о регистрации по месту жительства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Абламоновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-278/11 по иску КСЮ к Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара, третьим лицам Департаменту управления имуществом г.Самара, Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Октябрьском районе г.Самара о регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

КСЮ обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан ордер № на занятие жилого помещения: комнату №, расположенную в здании по адресу: <адрес>, общей площадью 12,4 кв.м. В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент выдачи ордера, вышеуказанный ордер явился единственным основанием для ее вселения в предоставленную ей и ее дочери - КДА Дарье комнату №. Она с дочерью вселилась в указанное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о регистрации по месту жительства по <адрес> к руководителю МП ЭСО, однако согласно письма директора МП ЭСО от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством регистрация или отсутствие таковой не может влиять на права и свободы человека, а в соответствии со ст ст. 92, 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Однако она не может согласиться с указанным утверждением руководства МП ЭСО <адрес> по следующим основаниям. Правовые нормы ограничивают закрепленное ст.27 (ч.1) Конституции РФ право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, ст.55 (ч.З) Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения. Выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции РФ и федерального закона. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Обязанность предоставлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. Введение же дополнительных требований о предоставлении каких-либо дополнительных или иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Установление дополнительных требований государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. Руководитель МП ЭСО мотивируя обоснованность отказа в регистрации ссылается на то, что в основу положена норма отраслевого законодательства, в данном случае Жилищного кодекса РФ. Однако нормы ГК РФ, ЖК

РФ, СК РФ, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержит оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Как следует из фактических обстоятельств она и ее дочь фактически пользуются изолированной комнатой № с момента вселения, оплачивает всю занимаемую жилую площадь комнаты. Из копии ордера выданного ей следует, что было предоставлено право на вселение в общежитие с указанием номера комнаты №. При таких обстоятельствах отказ МП ЭСО является незаконным и необоснованным. Просит суд обязать паспортную службу МП ЭСО г. Самары подготовить и передать в орган регистрационного учета (отдел УФМС Октябрьского района г. Самары) предусмотренные учетные документы для ее регистрации по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представители истца КСЮ - МВИ, ВСС, действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление подержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.

Представитель ответчика Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара МЕС, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорное жилое помещение находится в общежитии, которое является муниципальной собственностью, в 2002 году КСЮ было предоставлено жилое помещение, в котором она должна была зарегистрировать, но истец этого не сделала, КСЮ в предоставленную комнату не вселялась, все время комната была закрыта, кроме того, истец проживает и зарегистрирована по другому адресу.

Представители третьих лиц Департамента управления имуществом г.Самара, Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Октябрьском районе г.Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КСЮ выдан ордер № на право занятия жилой площади - комнаты № в <адрес> в связи с осуществлением трудовой деятельности в Администрации г.Самара (л.д. 10).

КСЮ несет бремя содержания имуществом - комнатой №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается квитанциями по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг (л.д. 11-18).

Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, передано по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ от МП «Ремстройблагоустройство» Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара (л.д. 7 оборотная сторона).

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером 007482 на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ КСЮ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности принадлежит "/г доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 21).

КСЮ обращалась в Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, комната №, на которое ею был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием, что в соответствии с действующим законодательством регистрация или отсутствие таковой не может влиять на права и свободы человека, кроме того, из представленных документов следует, что у КСЮ имеется в наличии обще долевая собственность на территории г.о.Самара, в связи с чем удовлетворить заявление не представляется возможным (л.д. 7).

Представителем ответчика Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара в обосновании возражений предоставлены: акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому КСЮ и ее дочь КДА в комнате № <адрес> не проживают более одного года по причине проживания по другому адресу, оплату коммунальных не производят (л.д. 47); акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому КСЮ и ее дочь КДА в комнате № <адрес> на момент составления акта фактически проживают (л.д. 48).

Как указано выше, КСЮ предоставлена комната в общежитии в связи с осуществлением трудовой деятельности в Администрации г.о.Самара, где она работает по настоящее время, КСЮ обращалась в Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара с заявлением о регистрации по месту жительства, на что ей было отказано.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Более того, в ст. 8 названного Закона дан исчерпывающий перечень оснований ограничений прав граждан выбирать место пребывания и жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Как следует из части первой статьи 6 указанного Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

Юридически значимые обстоятельства – факт вселения в жилое помещение – комнату № по адресу: <адрес> проживание в нем, подтверждается ордером, а также показаниями свидетеля ВАГ, которая подтвердила, что истец вселялась в спорное жилое помещение и проживала до 2010 года, начала проживать с января 2011 года. Показания свидетелей ВАГ и ЕЛС о том, что КСЮ до января 2011 года в течение года не проживала в комнате, не могут служить основанием в ограничении прав истца на регистрацию по месту жительства, кроме того, ответчиком Муниципальным предприятием по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара и собственником жилого помещения Департаментом управления имуществом г.Самара не оспаривается право истца на пользование и владение жилым помещением.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Согласно п.п.2, 4, 17 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара является лицом, предоставившим КСЮ для проживания жилое помещение, вследствие чего и на основании п.17 указанного постановления на ответчике лежит обязанность по предоставлению документов в УФМС по Самарской области.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что КСЮ неправомерно было отказано в регистрации по месту жительства, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КСЮ удовлетворить.

Обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара подготовить и передать в УФМС по Самарской области (Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Октябрьском районе г.Самара) документы для регистрации КСЮ по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2011 года.

Судья И.Н. Доценко