2-4087/10 назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29.07.2010 г. Октябрьский районный г. Самары в составе:

председательствующего судьи Занкиной Е.П.,

при секретаре Раудиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Н* по иску О.А.* к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары о включении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

О.А.* обратилась в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что с Д*г. по Д*г. и по настоящее время она работала и работает на должностях *** и *** в государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения и обществах с ограниченной ответственностью, занимающихся лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Д*г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от Д*г. Н* Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары, рассмотрев представленные документы отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия медицинского стажа 30 лет, исключив следующие периоды работы: с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности *** в ***, так как должность перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы 1 год за 1 год 6 месяцев не поименована, структурное подразделение где протекала трудовая деятельность заявительницы в трудовой книжке не указано; с Д*г. по Д*г. в должности *** в *** с Д*г. по Д*г. в должности *** в ***, так как право на досрочную пенсию по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, поименованных Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 и от 22.09.1999г. № 1066, кроме того, специальный стаж не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; с Д*г. по Д*г. - – прохождение ***, с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. ***, так как согласно п.5 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в специальный стаж засчитываются только периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Истица не согласна с решением ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары. Просит признать ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренные п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Обязать ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:

С Д*г. по Д*г. в должности *** в ***;

с Д*г. по Д*г. – ***

с Д*г. по Д*г. – ***

с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***

с Д*г. по Д*г. – в должности ***

с Д*г. по Д*г. в должности ***

Заочным решением от Д*г. исковые требования О.А.* к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары о включении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости были удовлетворены.

Определением Октябрьского районного суда г.Самары от 29.07.2010г. заочное решение от 03.03.2010г. было отменено.

В судебном заседании Д*г. О.А.* исковые требования уточнила, просила включить ей в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. в должности ***; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. – ***», с Д*г. по Д*г. *** в ***». Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Самары назначить досрочную трудовую пенсию по старости с Д*г..

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары М* по доверенности Н* от Д*г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно подп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что О.А.* обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары за назначением трудовой пенсии по старости досрочно.

Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как представленные документы по стажу работы, пенсионный фонд считает недостаточными. Исключены из специального медицинского стажа, периоды работы: с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности ***; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. в ***».

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.) - трудовая пенсия по старо­сти назначается независимо от возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответ­ствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Однако в силу Определения Конституционного Суда РФ № 310-о от 06.12.2001 г. Правительство Российской Федерации не наделено правом, самостоятельно регу­лировать пенсионные отношения работников, имеющих право на пенсию по вы­слуге лет и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсию.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав меди­цинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом положений постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П за периоды работы до 01.11.1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здраво­охранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвер­жденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.

В судебном заседании установлено, что истица работала в *** в *** в период с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. Однако ГУ УПФ РФ Октябрьского района г.Самары период работы с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. не засчитан в специальный стаж истицы, со ссылкой на то, что должность перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 не поименовано. Структурное подразделение, где протекала трудовая деятельность заявительницы в трудовой книжке не указано.

Согласно свидетельства о заключении брака серии *** Н* Щ* присвоена фамилия мужа – О.А.*.

Согласно справке Н* от Д*г., выданной *** на имя О.А.* (Щ*) О.А.* с Д*г. *** переименована в *** *** (приказ Н* т Д*г.), с Д*г. *** переименована в *** (приказ Н* от Д*г.)

Согласно приказа Н* Областной глазной клинической больницы от Д*г. О.А.* (Щ*) О.А.* работала в должности *** с Д* года (пр.Н* от Д*г) по Д*г. (пр.Н* от Д*г). с Д*г. по Д*г.

Согласно Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 с последующим внесением дополнений и изменений в Списке дающем право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Работа медицинской сестрой, независимо от отделения и места работы не может быть исключена из специального стажа, т.к данным Списком предусмотрены все медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал)независимо от занимаемой должности. Работа в должности медицинской сестры, относится к среднему медицинскому персоналу.

Факт работы истицы в периоды работы с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности *** подтверждается материалами дела, а также показаниями свидетелей.

Так, допрошенная в качестве свидетеля Р* в судебном заседании пояснила, что О.А.* знает, они с Д* года вместе работали в *** в должности ***, в ***, проводили подготовку к операциям, а также послеоперационные процедуры. Стаж ее работы в должности *** зачтен в специальный, и в настоящее время она получает пенсию.

Допрошенная в качестве свидетеля К* в судебном заседании пояснила, что О.А.* она знает, они вместе работали в ***. Истица с Д* по Д* работала в должности ***, она проводила подготовку к операциям, выполняла послеоперационные процедуры.

Таким образом, на основании изложенного, суд полагает, что указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.

