РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.07.2010 г. Октябрьский районный г. Самары в составе:
председательствующего судьи Занкиной Е.П.,
при секретаре Раудиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Н* по иску О.А.* к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары о включении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
О.А.* обратилась в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что с Д*г. по Д*г. и по настоящее время она работала и работает на должностях *** и *** в государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения и обществах с ограниченной ответственностью, занимающихся лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Д*г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от Д*г. Н* Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары, рассмотрев представленные документы отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия медицинского стажа 30 лет, исключив следующие периоды работы: с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности *** в ***, так как должность перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы 1 год за 1 год 6 месяцев не поименована, структурное подразделение где протекала трудовая деятельность заявительницы в трудовой книжке не указано; с Д*г. по Д*г. в должности *** в *** с Д*г. по Д*г. в должности *** в ***, так как право на досрочную пенсию по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, поименованных Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 и от 22.09.1999г. № 1066, кроме того, специальный стаж не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; с Д*г. по Д*г. - – прохождение ***, с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. ***, так как согласно п.5 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в специальный стаж засчитываются только периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Истица не согласна с решением ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары. Просит признать ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренные п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Обязать ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
С Д*г. по Д*г. в должности *** в ***;
с Д*г. по Д*г. – ***
с Д*г. по Д*г. – ***
с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***
с Д*г. по Д*г. – в должности ***
с Д*г. по Д*г. в должности ***
Заочным решением от Д*г. исковые требования О.А.* к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары о включении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости были удовлетворены.
Определением Октябрьского районного суда г.Самары от 29.07.2010г. заочное решение от 03.03.2010г. было отменено.
В судебном заседании Д*г. О.А.* исковые требования уточнила, просила включить ей в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. в должности ***; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. – ***», с Д*г. по Д*г. *** в ***». Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Самары назначить досрочную трудовую пенсию по старости с Д*г..
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары М* по доверенности Н* от Д*г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно подп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что О.А.* обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары за назначением трудовой пенсии по старости досрочно.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самары истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как представленные документы по стажу работы, пенсионный фонд считает недостаточными. Исключены из специального медицинского стажа, периоды работы: с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности ***; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. в ***».
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.) - трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Однако в силу Определения Конституционного Суда РФ № 310-о от 06.12.2001 г. Правительство Российской Федерации не наделено правом, самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников, имеющих право на пенсию по выслуге лет и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсию.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом положений постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П за периоды работы до 01.11.1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.
В судебном заседании установлено, что истица работала в *** в *** в период с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. Однако ГУ УПФ РФ Октябрьского района г.Самары период работы с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. не засчитан в специальный стаж истицы, со ссылкой на то, что должность перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 не поименовано. Структурное подразделение, где протекала трудовая деятельность заявительницы в трудовой книжке не указано.
Согласно свидетельства о заключении брака серии *** Н* Щ* присвоена фамилия мужа – О.А.*.
Согласно справке Н* от Д*г., выданной *** на имя О.А.* (Щ*) О.А.* с Д*г. *** переименована в *** *** (приказ Н* т Д*г.), с Д*г. *** переименована в *** (приказ Н* от Д*г.)
Согласно приказа Н* Областной глазной клинической больницы от Д*г. О.А.* (Щ*) О.А.* работала в должности *** с Д* года (пр.Н* от Д*г) по Д*г. (пр.Н* от Д*г). с Д*г. по Д*г.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 с последующим внесением дополнений и изменений в Списке дающем право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Работа медицинской сестрой, независимо от отделения и места работы не может быть исключена из специального стажа, т.к данным Списком предусмотрены все медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал)независимо от занимаемой должности. Работа в должности медицинской сестры, относится к среднему медицинскому персоналу.
Факт работы истицы в периоды работы с Д*г. по Д*г., Д* по Д*г. в должности *** подтверждается материалами дела, а также показаниями свидетелей.
Так, допрошенная в качестве свидетеля Р* в судебном заседании пояснила, что О.А.* знает, они с Д* года вместе работали в *** в должности ***, в ***, проводили подготовку к операциям, а также послеоперационные процедуры. Стаж ее работы в должности *** зачтен в специальный, и в настоящее время она получает пенсию.
Допрошенная в качестве свидетеля К* в судебном заседании пояснила, что О.А.* она знает, они вместе работали в ***. Истица с Д* по Д* работала в должности ***, она проводила подготовку к операциям, выполняла послеоперационные процедуры.
Таким образом, на основании изложенного, суд полагает, что указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.
