РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-359/11 по заявлению ДАН о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
ДАН обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Администрацией Промышленного района г. Самары и справки ГСК-№ о выплате паевого взноса № от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит гараж с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Он, на основании статьи 36 Земельного кодекса и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, путем выкупа, площадью 20,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ему гараж. Министерством отказано (документы возвращены) в предоставлении указанного земельного участка (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-с) по следующим основаниям: заявителем не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка; согласно имеющейся информации в Министерстве ГСК - № в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ г. Данный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №. По мнению Министерства испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с кадастровым номером №; Министерством предложено в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков всем собственникам гаражных боксов в ГСК - № обратиться с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером №. Доводы Министерства не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам по следующим основаниям. По первому доводу Министерства: в данном случае в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Соответственно заявитель предоставил схему расположения участка, которую в свою очередь Министерство обязано направить для утверждения в Департамент строительства г.о. Самара и впоследствии выдать ее заявителю для обеспечения проведения кадастровых работ и кадастрового учета. Ему не была выдана утвержденная схема расположения земельного участка. В связи с этим довод Министерства, который является одним из оснований возврату документов, о не предоставлении заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка противоречит нормам Земельного кодекса и Постановлению Правительства Самарской области. По второму доводу Министерства: гаражно-строительному кооперативу - № действительно был предоставлен земельный участок площадью 3464,38 кв.м. по адресу: <адрес>. Кадастровый учет данного земельного участка осуществлен, присвоен кадастровый номер №. Однако согласно разделу 16 «Особые отметки» кадастровой выписки данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Довод Министерства о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с кадастровым номером № несостоятельны, поскольку таковые у последнего не установлены. Данный факт подтверждается письмом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Испрашиваемый земельный участок фактически находится в кадастровом квартале под номером №, то есть на совершенно другой территории. Орган власти в 1997 году принял решения и предоставил гражданам земельные участки занимаемые гаражами. Решение Министерства о возвращении документов ставит в неравное положение других граждан, которые имеют в собственности гаражи в том же ГСК. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, отсутствует запрет на приватизацию, территория на которой он расположен не зарезервирована для государственных и муниципальных нужд. Решением о возращении документов нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, которое установлено законом. Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №-с Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов; Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить ему в собственность за плату установленную Законом № 137-Ф3 от 25 октября 2001 года земельный участок площадью 20,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании заявитель ДАН, его представитель ДАА, действующий на основании устного ходатайства, заявление поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу жалобы, уточнив требования в части возложения обязанности на Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление ДАН по существу.
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 36).
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры г.Самара, ГСК № в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав заявителя и его представителя, изучив материалы дела, полагает, что заявление ДАН подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ДАН обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 20,0 кв.м., занимаемого капитальным гаражом, на которое было получено сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием, что кадастровый паспорт земельного участка площадью 20,0 кв.м. не предоставлен; согласно имеющейся в министерстве информации, ГСК № ранее был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по адресу: <адрес>, под гаражное строительство, в границы которого входит испрашиваемый земельный участок; указанный земельный участок площадью 3464,38 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №; в связи с этим, в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков рекомендовано одновременно всем собственникам гаражных боксов в ГСК № обратиться в министерство с заявлениями о разделе земельного участка имеющего кадастровый номер №; в связи с чем, поданное заявление с приложенными документами было возвращено ДАН (л.д. 6-7).
Решением Горисполкома г.Куйбышев от ДД.ММ.ГГГГ № ГСК № предоставлен в собственность земельный участок площадью 3464,38 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для гаражного строительство, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Земельный участок площадью 3464,38 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДАН на основании акта приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного администрацией Промышленного района г.Самара, справки ГСК № о выплате паевого взноса № от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 17,9 кв.м. (л.д. 8), что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 10).
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 1992-1998 г.г. информация о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 11).
Согласно ответу Отдела водных ресурсов по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 20,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в водоохраной зоне вне береговой полосы водного объекта (р.Самара) (л.д. 14).
Согласно ответу Министерства природопользования, лесного хозяйствап и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 20,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства не относится (л.д. 15).
В соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью 20,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне предприятий им складов V-IV классов вредности ПК-1 (санитарно-защитные зоны до 100 м.); использование испрашиваемого земельного участка возможно в соответствии с регламентом; согласно топографическим материалам департамента испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования; земельный участок не находится в охранных зонах инженерных коммуникаций (л.д. 16).
Заявитель обращался в ООО «***», которым изготовлена схема земельного участка на кадастровом плане территории, в котором указана площадь испрашиваемого земельного участка 20 кв.м., геодезические данные земельного участка иные (л.д. 13).
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Как указано выше, одним из оснований отказа Министерства имущественных отношений Самарской области ДАН в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 20,0 кв.м., занимаемого капитальным гаражом, является не предоставление ДАН кадастрового паспорта на земельный участок.
Согласно ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, в государственном реестре кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. ДАН в Министерство имущественных отношений Самарской области была предоставлена, в том числе, схема расположения земельного участка, которую в силу ст.36 ЗК РФ и указанного Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных отношений Самарской области должно было направить в Департамент строительства и архитектуры г.Самара для утверждения, что не было выполнено.
Как следует из отказа Министерства имущественных отношений Самарской области №-с от ДД.ММ.ГГГГ, ДАН отказано в предоставлении земельного участка с указанием, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, ранее предоставленного ГСК № под гаражное строительство, имеющего общую площадь 3464,38 кв.м., кадастровый номер №. Однако, как следует из плана землепользования, земельный участок площадью 3464,38 кв.м. предназначен для проездов, площадь земельного участка под гаражами составляет 3523,7 кв.м. ДАН обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под гаражом.
Таким образом, суд полагает, что указание Министерства имущественных отношений Самарской области - в целях осуществления государственного кадастрового учета обратиться всем гражданам с заявлением о разделе земельного участка, имеющего кадастровый номер №, является неправомерным, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок не входит в состав земельного участка площадью 3464,38 кв.м. с кадастровым номером №, кроме того, земельный участок может быть индивидуализирован, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также ранее выданным свидетельством о праве собственности на земельный участок под другим гаражом (л.д. 18), что в свою очередь не является обязательным условием для обращения всех собственников гаражей ГСК № в предоставлении земельного участка в собственность.
Суд приходит к мнению, что заявление ДАН Министерством имущественных отношений Самарской области по существу не рассмотрено, действия, предусмотренные ч.7 ст.36 ЗК РФ и Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» не произведены, вследствие чего, заявление ДАН о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области о возвращении документов №-с от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч.3. 256 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ДАН удовлетворить частично.
Признать решение №-с от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов ДАН незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление ДАН о предоставлении за плату земельного участка площадью 20,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по существу.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда сообщить в суд об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17.01.2011 года.
Судья /подпись/ И.Н. Доценко
Копия верна.
Судья Секретарь