об индексации сумм задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Чуваткиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5859/10 по иску ТАМ к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о.Самары об индексации сумм задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС,

УСТАНОВИЛ:

ТАМ обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он является инвалидом 2 группы с утратой профессиональной трудоспособности на 80 % по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС – бессрочно. Решением Октябрьского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ был произведён перерасчёт ежемесячных сумм возмещения вреда, причинённого здоровью аварией на ЧАЭС в соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 с изменениями и дополнениями от 05.04.2005 года № 7 с применением коэффициентов МРОТ - с 01.07.2000 года – 1,581, с 01.01.2000 года – 1,515. Взысканная судом недоплата составила: с 01.07.2000 года - 880 рублей 23 копейки в месяц, с 01.01.2001 года - 1813 рублей 81 копейка, с 19.06.2002 года - 1987 рублей 99 копеек, с 01.07.2002 года - 2249 рублей 27 копеек, с 01.01.2003 года -2736 рублей 98 копеек, с 01.01.2004 года - 3182 рубля 18 копеек, с 01.06.2004 года - 2503 рублей 05 копеек, с 01.01.2005 года - до 01.07.2005 года - 2703 рубля 29 копеек. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 21.03.2007 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.02.2001 года № 5, произведён перерасчёт ежемесячных выплат с 01.01.2002 года с применением коэффициента величины роста прожиточного минимума, с января 2005 года - на уровень роста инфляции и взыскана разница в выплатах ежемесячных сумм, присуждённых в 2005 года. Недоплата составила: с 01.01.2002 года - 885 рублей 43 копейки, с 19.06.2002 года - 927 рублей 93 копейки, с 01.07.2002 года - 991 рубль 68 копеек, с 01.01.2003 года - 1110 рублей 68 копеек, с 01.01.2004 года - 1221 рубль 75 копеек, с 01.06.2004 года - 1221 рубль 90 копеек, с 01.01.2005 года - 1344 рубля 60 копеек, с 01.01.2006 года - до 01.10.2006 года - 1458 рублей 34 копейки, с 01.10.2006 года - до 01.01.2007 года - 8893 рубля 41 копейка. В связи с несвоевременным перерасчётом и выплатой сумм возмещения вреда, ему были причинены убытки от обесценивания подлежащих выплате денежных средств. Они должны рассчитываться исходя из уровня инфляции. Эти инфляционные убытки подлежат возмещению за счёт средств Федерального бюджета (казны) РФ. Произведя индексацию недоплат ежемесячных сумм, ущерб по решению Октябрьского районного суда г. Самары от 09.08.2005 года составил 46914 рублей 57 копеек. Ущерб по решению Октябрьского районного суда г.Самары от 21.03.2007 года составил 20684 рубля 12 копеек. Всего сумма инфляции с 01.07.2000 года по 01.01.2007 года по двум решениям Октябрьского районного суда г.Самара составила 67598 рублей 69 копеек. Просит суд вынести решение об индексации сумм задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровью вследствие аварии на ЧАЭС и взыскать в его пользу с ответчиков за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ за период с июля 2000 года по январь 2007 года 67598 рублей 69 копеек единовременно.

В судебном заседании представитель истца БАД, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что у органов социальной защиты населения не имелось правовых оснований для индексации суммы возмещения вреда с 2000 года по 2007 год по минимальному размеру оплаты труда и прожиточному минимуму; при применении п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 года № 35 суд должен проверить наличие или отсутствие недоплат и несвоевременных выплат, возникших как по вине ответчика, так и по причине несвоевременного предъявления истцом исковых требований при возникновении к тому оснований; следует отметить, что все выплачиваемые истцу суммы рассчитывались в соответствии с действовавшими на момент назначения и выплаты нормативными правовыми актами, иного порядка не существовало; Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области заявляет о пропуске срока исковой давности истцом и необходимости его применения; считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 13-14).

Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о.Самара ЕТА, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные существу отзыву, предоставленному Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ТАМ является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, признан инвалидом 2 группы с утратой профессиональной трудоспособности на 80% по увечью, связанному с аварией на ЧАЭС бессрочно.

Согласно п.8.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.

В соответствие со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 года № 35» предусмотрено, что суды вправе производить индексацию ежемесячных выплат с применением п. 1 ФЗ от 19.06.2000 года № 82 «О минимальном размере оплаты труда», с 01.07.2000 года применять индекс 1,581, с 01.01.2001 года – 1,515, с 01.01.2002 года – на коэффициент роста величины прожиточного минимума, с 01.01.2005 года – на уровень инфляции.

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ТАМ удовлетворить. Обязать Министерство гуманитарного и социального развития Самарской области за счет средств федерального бюджета /казны РФ/ (через территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости Самарской области) назначить с 01.07.2005 года ТАМ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного вследствие катастрофы на ЧАЭС, в сумме 5408 рублей 36 копеек, бессрочно, с правом индексации ежемесячной денежной суммы ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. Взыскать с Министерства гуманитарного и социального развития Самарской области за счет средств федерального бюджета /казны РФ/ (через территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости Самарской области) в пользу ТАМ задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации выплаты с 01.07.2000 года по 01.07.2005 года в сумме 134041 рубль 01 копейка. Недополученную сумму выплачивать ТАМ в следующие сроки: с 01.07.2000 года до 01.01.2002 года – 27047 рублей 10 копеек единовременно; с 01.01.2002 года по 01.01.2004 года – 57291 рубль 92 копейки с выплатой до 01.12.2005 года; с 01.01.2004 года до 01.01.2005 года – 33482 рубля 25 копеек с выплатой до 01.12.2006 года; с 01.01.2005 года до 01.07.2005 года – 16219 рублей 74 копейки – 16219 рублей единовременно» (л.д. 8).

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ТАМ удовлетворить. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в пользу ТАМ за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС задолженность за период 01.01.2002 года до 01.01.2007 года – 95204 рубля 24 копейки единовременно (с учетом фактически произведенных выплат). Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в пользу ТАМ за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ с 01.01.2007 года ежемесячно и пожизненно 14870 рублей 14 копеек за 80% утраты профтрудоспособности с дальнейшей индексацией на основании действующего законодательства РФ (л.д. 10-11).

Статья 5 ч.3 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ( в редакции закона от 26.04.04 года № 31) предусматривает механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции от 05.04.05г. №7 и от 11.05.07г. указано, что «задержка выплаты назначенных судом возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индексы роста величины прожиточного минимума и уровня инфляции использованы для определения ежемесячных выплат, а не для индексации суммы недоплаты (задолженности).

Доводы представителей ответчиков о том, что необходимо применить пропуск истцом срока исковой давности, установленного ст.208 ГК РФ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как следует из определения Конституционного суда РФ по жалобам граждан БВА и ВНА на нарушение их конституционных прав положениями статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации № 445-О от 03.11.2006 года применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием. Положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца об индексации сумм задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ТАМ удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств федерального бюджета (казны РФ) в пользу ТАМ индексацию сумм задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС за период с июля 2000 года по декабрь 2006 года в размере 67741 рубль 69 копеек (Шестьдесят семь тысяч семьсот сорок один рубль 69 копеек).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2010 года.

Судья /подпись/ И.Н. Доценко

Копия верна.

Судья

Секретарь