В периоды с Д*г. по Д*г. истица работала в должности *** с Д*г. и по настоящее время в должности ***
Основными видами деятельности учреждения здравоохранения «*** и *** входящего в состав Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ от Д*г. Н*. вне зависимости формы собственности: государственное или ОАО,- является оказание медицинских услуг населению, осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, амбулаторного и стационарного лечения (в условиях дневного и круглосуточного стационара), в том числе осуществление первой медико-санитарной помощи по экспертизе временной нетрудоспособности, работы (услуги, выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, специализированной медицинской помощи по офтальмологии, и т.д., что подтверждается Лицензией, выданной *** Н* рег.номер 2094 от Д*г., Н* рег.Н* от Д*г., *** Н* рег.номер Н* от Д*г., Н* Н* от Д*г., а также приложениями к Лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Структурное подразделение учреждения, в котором работала истица, и где продолжает работать по настоящее время, свою работу строило и строит по настоящее время, в строгом соответствии Положением, вне зависимости от его наименования в различные периоды, выполняет одни и те же задачи, полностью обеспечивая медицинской помощью амбулаторных и стационарных больных учреждения.
Основными задачами структурного подразделения – офтальмологического являются: комплексное лечение глаукомы с использованием микроинвазивной и лазерной хирургии, лазерной селективной трабекулоплатиски, интенсивная терапия, реконструктивное, восстановительное лечение согласно Перечню, утвержденному приказом Минздрава РФ от 30.12.2009г. № 1047к.
В должностные обязанности в вышеуказанные периоды входило: хирургическое, комплексное лечение глаукомы, интенсивная терапия, комбинированное лечение и т.д.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 при принятии решения суд должен учитывать вид (тип) учреждения (организации), тождественность выполняемых функций истцом и условий его деятельности, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Исследовав материалы дела суд приходит к выводам, что выполняемые функции истцом, условия ее работы, тождественны обязанностям врача — офтальмолога, предусмотренных пенсионным законодательством РФ для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4, утвержденного Постановлением от 17.10.2003 года № 70 при исчислении страхового стажа, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Поэтому курсы повышения квалификации не могут быть исключены из специального медицинского стажа. За этот период оплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.
Исключая из специального стажа периоды с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – нахождение *** комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указано, что согласно пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002г. № 516 в специальный стаж включаются только периоды работы основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации основными целями и принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, в связи с чем ст. 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсация работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы (должность) и средний заработной платы по основному месту работы, при направлении.
Судом установлено, что О.А.* направлялась на курсы повышения квалификации в соответствии с распоряжением Минздрава об обязательном периодическом повышении квалификации работников здравоохранения, в соответствии с которым все медицинские работники один раз в пять лет обязаны проходить курсы усовершенствования, что дает право продлевать действие сертификата, без которого медицинские работники не имеют право на лечебную деятельность. Курсы усовершенствования дают право медицинским работникам получать и квалификационные категории. Курсы по усовершенствованию – это практическая работа по усвоению новых методик и технологий.
Факт прохождения *** О.А.* подтверждается свидетельством *** удостоверениями Н* от Д*г, Н* от Д*г., Н* от Д*г. Также, в соответствии приказом Н* от Д*г. по Н* Н* О.А.* – *** была направлена на курсы усовершенствования на базе *** с Д*г. по Д*г., а также приказом Н* от Д*г. по Н* Н* О.А.* – *** была направлена *** с Д*г. по Д*г.,
Требования об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истицы, зафиксированных в соответствующих должностных инструкциях и, исходя из этого, находятся в неразрывной связи с осуществлявшейся ей деятельностью по охране здоровья населению.
Кроме того, в соответствии со ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается: …. Время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (должность).
Аналогичные положения содержались также в Кодексе законов о труде РФ (ст.112).
Таким образом, поскольку в это время трудовые отношения с учреждением, где она работала, не прерывались, за ней сохранялось место работы и средний заработок, со всех выплаченных сумм отчислялись страховые взносы, в том числе и в пенсионный фонд, поэтому суд считает периоды нахождения О.А.* с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – *** подлежащими включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В ППВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечено, что спорные вопросы должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)…».
Согласно п.2 ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, а следовательно недопустима дискриминация одних медицинских работников перед другими. В сложившейся ситуации истица поставлена в зависимость от обстоятельств не зависящих от нее.
Служебные командировки и повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В связи с чем, в специальный стаж О.А.* также подлежат включению *** с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г.
Таким образом, стаж работы истицы составляет 30 лет по состоянию на Д*г., следовательно, О.А.* имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования О.А.* удовлетворить.
Включить О.А.* в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. в должности *** с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев; с Д*г. по Д*г., с Д*г. по Д*г. – ***; с Д*г. по Д*г. – в должности *** с Д*г. по Д*г. в должности ***
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Самары назначить О.А.* досрочную трудовую пенсию по старости с Д*г..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 29.07. 2010г.
Решение вступило в законную силу ………………………..
Судья: подпись Занкина Е.П.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: