РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2010. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Хаировой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Цепковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5680/10 по заявлению Надршиной Г.А. об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов,
установил:
Надршина Г.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов, мотивируя тем, что приговором Нефтегорского районного суда Самарской области от 03.04.2009 г. гражданин Комаров С.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 161 УК РФ, осужден к лишению свободы сроком на 10 лет в колонии строгого режима. В рамках заявленного гражданского иска по приговору суда с Комарова С.В. в пользу Надршиной Г.А. взыскана сумма материального ущерба в размере <данные изъяты> руб., компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, также суд решил, что при недостаточности средств должника следует обратить взыскание на автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий Комарову С.Ю.
Заявитель указала, что ей из письменного ответа начальника ОСП Октябрьского района города Самары от 20.09.2009 года стало известно о том, что 27.08.2009 г. судебным приставом-исполнителем ОСП возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Нефтегорским районным судом Самарской области, о взыскании с Комарова С.Ю. <данные изъяты> рублей в пользу Надршиной Г.А., направлены запросы в органы государственной регистрации для выявления имущественного положения должника. Заявитель, считая, что судебный пристав-исполнитель бездействует, поскольку до настоящего времени решение суда не исполнено, исполнительный лист не возвращен, возможность принудительного исполнения исполнительного листа не утрачена, автомобиль, принадлежащей на праве собственности Комарову С.В., судебными приставами до настоящего времени не арестован, взыскание на него не обращено, бездействие должностного лица службы судебных пристав нарушает её права и законные интересы, просила суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары и обязать совершить действия по исполнительному производству в соответствии с законом.
В судебное заседание заявитель Надршина Г.А. и её представитель не явились, до судебного заседания направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Валаева Н.В. в судебном заседании согласилась с заявлением, пояснила, что в должности судебного пристава-исполнителя она работает с 31 августа 2010 года, и с этого момента исполнительное производство находится у неё, бездействие объясняет большой загруженностью в работе, в её производстве находятся более 2000 исполнительных производств. Валаева Н.В. также пояснила, что впервые запросы в регистрирующие органы направлены судебным приставом –исполнителем 24 ноября 2010 года.
В судебном заседании обозревались материалы исполнительного производства, из материалов следует, что в исполнительном производстве имеются два исполнительных листа ( в пользу Надршиной Г.А. и в пользу Надршиной И.В.), копия сберегательной книжки заявителя, два постановления о возбуждении исполнительного производства от 27 августа 2009 года и копия запроса судебного пристава-исполнителя в регистрирующие органы от 24 ноября 2010 года.
Выслушав пояснения судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов относятся к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
В судебном заседании установлено, что исполнительное производство возбуждено 27 августа 2009 года. Должник в добровольном порядке требования судебного пристава-исполнителя не исполнил.
Для принудительного исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель запросил информацию 24 ноября 2010 года, после вызова в суд в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
В материалах дела (л.д.5) имеется ответ начальника ОСП на заявление Надршиной Г.А. от 20 сентября 2009 года, из которого следует, судебным приставом-исполнителем направлены запросы в органы государственной регистрации для выявления имущественного положения должника, 10 сентября 2009 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработок осужденного, отбывающего наказание и направлено по месту отбывания наказания осужденного Комарова С.Ю. в ИЗ-63/1. Данный ответ не подтверждается материалами исполнительного производства и опровергается пояснениями судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статья 12 ФЗ «О судебных приставах» предусматривает обязанности и права судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав обязан и вправе, в том числе:
- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.;
-получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
объявлять розыск имущества должника.
- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
- совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самара на основании поступившего на исполнение исполнительного листа №1-12 от 03.04.2009г. о взыскании с Комарова С.Ю. суммы долга в пользу заявителя было возбуждено исполнительное производство, копия постановления направлена сторонам, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения 5 дней.
Никаких действий до 24 ноября 2010 года судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству не проводилось.
Заявитель приложила к заявлению справку МРЭО ГИБДД по городу Самара, из которой следует, что в собственности Комарова С.Ю. имеется автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (л.д. 6).
В соответствии со ст. 68 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Никаких мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем не принято.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в настоящем деле установлено бездействие должностного лица службы судебных приставов-исполнителей, бездействие является незаконным, поскольку непринятие судебным приставом-исполнителем мер по своевременному и правильному принудительному исполнению исполнительного документа нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Надршиной Г.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Октябрьского района г. Самары УФССП РФ по Самарской по исполнительному производству, возбужденному 27 августа 2009 года в отношении должника Комарова С.Ю. о взыскании в пользу взыскателя Надршиной Г.А. возмещения материального и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского района г. Самары УФССП РФ по Самарской области принять меры к своевременному и правильному принудительному исполнению исполнительного документа.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме 29 ноября 2010 года.
В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2010 года.
Судья А.Х. Хаирова