о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Абламоновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-527/11 по заявлению АВЛ о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

АВЛ обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1398 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства. В нарушении п.5 ст.34 ЗК РФ Министерством имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок решение принято не было. Он неоднократно обращался в Министерство имущественных отношений Самарской области, был на приеме у руководителя, однако, относительно срока ничего не услышал. По истечении 10 месяцев им было принято решение обратиться в суд отстоять свои права, предусмотренные Конституцией РФ. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ действия Министерства имущественных отношений Самарской области признаны незаконными, Министерство имущественных отношений Самарской области обязано принять решение по его заявлению в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Данная мера подействовала, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении указанного земельного участка, отказ мотивирован тем, что согласно п.4 ст.34 ЗК РФ не была проведена обязательная процедура по утверждению схемы расположения участка. Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, в соответствии с которым им были предоставлены все необходимые документы. Кадастровый паспорт земельного участка содержит все необходимые сведения о земельном участке и направление дополнительных запросов с целью получения информации не требуется. Испрашиваемый земельный участок используется им строго в соответствии с заявленной целью – садоводством, строительство на участке не ведется. Просит суд признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ № от предоставления ему земельного участка площадью 1398 кв.м., расположенного про адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер №, для ведения садоводства; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1398 кв.м., расположенного про адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер №, для ведения садоводства, в семидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя АВЛ – ФДВ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержал в полном объеме, пояснив также, что возвращение документов без принятия к рассмотрению кадастрового паспорта земельного участка не основано на законе, нарушает права заявителя на предоставление земельного участка под садоводство в собственность.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, полагает, что доводы АВЛ, изложенные в заявлении являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АВЛ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1398,0 кв.м., имеющего кадастровый номер №, под садоводство, к которому были приложены следующие документы: план границ земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии с правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1398,0 кв.м., находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), использование данного земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны, ответ Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым согласно топографическим материалам департамента земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1398,0 кв.м., не находится в границах красных линий улиц и не является территорией общего пользования; данный земельный участок не имеет ограничений и обременений со стороны инженерных коммуникаций, ответ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в базе данных территориального отдела № по состоянию на 1992-1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении кому-либо земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1398,0 кв.м., ответ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в базе данных территориального отдела № по состоянию на 1992-1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении АВЛ каких-либо земельных участков на территории г.Самара, ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества – земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1398,0 кв.м., отсутствуют, ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав АВЛ на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о.Самара и Волжского района Самарской области, справка Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой АВЛ земельный участок на территории Сергиевского района до 1998 года в собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения не предоставлялся. Вышеперечисленные документы находились в материалах Министерства имущественных Самарской области по заявлению АВЛ (л.д. ).

В связи с не рассмотрением в установленный законодательством срок заявления от ДД.ММ.ГГГГ, АВЛ обращался в Октябрьский районный суд г.Самара с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области. Решением Октябрьского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области признаны незаконными, суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок рассмотреть заявление АВЛ от ДД.ММ.ГГГГ и направить ему письменный ответ (л.д. 11-13).ешением Р

По вышеуказанному заявлению АВЛ от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о возврате документов в связи с тем, что представленные документы не соответствуют установленным требованиям для оценки возможности предоставления в собственность участка, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра должны быть предоставлены, в том числе, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, обращение в уполномоченный орган местного самоуправления об утверждении в соответствии со ст.34,36 ЗК РФ и на основании заявления АВЛ схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории министерством не направлялось, правоустанавливающие документы на земельный участок в министерство не представлялись (л.д. 8-10).

В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: для садоводства (в том числе).

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

Как следует из представленных Министерством материалов, заявителем был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также план-схема земельного участка.

Из решения Министерства имущественных отношений Самарской области о возвращении документов АВЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ни кадастровый паспорт, ни план-схема земельного участка рассмотрены не были.

В соответствии с п.3.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2996 года, Управление кадастра объектов недвижимости обеспечивает информационное обеспечение мероприятий по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам для, не связанных со строительством, а также на основании соответствующих заявлений министерства проводит кадастровый учет земельных участков, вносит изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, состоящих на государственном кадастровом учете. Для этого Управление кадастра объектов недвижимости осуществляет предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости в установленном порядке на основании запросов министерства.

В соответствии с указанным Регламентом министерство своим правом на запрос в Управление кадастра объектов недвижимости не воспользовалось, несмотря на длительное рассмотрение заявления АВЛ

Таким образом, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области заявление АВЛ о предоставлении земельного участка в собственность возвращено заявителю без рассмотрения предъявленных последним документов, не запрошена информация из компетентного органа, вследствие чего суд считает с учетом обстоятельств дела, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области противоречат требованиям, установленным вышеназванными нормами. При этом суд руководствуется ч.3 ст.246 ГПК РФ, которая определяет, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление АВЛ удовлетворить.

Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов АВЛ незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление АВЛ о предоставлении земельного участка площадью 1398,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства, по существу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2011 года.

Судья подпись Доценко И.Н.

Копия верна

Судья

Секретарь