РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.02.2011 года Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Топтуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-814/11 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК» об обязании разработать и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском. Просит обязать Самарскую городскую общественную организацию инвалидов «СИЛК» разработать в установленном порядке и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим её использования.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 17.08.10 постановлено: «Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Самарскую городскую общественную организацию инвалидов «СИЛК» разработать в установленном порядке и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим её использования» (л.д. 38-40).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда Октябрьского района г. Самары от 17.08.10 отменено и дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 197-199).
При новом рассмотрении дела установлено следующее.
В судебном заседании представитель Самарской природоохранной прокуратуры – Болуров А.М., действующий по доверенности № 03-02-2010 от 24.11.10, исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК» и третьего лица - ОАО «Самарский кирпич» - Спекторова И.А., действующая на основании доверенностей от 11.01.11, 12.01.11, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что СГООИ «СИЛК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся арендатором части основных средств по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «Самарский кирпич». Ответчиком были арендованы здания, сооружения, технологическое и вспомогательное оборудование для использования в производственных целях по адресу: <адрес>. Являясь арендатором территории и производственных мощностей у ОАО «Самарский кирпич», СГООИ «СИЛК» не должен разрабатывать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим её использования». Более того, ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Самарский кирпич» заключил с ООО Проектное бюро Центр экологических инициатив» договор на выполнение работ по разработке проекта «Санитарно-защитная зона» в отношении кирпичного завода, расположенного по адресу: <адрес>. Просит в иске отказать.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области – Чумакова Е.В., действующая по доверенности № 12-05/2021 от 15.02.11, в судебном заседании поддержала доводы искового заявления.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичное положение закреплено в ст.8 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.4 ст.20 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии с п.2 ст.52 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
В соответствии со ст.ст.16, 30 Федерального Закона от 04.05.05 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 N7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды юридических и физических лиц;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В обоснование своих требований Самарский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на то, что СГООИ «СИЛК» расположено по адресу: <адрес>, г.о.Самара, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого Общим собранием учредителей ДД.ММ.ГГГГ Согласно Уставу, одним из видов деятельности СГООИ «СИЛК» является производство строительных материалов (п. 3.3. ст. 3 Устава). Промплощадка предприятия находится в Октябрьском районе г.о. Самары, где граничит с жилым массивом по <адрес> и <адрес>, с территорией бывшего завода <данные изъяты>», набережной <адрес> и частным сектором по <адрес> площадке располагаются 33 источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 22 организованных и 9 неорганизованных. Основными источниками выбросов в атмосферу являются: котельная с мазутохранилищами, склад извести, склад песка, известеподготовительное, помольное, массозаготовительное, силосное отделения, а также ремонтно-механический участок. В ходе производственной деятельности СГООИ «СИЛК» в атмосферный воздух происходит выброс 18 загрязняющих веществ 2, 3 и 4 классов опасности, в том числе: пыль известковая, пыль песка, диоксид азота, диоксид серы, пятиокись ванадия, сажа, оксид углерода. При осуществлении деятельности по производству строительных материалов СГООИ «СИЛК» допускаются нарушения действующего федерального законодательства. До настоящего времени требования санитарно-эпидемиологического законодательства СГООИ «СИЛК» не исполнены: проект санитарно-защитной зоны предприятия не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение по нему не получено. Бездействие СГООИ «СИЛК» создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ). Осуществляя производственную деятельность в отсутствие надлежащим образом разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны и организованной в соответствии с ним санитарно-защитной зоны, СГООИ «СИЛК» нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (неопределённого круга лиц), гарантированное ст.42 Конституции России, а также право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пунктам 3.3.,3.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.08 N 25,Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.09 N 61) «. 3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке.
В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно- защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.
От границы территории промплощадки:
- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты».
Судом установлено, что собственником земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. под производственной базой по адресу : <адрес> является ОАО «Самарский кирпич», что следует из представленных свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111-143).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Самарский кирпич» и СГООИ «СИЛК» был заключен договор аренды, согласно которого, арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование арендатору здания, сооружения, технологическое и вспомогательное оборудование, расположенное по адресу: <адрес> для использования в производственных и административных целях (л.д. 172-174). Арендуемое имущество сдается в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной ОАО «Самарский кирпич», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность СГООИ «СИЛК» перед ОАО «Самарский кирпич» по договору 5/ОС аренды имущества составляет <данные изъяты> руб. В связи с образовавшейся задолженностью ОАО «Самарский кирпич» рассматривает вопрос о прекращении договорных отношений со СГООИ «СИЛК» и не планирует заключать договор аренды имущества на 2011г. (л.д.178).
В настоящее время, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Самарский кирпич» (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Уткиным В.Е. (арендатор) был заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым, арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование арендатору здания, сооружения, технологическое и вспомогательное оборудование согласно перечню (Приложение №,2,3,4), расположенное по адресу: <адрес>, для использования в производственных и административных целях (л.д. 210-222).
Таким образом, СГООИ «Силк» не имеет право разрабатывать проект санитарно -защитной зоны ОАО «Самарский кирпич». СГООИ «Силк» являлось лишь арендатором части основных средств по договору аренды от 11.01.10, не являлось арендатором земельного участка, на котором расположены арендуемые здания и сооружения. СГООИ «Силк» не предоставлялось и не предоставляется права на разработку проекта санитарно-защитной зоны ОАО «Самарский кирпич».
Более того, с 1999 года ОАО «Самарский кирпич» произвело разработку проекта санитарно-защитной зоны» предприятия, что подтверждается документом – «Расчет и обоснование размера санитарно-защитной зоны для ОАО «Самарское производство силикатного кирпича», выполненным проектно-конструкторской фирмой «Ареал» (л.д. 2, том 2).
Частью проекта санитарно-защитной зоны предприятия является раздел «Проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу».
ДД.ММ.ГГГГ Центром государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Самарской области был составлен Акт санитарно-гигиенической экспертизы проекта нормативов предельно- допустимых выбросов «ЗАО «СПСК» (листы 137-138 Проекта)
Па основании вышеуказанных документов выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (листы 134- 135 Проекта).
По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенной в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.03 N 38, и введенной в действие с 01.03.08 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ОАО «Самарский кирпич» относится к 3 классу опасности (подпункт 7, класс 3, пункт 7.1.4. Строительная промышленность) с санитарно - защитной зоной 300 метров.
Письмом главного врача центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Самарской области № 5/2449 от 26.09.03 санитарно-защитная зона ОАО «Самарское производство силикатного кирпича» была сокращена до 150 метров.
С учётом наличия организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках и организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки границы санитарно-защитной зоны производства силикатного кирпича» ОАО «Самарский кирпич» должны быть установлены от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке.
В 2007-|2008 годах ОАО «Самарский кирпич» неоднократно обращался в Управление Роспотребнадзора по Самарской области с вопросом о том, достаточно ли письма главного врача центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Самарской области № 5\2449 от 29.09.03 для того, чтобы считать, что санитарно-защитная зона ОАО «Самарское производство силикатного кирпича» установлена в 150 метров (л.д. 147-148, 152, 161).
Письмом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 24.04.09 в адрес ОАО «Самарский кирпич» разъяснен порядок разработки уточненного проекта санитарно-защитной зоны предприятия (л.д. 149-150).
Письмом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 31.12.08 сообщено, что «решение вопроса по корректировке проекта обоснования санитарно-защитной зоны осуществляется заказчиком указанного проекта согласно предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор» (л.д. 153-154).
До настоящего времени предписания о корректировке санитарно- защитной зоны от Управления Роспотребнадзора по Самарской области в адрес ОАО «Самарский кирпич» не поступало.
В материалы дела был представлен договор от 6.10.09 между ОАО «Самарский кирпич» и ООО «Проектное бюро «Центр экологических инициатив» на разработку проекта по корректировке санитарно - защитной зоны предприятия.
Из пояснений представителя ОАО «Самарский кирпич» следует, что работа над проектом носит длительный характер с учётом абзаца 3 пункта 2.1. СанПин «Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом ванитано-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атомсферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в ред. Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.09 N61).
В настоящее время проводятся работы по замерам фона в районе <адрес> в связи со строительством временной дороги по <адрес> (от <адрес> проспекту).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК» об обязании разработать и направить в Управление Роспотребнадзора по Самарской области проект организации санитарно-защитной зоны.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК», отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 22.02.11г.
Судья А.Х. Курмаева