу от Д* г. №*к. Приказом от Д* года №* М* с Д* года переведен на должность *** (дополнительное соглашение от Д* года). В соответствии с приказом от Д* года №* М* переведен с Д* года на должность *** (дополнительное соглашение от Д* г. №*). По трудовому договору служащему устанавливается должностной оклад.

Работа по должности М* имеет непрерывный характер.

В соответствии с п.3.1 трудового договора М* установлен режим рабочего времени в виде «сменной работы с суммированным учетом рабочего времени».

Денежное содержание служащих состоит из должностного оклада, надбавок к нему и иных выплат в соответствии с Постановлением Самарской городской Думы от Д* г. №* «Об утверждении положения «О денежном содержании и ежегодном оплачиваемом отпуске рабочих и служащих, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления» и локальными актами Управления. Режим работы устанавливается согласно утвержденному графику дежурств и табелю учета рабочего времени.

Пунктом 5.1. трудового договора в редакции дополнительного соглашения от Д* года №* был установлен учетный период – 1 год; п.5.5. предусмотрено, что оплата сверхурочной работы осуществляется при выплате денежного содержания за декабрь текущего года.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законною силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением мирового судьи судебного участка № 23 Ленинского района г.Самары от 08.10.2007 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г.Самары от 29.05.2008 года, установлено, что 31.10.2006 года Управлением издан приказ №16, который устанавливает на 2007 года учетный период год. Согласно ст. 104 ТК РФ данный локальный нормативный акт не противоречит действующему законодательству. Также в приказе оговорена доплата за ночные часы и праздничные дни ( в соответствии со ст. 153 и ст. 154 ТК РФ).

Указанное решение вступило в законную силу.

Довод М* о том, что в данном случае предметом спора является другой период по отношению к периоду, оговоренному в решении суда, не принимается по изложенным выше основаниям, а также в связи с тем, что изменение продолжительности периода учета, в пределах установленных законом и соглашением работника и работодателя не изменяет характера правоотношений сторон, а он и был проверен и оценен судом.

Таким образом порядок оплаты труда, установленный в Управлении не противоречит действующему законодательству и следовательно может применяться и далее.

При этом суд не находит основания для удовлетворения требований истца об отмене первого пункта предписания, согласно которого необходимо ознакомить М* в соответствии с частью 3 статьи 68 Трудового кодекса РФ под роспись с локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Часть 3 статьи 68 ТК РФ определяет, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Проверкой установлено, что М* с Положением «О денежном содержании и ежегодном оплачиваемом отпуске лиц, занимающих должности замещающих должности муниципальной службы, рабочих и служащих, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Управления гражданской защиты г.о. Самара», утвержденным приказом руководителя названного Управления от Д*г. Д* Основными положениями по организации внутренней деятельности управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара, утвержденными приказом руководителя управления от Д*г. Д* (в том числе с Правилами внутреннего трудового распорядка) был ознакомлен, но не под роспись. Поскольку Трудовым кодексом установлена конкретная форма ознакомления работника, суд считает данную норму не выполненной, поскольку под роспись работник не ознакомлен, то есть работодателем предусмотренная ст.ст. 22,68 ТК РФ обязанность не выполнена.

Данный факт представители заявителя не оспаривали.

Довод заявителя о том, что М* в Управлении гражданской защиты Администрации городского округа Самара (далее - Управление) работает с Д* года судом не влияет на существо решения по указанным выше основаниям.

При таких обстоятельствах в действиях работодателя, кроме оговоренного п. 1 предписания суд не усматривает действий, нарушающих права истца или нарушающих трудовое законодательство, в связи с чем жалоба в остальной части подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Жалобу Управления гражданской защиты Администрации г.о.Самара на предписание Государственной инспекции труда в Самарской области удовлетворить частично.

Признать недействительным Предписание от Д* №*ТПР/23/3 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Платоновой О.А в части пунктов 3, 4, 5, 6.

В удовлетворении остальной части жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

В окончательном виде решение изготовлено 06.09.2010 года.

Председательствующий судья: (подпись) А.В. Маркин

Копия верна

Судья:

Секретарь: