Решение по иску о признании недействительным приказа о предоставлении в собственность земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2010 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Маркина А.В.

при секретаре Усковой Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №* по иску Черновой В.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Золотаревой Л.А. о признании недействительным приказа о предоставлении в собственности земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Чернова В.А. обратилась в суд с иском, указав, что она в декабре 2008 года обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением №* о предоставлении ей в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством, предполагаемой площадью <***> кв.м., цель - использование под садоводство. После нанесения красных линий площадь заявленного к приобретению земельного участка была уточнена и составила <***> кв.м. Как стало известно истцу, с аналогичным заявлением 05.03.2009 г. в Министерство имущественных отношений Самарской области обратилась Золотарева Л.А., которой был предоставлен земельный участок площадью <***> кв.м. на основании приказа №* от Дд.мм.гггг. г., в связи с чем при нанесении на карту кадастрового квартала заявленного ею к приобретению земельного участка участки имеют наложения в площади <***> кв.м. Согласно заявленных требований истица ссылается на нарушение ответчиком норм действующего земельного законодательства, что нарушило ее права на получение в собственность земельного участка бесплатно, ответчик предоставил явное преимущество Золотаревой Л.А. перед истцом, что прямо запрещено ст. 34 ЗК РФ, п.2.4.,3.2. Порядка предоставления участков. По результатам проверки проведенной контрольным департаментом аппарата Правительства Самарской области были выявлены многочисленные нарушения норм действующего законодательства при издании обжалуемого приказа и нарушении прав истца.

Просит суд признать недействительным приказ Министерства имущественных отношений Самарской области, прекратить право собственности Золотаревой Л.А. на земельный участок, общей площадью <***> кв. м. с кадастровым номером №*, расположенный по адресу: <адрес>, аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, общей площадью <***> кв. м. с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица, ее представитель Колотыгина М.Л. (по ордеру, доверенности от Дд.мм.гггг..), требования поддержали, дали пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области, извещены судом надлежаще, своего представителя в суд не направили, позицию изложили в возражениях на иск, просили суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Ответчик - Золотарева Л.А. извещена судом надлежаще, в суд не явилась, причин неявки не сообщила, ее представитель Долгова С.М., действующая по ордеру и доверенности от Дд.мм.гггг., требования не признала, предоставила письменные возражения на иск, полагает, что нарушений в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка ее доверителю не усматривается, в связи с тем, что за время предоставления в Министерство запрашиваемых ими сведений по участку, заявленному к приобретению истцом прошло более 2,5 месяцев в течении которых иные лица, в частности Золотарева Л.А. имели право получить этот же или иной совпадающий в части площади участок в собственность. Также в пояснениях ссылается на то, что в связи с нанесением красных линий и исключении из заявленной первоначально площади участка - <***> кв.м. площади мест общего пользования, не подлежащей приватизации, уточненный по площади земельный участок является иным, чем тот, который испрашивался к приобретению первоначально, в связи с чем полагает, что нанесение красных линий на план-схему и уточнение площади участка является новым заявлением, поданным истцом, в связи с чем преимущества перед Золотаревой Л.А. истица не имеет. Считает, что права истца не нарушены, т. к. Чернова В.А. имеет право приобретения иного участка в собственность, просит в иске отказать.

Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя, позицию по делу изложили в отзыве на иск.

Третье лицо – Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в суд своего представителя не направили, извещены судом по правилам ст. 113, ст. 116 ГПК РФ, причин неявки суду не сообщили.

Третье лицо – ООО «ПСБ «Гейзер» в суд своего представителя не направили, извещены судом по правилам ст. 113, ст. 116 ГПК РФ, причин неявки суду не сообщили.

Третье лицо – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области предоставили отзыв, представитель Богданова Н.Д. (по доверенности от Дд.мм.гггг. №*) суду пояснил, что согласно кадастрового дела Золотарева Л.А. обратилась с целью постановки участка на кадастровый учет, ей было отказано в связи с наложением заявленного к постановке участка на другие участки, поставленные ранее на учет. Причины приостановки были изложены письменно и получены представителем Золотаревой Л.А. В дальнейшем им был предоставлен иной план с иными координатами земельного участка, в связи с чем участок был поставлен на кадастровый учет, как «временный», после предоставления свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок внесены соответствующие сведения в ГКН, участок приобрел статус «учтенный», учитывая, что участок не является «преобразуемым», для снятия его с кадастрового учета необходимо решение суда. В связи с чем Золотарева Л.А. изменила уникальные характеристики земельного участка, утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30. 07. 2009 г. № РД-188, ей не известно.

Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 55, 56 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, … письменных … доказательств, … заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались

Согласно пункту 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11. 1 ЗК РФ). Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.2. ЗК РФ).

17. 12. 2008 года Чернова В.А. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении ей земельного участка предполагаемым размером <***> кв.м., по местоположению: <адрес>, целью использования – под садоводство, испрашиваемое право - в собственность бесплатно (т. 1 л.д. 27).

К заявлению, согласно расписки от 17. 12. 2008 г. в том числе был приложен план границ земельного участка, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, сведения из Управления Роснедвижимости по Самарской области.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Постановлением Правительства Самарской области от 21. 06. 2006 г. № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» определены критерии и процедура предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена г.о. Самара, для целей не связанных со строительством. В соответствии со ст. 10 ЗК РФ, ст. 5.1. Закона Самарской области от 11. 03. 2005 г. №94-ГД «О земле» п.1. постановления Правительства Самарской области от 13. 06. 2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» полномочия по распоряжению такими земельными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Согласно п. 1.2. Порядка предоставления он направлен на обеспечение рационального и эффективного использования земель, соблюдение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Граждане …, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении №1 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 2.2. Порядка предоставления в заявлении о предоставлении земельного участка указывается цель его использования, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение определяется в соответствии с планом-схемой, которая должна определять местоположение участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности (выбранного ориентира), приблизительное расстояние до такого объекта, отображать конфигурацию испрашиваемого участка. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении № 2 Порядка предоставления.

Установлено, что на момент подачи в Министерство имущественных отношений Самарской области заявления о предоставлении земельного участка, истицей по делу, заявленный земельный участок, с предполагаемым размером <***> кв.м. (<адрес>) находился в неразграниченной государственной собственности и никому не был предоставлен.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

Согласно материалов дела Чернова В.А. предоставила в Министерство имущественных отношения Самарской области пакет документов, необходимый для рассмотрения ее заявления о предоставлении ей в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.

Из предоставленного Министерством имущественных отношений Самарской области отзыва, материалов дела следует, что заявление Черновой В.А. с прилагаемыми к нему документами было принято к рассмотрению.

Одним из центральных положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, как императивное предписание, установлено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, при этом сложившееся фактическое землепользование имеет существенное значение для закрепления границ формируемого участка, как нового объекта, и должно соответствовать требованиям земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

В соответствии с правилами предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, на заявителя не возлагается обязанность по предоставлению план – схемы испрашиваемого им земельного участка с обязательным нанесением на план красных линий.

Все необходимые документы, достаточные для принятия решения о предоставлении участка или об отказе в его представлении осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области, как уполномоченным по распоряжению участками органом.

В процессе рассмотрения заявления Черновой В.А. о предоставлении земельного участка в собственность, Министерством имущественных отношений были направлены запросы с просьбами о предоставлении информации о том, относиться ли испрашиваемый участок к территории общего пользования, соответствует ли его использование для ведение садоводства видам разрешенного использования, предусмотренного для данной территориальной зоны, направлены запросы в отдел водных ресурсов Самарской области.

22. 05. 2009 г. Черновой В.А. было сообщено, что согласно письму Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от Дд.мм.гггг. №* испрашиваемый истицей земельный участок расположен в зоне Ж-1, использование данного земельного участка для ведения садоводства соответствует разрешенным видам использования для данной территориальной зоны. Также согласно ответа Департамента, часть испрашиваемого земельного участка расположена в красных линиях дорог и является территорией общего пользования и соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ приватизации не подлежит, в связи с чем Министерством было предложено Черновой В.А. исключить из испрашиваемой площади часть земельного участка, относящуюся к территории общего пользования, с предоставлением плана участка с нанесенными красными линиями и расчетом площади земельного участка, расположенного вне красных линий, также предложено предоставить картографический материал, где помимо ситуационной схемы должен быть указан водный объект и нанесены береговая линия водного объекта, схема испрашиваемого участка с минимальным расстоянием до береговой линии водного объекта (т.1, л.д.232). Согласно данного сообщения Черновой В.А. предложено запрошенный дополнительный материал направить в дополнение к ранее поданному заявлению №* (Т. 1 л.д.29, 223-225).

Чернова В.А., 04. 08. 2009 г. в рамках исполнения сообщения Министерства имущественных отношения Самарской области, предоставила ответчику план границ участка с исключением площади место общего пользования.

Отказа в предоставлении испрашиваемого участка в адрес Черновой В.А. не направлялось, пакет документов, приложенный к нему заявителю возвращен не был, что не оспаривается стороной ответчика.

Чернова В.А. также не отзывала своего заявления от 17. 12. 2008 г., не направляла в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области и заявлений от имени истца с просьбой не рассматривать поданное истцом заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>.

Более того, после получение от истца плана границ участка с исключением площади, не подлежащей приватизации (п. 12. ст. 85 ЗК РФ), ответчиком в рамках рассматриваемого заявления истца, в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара было направлено обращение с просьбой утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, направлялись иные запросы со ссылкой на первоначальный номер сданного истцом заявления (№*) (.т.1 л.д.213, 214).

22.12.2009 г. из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области поступила информация о том, что испрашиваемый участок входит в границы земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет за №*, расположенного по адресу: <адрес> площадью <***> кв.м. Данный земельный участок был предоставлен Золотаревой Л.А. на основании заявления от 05. 03. 2009 года и пакета документов, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле».

Доводы представителя Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии основания для удовлетворения требования о признании недействительным приказа №* от Дд.мм.гггг. судом не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно возражения на иск, ответчик указывает на то, что предоставленный приказом Министерства №* от Дд.мм.гггг. земельный участок Золотаревой Л.А. располагался по адресу: <адрес> в то время как истицей испрашивался земельный участок №* Таким образом, рассмотрение вопроса о предоставлении указанных земельных участков осуществлялось Министерством независимо друг от друга.

В соответствии с п. 3.2. Порядка распоряжения земельными участками…, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.

Согласно п. 2.4. Порядка распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена …., министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка.

Установлено, не оспаривается сторонами, что фактически испрашиваемый истицей с 17. 12. 2008 г. земельный участок в собственность входит в площадь участка, предоставленного Золотаревой Л.А. (заявление от 05. 05. 2009 г.), значительность площади наложения двух участков – испрашиваемого Черновой В.А. и предоставленного Золотаревой Л.А. сторонами не оспаривается, подтверждается графическим материалом с указанием площади наложения (пересечения) (т.1 л.д. 32,33).

Заявление, поданное Черновой В.А. находится до настоящего времени у ответчика на рассмотрении, отказа в предоставлении ей испрашиваемого участка в адрес истца не поступало.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии правовых оснований для удовлетворения направленных к ним требования о нарушении прав истца изданным приказом №* от Дд.мм.гггг.

Согласно п. 2.2. Порядка распоряжения земельными участками… местоположение земельного участка определяется в соответствии с планом-схемой. В плане схеме испрашиваемого участка обозначаются геодезические точки, каталоги координат дирекционных углов. Именно данные характеристики, а не адреса заявленных объектов и не их примерные площади, являются уникальными и позволяют идентифицировать любой земельный участок и выделить его среди других.

В связи с чем, ссылка ответчика на невозможность определит лицо, первым обратившееся за представлением участка собственность, т. к. оба заявленных участка имеют схожие адреса (<адрес>), судом не принимается.

Право на оформление земельных участков, испрашиваемых сторонами, в том числе путем обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области в порядке ст. 9 Закона «О земле» Самарской области, по иным основаниям, временными рамками не ограничено, реализацией этого права обладают в равной степени как ответчик, так и истица.

Учитывая, что преимущественным правом на приобретение бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <***> кв.м. обладает при прочих равных условиях Чернова В.А., приказ №* от Дд.мм.гггг. нарушает права истца по делу, при наличии такого приказа дальнейшее оформление испрашиваемого истцом земельного участка невозможно, что нарушает ее законные интересы на рассмотрение её заявления в установленном порядке.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В связи с вышеизложенным судом не могут быть приняты во внимание доводы представителей ответчика об отсутствии нарушения прав истца в связи с наличием у Черновой В.А. преимущественного права на оформление земельного участка, площадью <***> кв.м., за реализацией которого истица обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области.

Суд также находит не основанными на нормах процессуального права и не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что требования о признании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области не могут быть рассмотрены в совокупности с требованиями о прекращении права собственности на земельный участок <***> кв. м., зарегистрированный за Золотаревой Л.А., требованиями об аннулировании записи кадастрового учета данного земельного участка.

Закрепленное действующим законодательством понятие земельного участка предполагает, что формирование и индивидуализация земельного участка осуществляются в результате описания и удостоверения его границ в порядке, установленном земельным законодательством. При этом вопрос описания и удостоверения границ земельного участка находится как в сфере частных, так и в сфере публичных интересов. Формирование и индивидуализация земельных участков в качестве объектов имущественных прав осуществляются посредством землеустройства и кадастрового учета.

В соответствии с действующим законодательством снятие с кадастрового учета (прекращении записи кадастрового учета) земельного участка, имеющего статус «учтенный» возможно только на основании судебного акта.

Следует отметить, что контрольным аппаратом Правительства Самарской области проводилась проверка по обращению Черновой В.А. о нарушении Министерством имущественных отношений Самарской области установленного порядка подготовки и принятия решения о предоставлении ей земельного участка, доводы заявления о нарушениях действующего законодательства и прав истца со стороны Министерства имущественных отношения Самарской области подтвердились, в нарушении норм земельного законодательства, ответчиком нарушены права Черновой В.А., с предоставлением преимущества в оформлении земельного участка иному лицу – Золотаревой Л.А. (т. 1, л.д.21-26).

Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок Золотаревой Л.А. был приказ №* от Дд.мм.гггг. (т.1. л.д. 200).

Определением Конституционного суда РФ от 05. 07. 2001 г. № 132-О, государственная регистрация призвана удостоверять со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21. 07. 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Учитывая изложенное выше, факт того, что каких-либо преимуществ перед Черновой В.А., Золотарева не имеет, суд приходит к выводу о доказанности требований истца, обратившийся в суд за защитой своих гражданских прав путем как восстановления положения существовавшего до нарушения права так и в связи с необходимость пресечения действий, нарушающих ее право и одновременно создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).

Суд полагает, что требования истца о признании недействительным приказа №* от Дд.мм.гггг. о прекращении записи кадастрового учета земельного участка, площадью <***> кв.м. по адресу <адрес>, прекращении права собственности на данный земельный участок за Золотаревой Л.А. обоснованы и подлежат удовлетворению.

При указанных обстоятельствах, суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черновой В.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Золотаревой Л.А. о признании недействительным приказа о предоставлении в собственности земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке, удовлетворить.

Признать недействительным приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от Дд.мм.гггг. №* « О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности Золотаревой Л.А. на земельный участок, общей площадью <***> кв. м. с кадастровым номером №*, расположенный по адресу: <адрес>.

Аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, общей площадью <***> кв. м. с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Решение в окончательной форме изготовлено: «25» октября 2010 г.

Судья: (подпись) А.В.Маркин