В периоды с Д*г. по Д*г. истица работала в должности *** с Д*г. и по настоящее время в должности ***

Основными видами деятельности учреждения здравоохранения «*** и *** входящего в состав Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ от Д*г. Н*. вне зависимости формы собственности: государственное или ОАО,- является оказание медицинских услуг населению, осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, амбулаторного и стационарного лечения (в условиях дневного и круглосуточного стационара), в том числе осуществление первой медико-санитарной помощи по экспертизе временной нетрудоспособности, работы (услуги, выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, специализированной медицинской помощи по офтальмологии, и т.д., что подтверждается Лицензией, выданной *** Н* рег.номер 2094 от Д*г., Н* рег.Н* от Д*г., *** Н* рег.номер Н* от Д*г., Н* Н* от Д*г., а также приложениями к Лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Структурное подразделение учреждения, в котором работала истица, и где продолжает работать по настоящее время, свою работу строило и строит по настоящее время, в строгом соответствии Положением, вне зависимости от его наименования в различные периоды, выполняет одни и те же задачи, полностью обеспечивая медицинской помощью амбулаторных и стационарных больных учреждения.

Основными задачами структурного подразделения – офтальмологического являются: комплексное лечение глаукомы с использованием микроинвазивной и лазерной хирургии, лазерной селективной трабекулоплатиски, интенсивная терапия, реконструктивное, восстановительное лечение согласно Перечню, утвержденному приказом Минздрава РФ от 30.12.2009г. № 1047к.

В должностные обязанности в вышеуказанные периоды входило: хирургическое, комплексное лечение глаукомы, интенсивная терапия, комбинированное лечение и т.д.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 при принятии решения суд должен учитывать вид (тип) учреждения (организации), тождественность выполняемых функций истцом и условий его деятельности, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Исследовав материалы дела суд приходит к выводам, что выполняемые функции истцом, условия ее работы, тождественны обязанностям врача — офтальмолога, предусмотренных пенсионным законодательством РФ для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4, утвержденного Постановлением от 17.10.2003 года № 70 при исчислении страхового стажа, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Поэтому курсы повышения квалификации не могут быть исключены из специального медицинского стажа. За этот период оплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.

Исключая из специального стажа периоды с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – нахождение *** комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указано, что согласно пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002г. № 516 в специальный стаж включаются только периоды работы основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации основными целями и принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, в связи с чем ст. 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсация работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы (должность) и средний заработной платы по основному месту работы, при направлении.

Судом установлено, что О.А.* направлялась на курсы повышения квалификации в соответствии с распоряжением Минздрава об обязательном периодическом повышении квалификации работников здравоохранения, в соответствии с которым все медицинские работники один раз в пять лет обязаны проходить курсы усовершенствования, что дает право продлевать действие сертификата, без которого медицинские работники не имеют право на лечебную деятельность. Курсы усовершенствования дают право медицинским работникам получать и квалификационные категории. Курсы по усовершенствованию – это практическая работа по усвоению новых методик и технологий.

Факт прохождения *** О.А.* подтверждается свидетельством *** удостоверениями Н* от Д*г, Н* от Д*г., Н* от Д*г. Также, в соответствии приказом Н* от Д*г. по Н* Н* О.А.* – *** была направлена на курсы усовершенствования на базе *** с Д*г. по Д*г., а также приказом Н* от Д*г. по Н* Н* О.А.* – *** была направлена *** с Д*г. по Д*г.,

Требования об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истицы, зафиксированных в соответствующих должностных инструкциях и, исходя из этого, находятся в неразрывной связи с осуществлявшейся ей деятельностью по охране здоровья населению.

Кроме того, в соответствии со ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается: …. Время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (должность).

Аналогичные положения содержались также в Кодексе законов о труде РФ (ст.112).

Таким образом, поскольку в это время трудовые отношения с учреждением, где она работала, не прерывались, за ней сохранялось место работы и средний заработок, со всех выплаченных сумм отчислялись страховые взносы, в том числе и в пенсионный фонд, поэтому суд считает периоды нахождения О.А.* с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – *** подлежащими включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В ППВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечено, что спорные вопросы должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)…».

Согласно п.2 ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, а следовательно недопустима дискриминация одних медицинских работников перед другими. В сложившейся ситуации истица поставлена в зависимость от обстоятельств не зависящих от нее.

Служебные командировки и повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с чем, в специальный стаж О.А.* также подлежат включению *** с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г.

Таким образом, стаж работы истицы составляет 30 лет по состоянию на Д*г., следовательно, О.А.* имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования О.А.* удовлетворить.

Включить О.А.* в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. в должности *** с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. – в должности *** с Д*г. по Д*г. в должности ***

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Самары назначить О.А.* досрочную трудовую пенсию по старости с Д*г..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 29.07. 2010г.

Решение вступило в законную силу ………………………..

Судья: подпись Занкина Е.П.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: