№ 2-4069/10 о признании недействительным решения ИФНС по Октябрьскому району г. Самары



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.10.2010 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4069/10 по иску Бисиркина В.М. к Инспекции федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Бисиркин В.М. обратился к ИФНС по Октябрьскому району г.Самары с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая, что вынесенное ИФНС в отношении него решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.03.10 является незаконным. На него наложен штраф за неуплату НДФЛ за ***** год, который превышает установленную законом ответственность. В состав полученного дохода включены суммы, получение которых не подтверждается на основании данных по расчетному счету, в частности, Д* на расчетный счет денежных средств не поступало, однако за этот день включена сумма дохода в размере ***** рублей. ИФНС не проверялась деятельность ООО «Волгоэлектромонтаж», ООО «Статус», ООО «Юником», ООО «Стройэнергоресурс», поэтому выводы о том, что Бисиркиным получены от указанных фирм векселя, безосновательны. ГСУ ГУВД по Самарской области в отношении него, как директора ООО «МСК «ВолгоЭлитСтрой» возбуждалось уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. ***** УК РФ, которое Д* прекращено по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления. В ходе расследования по данному делу доказательств того, что заключенные договора с ООО «Стройэнергоресурс» и ООО «Канон», выставленные ими счета-фактуры, акты выполненных работ, являлись фиктивными не получено. За 2005-2007 в ООО МСК «Волгоэлитстрой» проводилась выездная налоговая проверка, по результатам которой, МИФНС № 18 по Самарской области вынесено решение от Д* о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Волгоэлитстрой», которым установлено, что денежные средства, полученные должностными лицами ООО в результате предъявления векселей к погашению, а также за приобретение квартир и возврат займа носило формальный характер, т.к. фактически поступили обратно в это ООО за выполненные строительные работы за 2006 год на сумму ***** рублей, за ***** на сумму ***** рублей. С указанной суммы дохода начислены налоги на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта. Арбитражным судом Самарской области вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления ООО о признании решения недействительным. Данное решение имеет преюдициальное значение относительно того, что суммы, полученные Бисиркиным В.М. в 2006 и 2007 году от погашения векселей, а также авансы по договорам купли продажи квартир, его доходом, как физического лица, не являются, т.к. поступили обратно в ООО.

Выводы инспекции о том, что денежные средства, полученные Бисиркиным В.М. в результате предъявления к погашению в банк векселей, являются его доходом и должны учитываться при определении налоговой базы, незаконны. Выводы инспекции о том, что Бисиркин В.М. за период с 2007-2008 г. получил доход от реализации квартир в сумме ***** рублей, незаконны. В материалах проверки отсутствуют доказательства реализации квартир Бисиркиным В.М. в 2006-2008 г. Из полученных сведений из банка АКБ «Российский капитал», напротив, следует, что денежные средства перечислялись в качестве аванса по договорам купли продажи. Поскольку у Бисиркина В.М. право распоряжения денежными средствами, перечисленными в качестве аванса по договорам купли продажи квартир, не возникло, то соответственно, указанные суммы не подлежат включению в общую сумму доходов, подлежащую налогообложению в 2006-2008г. Просит признать недействительным решение №* от Д* и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Слесаревой Г.А. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Бисиркина В.М.

В судебном заседании представитель Бисиркина В.М., действующая по доверенности № 1840 от 05.03.10 - адвокат Евланова Н.Ю. поддержала позицию, изложенную в исковом заявлении и уточнении к нему (л.д. 168-173).

Представитель Инспекции ФНС по Октябрьскому району г.Самары по доверенности № 04-05/1279 от 02.07.10 - Суслова Ю.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 186-190).

Представитель Управления федеральной налоговой службы по Самарской области по доверенности № 12-21/12448 от 19.05.10 - Сапрыкина Е.Д. просила отказать в удовлетворении заявленных Бисиркиным В.М. требований по основаниям, изложенным в отзыве (лд. 198-199).

Представитель Управления по налоговым преступлениям ГУВД по Самарской области в суд не явился, направил письмо от 14.10.10, в котором сообщил, что в результате мероприятий 30.03.10 в отношении директора ООО «МСК «ВолгоЭлитСтрой» Бисиркина В.М. возбуждено уголовное дело по ч***** УК РФ. По материалам выездной налоговой проверки ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Самары 30.09.10 в отношении Бисиркина В.М. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ***** УК РФ по факту уклонения от ***** (л.д. 191).

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пп.1, 4 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. В свою очередь, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп.6, 7, 8 п.1 ст.23 НК РФ).

По смыслу п.6 ст.100, п.4, 7 ст.101 НК РФ налоговый орган принимает итоговое решение по результатам проведенных мероприятий налогового контроля на основании материалов проверки и представленных налогоплательщиком документов и объяснений.

В силу п. 12 ст.89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В соответствии со ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. П.3 ст. 93 НК РФ установлено, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых, проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

При этом полномочия налогового органа, предусмотренные положениями НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Ввиду изложенного, в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган обязан запросить у налогоплательщика необходимые для проверки документы, а налогоплательщик обязан такие документы представить в установленном законом порядке.

Таким образом, право налогового органа на надлежащее проведение мероприятий налогового контроля в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, обусловлено определенными обязанностями налогоплательщика, в том числе по представлению документов в порядке ст.93 НК РФ. Вышеназванные правовые положения направлены на создание необходимых условий для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и нацелены на обеспечение исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов (определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 №70-О).

Решением Инспекции ФНС по Октябрьскому району г.Самары №* от Д* Бисиркин В.М. привлечен по п.1 ст.122 и п. 2 ст. 119 НК РФ за совершение налогового правонарушения к выплате налога, штрафу и пени (л.д. 9- 17).

В соответствии с п. 1 статьи 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Судом установлено, что Бисиркин В.М. в проверяемом периоде с Д* по Д* получал доходы от источников в Российской Федерации. На счет физического лица - Бисиркина В.М. в 2006 – 2008 г. перечислены денежные средства за погашение следующих векселей АКБ «Российский капитал» в сумме *****., в том числе за 2006 г.- ***** руб., за 2007 г. - ***** руб., за 2008 г. – ***** руб.

В соответствии со статьей 143 Гражданского Кодекса РФ вексель является ценной бумагой.

Согласно положениям Закона от 22.04.96 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги обращаются путем заключения гражданско – правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. При обращении векселей в хозяйственном обороте происходит переход право собственности на данный вид ценных бумаг, т.е. реализация ценных бумаг.

Таким образом, у физического лица, получающего платеж по векселю, возникает доход, равный всей вексельной сумме, в связи с чем, физическое лицо должно самостоятельно представить в налоговый орган декларацию в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, отразив в ней в качестве дохода полученную сумму векселя и исчислить налог в порядке, установленном главой 23 НК РФ, с учетом сумм налога, удержанных налоговым агентом при совершении платежа по векселю.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога с доходов физического лица от операций с векселями также лежат на самом физическом лице.

При погашении векселей организацией – эмитентом налоговая база по НДФЛ рассчитывается как разница между вексельной суммой и суммой документально подтвержденных расходов на приобретение этих векселей.

Состав документов, подтверждающих понесенные расходы, в частности, на приобретение векселей, главой 23 НК РФ не конкретизируются.

Однако, такими документами могут являться договор купли – продажи, акты – приема передачи, первичные учетные документы, подтверждающие движение денежных средств от покупателя к продавцу в счет оплаты ценных бумаг, денежные расписки в случае осуществления сделки по ценным бумагам между физическими лицами, а также иные документы, которые зависят от способов приобретения и расчета за купленные ценные бумаги.

Между тем, Бисиркин В.М., совершая сделки по гашению векселей, доказательств, подтверждающих понесенные расходы, в ходе выездной налоговой проверки, не представил.

Суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему РФ определялись в ходе выездной налоговой проверки на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ расчетным путем, на основании имеющейся в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары информации о налогоплательщике, т.е. на основании счета Бисиркина В.М., открытого в ФАКБ «Российский Капитал».

Кроме того, установлено, что на счет физического лица - Бисиркина В.М. в 2006 – 2008 г. перечислены денежные средства по договорам купли – продажи квартир на общую сумму ***** рублей.

В соответствии с пп. 1. п. 1 статьи 223 Налогового Кодекса РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка для исчисления налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218- 221 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

В соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:

1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, находящихся в собственности налогоплательщика менее 3- х лет, но не превышающих в целом 1000000 руб.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактических произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1000000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:

При приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме – договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Бисиркин В.М. в нарушение п.1 ст. 220 НК РФ документы по требованию на получение имущественного налогового вычета не представил.

Всего Бисиркин В.М. в 2006 – 2008 г. получил доход в сумме ***** руб. в т.ч.: (от погашения векселей – ***** руб., от реализации квартир – ***** ***** руб.) в т.ч.: 2006 г. – ***** руб., 2007 г. – ***** руб., 2008 г. – ***** руб.

В соответствии со статьей 216 Налогового Кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1 и п.4 ст. 229 НК РФ налоговая декларация предоставляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Исходя из вышеизложенного, денежные средства, поступившие на расчетный счет Бисиркину В.М. АКБ «Российский капитал» - филиал «Самарский» являются доходом и подлежат налогообложению по ставке 13% в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ.

В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ Бисиркин В.М. налоговую декларацию по форме - 3 НДФЛ за 2006 год по сроку 30 апреля 2007 года не представил. С полученного на расчетный счет дохода за погашение векселей за 2006 год в сумме ***** руб. налог на доходы с физических лиц в сумме ***** руб. не исчислен и в бюджет е уплачен. Рсходы по приобретению векселей истец не представил.

21.03.08 Бисиркин В.М. представил в ИФНС декларацию по форме 3 НДФЛ за 2007 год, которая содержит показатели: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению за 2007 год – ***** рублей, в том числе источники выплаты дохода: ООО «МСК «ВолгоЭлитСтрой» - ***** рублей, ЧП Вильдеева О.Н. – ***** рублей (реализация автомобиля); общая сумма расходов и налоговых вычетов – ***** рублей, в том числе имущественный вычет по доходам от продажи имущества – ***** рублей, стандартный налоговый вычет – ***** рублей, сумма облагаемого дохода – ***** рублей, сумма исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.

Бисиркиным В.М. занижена налогооблагаемая база за 2007 год в сумме ***** руб. Сумма НДФЛ, исчисленная к уплате с указанной налоооблагаемой базы за 2007 год составляет ***** руб.

Сумма НДФЛ, исчисленная Бисиркиным В.М. за 2007 год, заявленная в налоговой декларации по форме 3 НДФЛ составила ***** рублей. Сумма НДФЛ не исчисленная и неуплаченная в бюджет составила ***** руб.

В 2008 году Бисиркин В.М. на расчетный счет получил доход в сумме ***** рублей. Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2008 год по сроку 30.04.09 Бисиркин В.М. в ИФНС не представил. Налог на доходы с физических лиц в сумме ***** руб. не исчислен и в бюджет не уплачен.

За непредставление налоговой декларации налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Всего за проверяемый период не исчислен и не уплачен в бюджет налог на доходы с физических лиц в сумме ***** руб. в т.ч. за: 2006 г. - ***** руб.; 2007 г. – ***** руб.; 2008 г. – ***** руб.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что согласно Федерального информационного ресурса гражданин Бисиркин В.М. является учредителем и руководителем ООО «МСК «ВолгоЭлитСтрой» *****, зарегистрированного в МИФНС России № 18 по Самарской области.

При проведении мероприятий налогового контроля Инспекцией ФНС России по А* направлен запрос в АКБ «Российский капитал» о представлении выписок по расчетным счетам контрагентов.

При анализе движения денежных средств ООО «Конвент», ООО «Канон», ООО «Элком», ООО «Элекс», ООО «Рекон» по выпискам, представленным АКБ «Российский капитал» установлено, что поступившие на расчетный счет денежные средства вышеуказанных обществ перечислялись на счета одних и тех же физических лиц по договорам купли – продажи квартир и предоставление займов физическим лицам.

Совершая сделки по гашению векселей, доказательств, подтверждающих понесенные расходы (договора купли – продажи векселей, договора займа, акты приема – передачи, документы, подтверждающие оплату и др.) в ходе выездной налоговой проверки, ответчиком также не представлены.

Следовательно, в соответствии с пп. 1 ст. 209 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный ими от источников в РФ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется как денежное выражение подлежащих налогообложению доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ.

Такого рода особенности установлены п. 2 ст. 220 НК РФ, согласно которому имущественный налоговый вычет при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами предоставляется в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами учитываются доходы, полученные от купли-продажи не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

При этом доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).

Доказательств того, что при приобретении векселей Бисиркиным В. М. произведены расходы, ни в ходе проверки, ни с возражениями не представлено.

На счет Бисиркина В.М. перечислены денежные средства по договорам купли – продажи квартир. Договора купли – продажи квартир, и документы, подтверждающие расходы по приобретению квартир налогоплательщик не представил.

Следовательно, перечисленные на счет Бисиркина В.М. денежные средства являются доходом и подлежат налогообложению по ставке 13% в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности решения № 19 от 26.03.10 и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Слесаревой Г.А. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Бисиркина В.М.

Доводы, изложенные Бисиркиным В.М. в жалобе, проверялись также Управлением федеральной налоговой службы по Самарской области, они не нашли своего подтверждения, о чем заявителю было вынесено решение (л.д. 22-23).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 №1200/04, от 21.09.2005 №4152/05, от 16.05.2006 №14873/05, от 16.05.2006 №14874/05, от 18.04.2006 №16470/05 в случае заявления налогоплательщиком в суде требования о признании решения налогового органа недействительным оценка законности такого решения должна осуществляться судом исходя из тех документов, которыми располагал налоговый орган на момент принятия решения. Указанное мнение разделялось и федеральными арбитражными судами округов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2006 №А11-3674/2005-К2-18/219 и др.).

Согласно п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 №65 в случае выявления факта невыполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов (в том числе признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком необходимых документов в налоговый орган) при рассмотрении его заявления о признании незаконным решения налогового органа (бездействия налогового органа) суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность подобного решения (бездействия) оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (в период бездействия).

