РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.08. 2010г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Занкиной Е.П.,
при секретаре Раудиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Н* по жалобе С.С. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области,
Установил:
С.С. обратился в суд с жалобой, указав, что Д*г. он обратился в Министерство имущественных отношений *** с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, ***, ***, в районе *** участок б/н, для ведения садоводства в порядке п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О Земле». Вместе с заявлением были приложены все необходимые документы, а именно: в подтверждение отсутствия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также отсутствия зарегистрированных прав заявителя на земельные участки - выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения из УФАКОН; план границ земельного участка; сведения департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, согласно которым рассматриваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны, а также указанный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от Д* Н*.
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Из писем министерства от Д*г. заявителю стало известно о том, что по его заявлению министерством были направлены дополнительные запросы в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, а также департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой сообщить о том, были ли зарегистрированы права третьих лиц до Д* г. на данный земельный участок, а также относится ли земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
Заявитель считает, что указанные запросы министерством были направлены в нарушении Порядка, спустя более чем шесть месяцев после поступления его заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Действующим Порядком предоставления земельных участков предусмотрено, что после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Указанные действия министерством до настоящего времени не произведены, ввиду чего наблюдается бездействие министерства, несмотря на то, что заявление о предоставлении указанного земельного участка поступило в министерство более полугода назад.
Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных
отношений Самарской области по вопросу рассмотрения заявления С.С. от Д* Н* о предоставлении земельного участка площадью *** расположенного по адресу: ***, ***, ***, *** участок б/н. Просит обязать министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение по заявлению С.С. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, ***, ***, в *** участок б/н, для ведения садоводства, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ю* доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что считает незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по двум основаниям: во –первых, потому, что по его мнению направлять повторный запрос в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области не было оснований, т.к. к заявлению С.С. уже был приобщен ответ из Министерства природопользования о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда. Кроме того, считает, что в силу норм Земельного и Лесного кодексов РФ на территории населенных пунктов не могут располагаться земли категории «лесного фонда», а только земли «населенных пунктов». Во-вторых, Министерством имущественных отношений безосновательно был нарушен двух недельный срок для направления запросов, предусмотренный Порядком предоставления земельных участков, т.к. запросы были направлены спустя 6 месяцев после поступления заявления на рассмотрение.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, извещался надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от Д*г. Н* «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с Д*г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от Д*г Н* утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Приложением Н* к вышеуказанному Порядку установлен перечень документов прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.
Д*г. в Министерство поступило заявление С.С. о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, ***, ***, в ***, участок б/н, для ведения садоводства.
Согласно пункту 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Судом установлено, что Д*г., а затем повторно Д* г.Министерством имущественных отношений по Самарской области был направлен запрос в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области для предоставления информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
Суд не может согласиться с доводами представителя заявителя о том, что действия Министерства в части направления запросов в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области были необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со ст. 23 'Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях, в частности, и населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Пункт 5 указанной нормы указывает на тот факт, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте.
Согласно ст. ст. 3,6,11 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 3, 85 Земельного кодекса РФ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно - правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
В судебном заседании было установлено, что при направлении заявления в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области С.С. приобщил сведения из Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Н* от Д*г. согласно которым испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относится. Однако, данное письмо не содержало информацию об отнесении испрашиваемого земельного участка к городским лесам, при этом данная информация была необходима министерству для определения правовой возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
Указанное подтверждается ответом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от Д*г., из которого видно, что при поступлении повторного запроса из Министерства имущественных отношений Самарской области Министерство природопользования конкретизировало, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов л.д. 16 ).
Исходя из вышеизложенного, только после получения запрашиваемой информации и определения правовых оснований для предоставления данного земельного участка в собственность Министерство вправе, согласно пункту 2.4 Порядка направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доводы заявителя о том, что Министерством имущественных отношений по Самарской области было допущено бездействие, т.к. запросы направлялись спустя 6 месяцев, противоречат представленным заявителем документам, поскольку Д*г. ( т.е. в установленный законом двух недельный срок с момента поступления заявления) Министерством были направлены запросы о предоставлении сведений в УФАКОН по Самарской области и в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что незаконного бездействия нарушающего права и свободы заявителя со стороны Министерства имущественных отношений по Самарской области не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы С.С. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18.08.2010г.
Судья Е.П. Занкина