о признании права на получение удостоверения



Решение

Именем Российской Федерации

13.12.2010 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Маркина А.В.,

при секретаре Усковой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5249/10 по иску Чернышкова М.А. к ГУВД по Самарской области о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий»

УСТАНОВИЛ:

Чернышков М.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он проходил военную службу по контракту во внутренних войсках при МВД Российской Федерации, в период с 10.10.2009 года по 09.01.2010 года находился в г. Урус-Мартан в/ч 6779 на территории Чеченской республики, что подтверждается выпиской из приказа командира части № 310 от 18.12.2009 г. Истец указывает, что в соответствии с постановление Правительства РФ от 19.02.2003 г. № 763 и Инструкции о порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282, наличие «боевых» дней необязательно. Основаниям для выдачи удостоверения является сам факт прохождения военной службы на территории Чеченской республики. Войсковая часть № 6779 выполняет служебно-боевые задачи и дислоцируется на постоянной основе в Чеченской республике, в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. В соответствии п. 2 приказа МВД России от 07.05.2004 года № 282 установлено, что функции выдачи вышеуказанных удостоверений возложена на ГУВД субъектов РФ, поэтому ГУВД по Самарской области обязано выдать соответствующее удостоверение, он имеет право быть признанным ветераном боевых действий.

Истец в октябре 2010 года обратился в ГУВД по Самарской области с заявлением о признании его участником боевых действий в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий». Однако ему было отказано и на вопрос о правовых основаниях ответа не последовало ни устно, ни письменно.

В качестве документов, подтверждающих факт его участия в боевых действиях в проводимых контртеррористических операциях на территории СКР РФ являются: выписка из приказа командира части № 310 от 18.12.2009 года; ответом командира части от 25.03.2010 года № 2/438; справкой от 25.03.2010 года № 670. Просит обязать ГУВД по Самарской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий», предоставляющего дополнительные права и льготы, как непосредственно принимавшему участие в выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской республики.

В судебное заседание Чернышков М.А. не явился, истец был извещен о времени и месте судебного заседания под подпись в справочном листе, сведения о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ГУВД по Самарской области по доверенности от 20.09.2010 года №105/1 – 105 Зубова Т.С. иск не признала, пояснила суду, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органах исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282, удостоверение ветерана боевых действий выдается только лицам, участвующим в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республике.

Факт участия лица в контртеррористических операциях подтверждается следующими документами: приказ «О выплате денежного вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим фактическое участие в контртеррористических операциях на территории СКР РФ и зачете выслуги лет в льготном исчислении», утвержденный руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории СКР РФ, приказная часть которого гласит «нижепоименованных сотрудников считать фактически принимавшими участие в контртеррористических операциях», журнал проведения контртеррористических операций, номерная справка, подтверждающая непосредственное нахождение лица в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории СКР РФ.

Документы, подтверждающие факт непосредственного участия истца в контртеррористических операциях, отражающие количество дней такого участия в ГУВД по Самарской области не поступали.

Представленные истцом копии военного билета, из раздела 12 которого следует, что Чернышков М.А. принимал участие в выполнении задач по нормализации обстановки, законности и порядка на территории Чеченской республики в период с 10.10.2009 года по 03.01.2010 года в в/ч № 6779, не свидетельствуют об участии последним в контртеррористических операциях.

Кроме того, представленная истцом справка от 25.03.2010 года № 670 за подписью начальника штаба в/ч 6779 подполковника Е. свидетельствует об отсутствии количества дней фактического участия в проведении контртеррористических операциях. Просила в удовлетворении исковых требований Чернышкова М.А. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Чернышков М.А. проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД Российской Федерации, находился в командировке на территории Чеченской республике в период с 10.10.2009 года по 09.01.2010 года в г. Урус-Мартан в составе войсковой части № 6779.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно п.2.2, 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282, выдача удостоверений ветерана боевых действий производится сотрудникам и работникам подразделений главных управлений МВД России по федеральным округам (кроме ГУ МВД России по ЦФО), МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России через кадровые подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по месту дислокации таких подразделений на основании документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусмотрено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории СКР РФ, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации:

г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 1.1. постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 установлено, что состав специальных сил определяется руководителем Федерального оперативного штаба по представлению руководителей оперативных штабов в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания и Чеченской Республике (п.1.1 введен постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 851). До этого действовала редакция постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 747, которая определяла аналогичный порядок определения состава специальных сил. Так, состав специальных сил определялся руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба.

Судом установлено, что истец находился в командировке на территории СКР РФ, что подтверждается соответствующими выписками из приказа командира войсковой части № 6779 от 20.10.2009 года № 259 о зачислении в списки личного состава воинской части (л.д.8), а также из приказа командира воинской части № 6779 от 18.12.2009 года № 310 об исключении из списков личного состава воинской части (л.д.7); справкой от 25.03.2010 года № 670 (л.д. 10).

Судом установлено, что в октябре 2010 года Чернышков М.А. обратился в ГУВД по Самарской области с заявлением о признании его ветераном боевых действий. Письмом от 03.11.2010 года № 15/6 - 4559 ему в этом было отказано на том основании, что факт непосредственного участия в контртеррористических операциях должен подтверждаться выпиской из приказа руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории СКР РФ об объявлении дней фактического участия в боевых операциях, в соответствии с которым производится льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три дня (л.д.15).

Суд соглашается с доводами ответчика в том, что истец в период нахождения в командировке на территории Чеченской республике принимал участие в выполнении задач по нормализации обстановки, законности и порядка на территории Чеченской республики.

Выданный Чернышкову М.А. на руки ответ Военному комиссару Самарской области из войсковой части № 6779 от 25.03.2010 года № 2/438 не может являться основанием для признания участником боевых действий, поскольку указание в настоящей справке на необязательность наличия так называемых «боевых дней», противоречит действующему законодательству.

Судом в судебном заседании обозревалась копия военного билета Чернышкова М.А., из раздела 12 которого следует, что истец принимал участие в выполнении задач по нормализации обстановки, законности и порядка на территории Чеченской республики в период с 10.10.2009 года по 03.01.2010 года в в/ч № 6779, но не в контртеррористических операциях.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 19.12.2003 года №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Судом установлено, что согласно справки за подписью начальника Штаба войсковой части № 6779 подполковника милиции Е. от 25.03.2010 года № 670, Чернышков М.А. действительно проходил военную службу в войсковой части 6779 входящей в состава объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Чеченской республики и ему подлежит зачету в выслугу лет (трудовой стаж) период службы из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. При этом не принимал фактическое участие при проведении контртеррористических операций, которые подлежат зачету в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В соответствии с п. «а» статьи 4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца. Пунктом «в» указанной статьи предусмотрено зачислении выслуги лет из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца времени непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты и периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года – руководителем контртерористической операции. Соответствующие приказы в ГУВД по Самарской области в отношении Чернышкова М.А. не поступали.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Чернышкова М.А.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чернышкова М.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский Областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Самары.

В окончательной форме решение суда изготовлено 20.12.2010 г.

Судья (подпись) Маркин А.В.