Соответствующие судебные акты принимаются судом и в том случае, когда налогоплательщик без уважительных причин представил все необходимые документы непосредственно в суд, минуя налоговый орган.

Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться в суд только в случае нарушения его права, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Непредставление в установленном порядке документов по требованию налогового органа является со стороны налогоплательщика нарушением процедур, установленных законом при проведении мероприятий налогового контроля и не может свидетельствовать о незаконности действий налогового органа, принявшего решение в отсутствие таких документов.

Кроме того, бездействие налогоплательщика, получившего требование о представлении документов и не представившего их, свидетельствует о его недобросовестности. В свою очередь, недобросовестное отношение налогоплательщика к своим обязанностям влечет нераспространение на него гарантий защиты прав добросовестных налогоплательщиков, поскольку обратное нарушает основополагающие принципы, установленные Конституцией РФ (п.5.2 постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 №9-П, постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 №8665/04, постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 №А12-9659/2008, от 03.08.2010 №А55-12471/2009).

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поэтому сам по себе факт представления налогоплательщиком в суд документов не свидетельствует о неправомерности решения налогового органа и может влечь какие-либо правовые последствия только после оценки таких документов судом на предмет их относимости к делу, допустимости и достоверности.

Таким образом, документы, представленные налогоплательщиком непосредственно в суд (л.д. 60-165), минуя налоговый орган, не могут свидетельствовать о незаконности решения налогового органа, поскольку они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть обстоятельства принятия решения. Предоставляя такие документы, Бисиркин В.М. фактически настаивает не на оспаривании законности решения налогового органа, вынесенного в соответствии с имевшими место на момент проверки фактическими обстоятельствами дела, а на проведении новой проверки по представленным им документам. Следовательно, такие документы не являются доказательствами, имеющими отношение к рассматриваемому делу и не обладают признаком относимости (ст.59 ГПК РФ).

Следовательно, в случае, когда налогоплательщиком при проведении мероприятий налогового контроля не исполнено требование налогового органа о представлении документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и при этом они представлены налогоплательщиком непосредственно в суд, такие документы не могут быть положены в основу выводов суда о незаконности такого решения, поскольку исключительное право налоговой проверки таких документов и вынесения по ее результатам соответствующего решения сохраняется за налоговым органом, а не за судом, который не вправе подменять налоговый орган. Оценка законности решения налогового органа должна осуществляться исходя из обязательных к представлению документов, которые на момент его принятия представлены налогоплательщиком в налоговый орган (определения ВАС РФ от 13.08.2008 №10252/08, от 13.08.2008 №10357/08, постановления ФАС Поволжского округа от 27.04.2006 №А65-19877/05-СА2-41, от 11.07.2006 №А12-332/06-С60, от 20.07.2006 №А65-19881/2005-СА2-22, от 18.08.2006 №А65-25091/2005-СА2-41, от 25.08.2006 №А65-8788/2005-СА2-22, от 29.08.2006 №А55-33987/2005, от 08.11.2007 №А12-6480/07, от 14.02.2008 №А65-9200/2007, от 15.02.2007 №А49-3595/2006, от 25.03.2008 №А55-14814/2007, от 14.10.2008 №А12-2212/2008, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2005 №А56-21454/04, от 31.05.2006 №А26-7280/2005-211, от 29.09.2006 №А56-49083/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2005 №А19-31123/04-30-Ф02-4764/05-С1, ФАС Московского округа от 15.02.2006 №КА-А40/97-06, от 30.05.2006 №КА-А40/4670-06, от 29.05.2006 №КА-А40/4624-06, от 16.06.2006 №КА-А40/5143/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2008 №Ф08-1711/2008, ФАС Уральского округа от 07.12.2006 №Ф09-10910/06-С2, ФАС Дальневосточного округа от 14.05.2005 №Ф03-А73/05-2/724, ФАС Центрального округа от 28.04.2006 №А54-4614/2005С5 и др.).

Кроме того, п.29 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2005 №5 и определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №267-О предусматривают право налогоплательщика представить соответствующие документы в суд и обязанность суда принять и оценить их в установленном порядке, но не устанавливают безусловную обязанность суда положить такие доказательства в основу принимаемого судебного акта. В свою очередь, оценка представленных документов в качестве доказательств, как обязательный элемент процесса, осуществляется судом по правилам ст.59, 60 ГПК РФ, в том числе суд оценивает относимость и допустимость доказательства применительно к рассматриваемому делу.

Поскольку документы, представленные налогоплательщиком в суд, минуя налоговый орган, не отвечают принципу относимости доказательств по основаниям, изложенным выше, они не могут являться основанием для признания недействительным решения налогового органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Бисиркина В.М. к Инспекции федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 28.10.10г.

Судья: Курмаева А.Х.