РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щеголькова А.С.,
при секретаре Комаровской Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1101/11 по иску ВВИ к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ВВИ. обратился в суд с вышеуказанным иском просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату жилой площадью *** кв.м. и общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца НТГ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала доводы по исковому заявлению, просила признать за ВВИ право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату жилой площадью *** кв.м. и общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самары в суд не явился, извещался надлежащим образом о чем в справочном листе имеется роспись представителя БЕЮ, причин неявки суду не сообщил, ходатайств не поступало.
Представитель третьего лица ООО УК «Э...» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором не возражает против удовлетворения исковых требований ВВИ, просит рассмотреть гражданское дело без их участия, суду доверяют.
В судебном заседании третье лицо МВН не возражала против удовлетворения исковых требований.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя истца и третьего лица, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонд, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Судом установлено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения №... от ДД.ММ.ГГГГ между ООО УК «Э...» - Наймодатель и МВН – Наниматель был заключен договор социального найма жилого помещения в общежитии ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Наймодадетель передал Нанимателю и членам его семьи (ВВИ – муж) в постоянное пользование жилое помещение, находящееся на балансе Наймодателя. Состоящее из 1 комнаты в общежитии общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м., по адресу <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление)) и обслуживание общежития в целом.
Согласно справки ООО УК «Э...» от ДД.ММ.ГГГГ в по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают: МВН (квартиросъемщик) и ВВИ (муж).
ДД.ММ.ГГГГ между ВВИ и МВН был заключен брак в связи с чем МВН была присвоена фамилия МВН, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Таким образом, МВН является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на ее имя открыт лицевой счет, по которому осуществляется квартплата и плата за коммунальные услуги.
Из имеющегося в материалах дела нотариально удостоверенного согласия следует, что МВН дает согласие на приватизацию указанной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без включения ее в число собственников, от участия в приватизации жилой площади отказывается.
В целях реализации права на получение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации ВВИ было подано соответствующее заявление с приложением пакета документов. Однако в приватизации им было отказано, т.к. квартира не состоит в реестре муниципальной собственности.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 3.11.98 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии с п.5 ст.2 Закона РФ от 03.07.91г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» общежитие относится к жилищному фонду.
Согласно ст.18 Закона РФ от 04.07.91г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемником этих предприятий, учреждений, если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Указом Президента РФ от 10.01.93г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» прямо запрещено включение в состав приватизируемого имущества находящихся на балансе приватизируемого предприятия объектов жилищного фонда.
По правилам ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ч.1 ст.7 данного закона - передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно решению Департамента имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №... общежитие по <адрес>, в котором проживает истец, включено в муниципальную собственность в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».
Оформление необходимой технической документации и приём-передача общежития по <адрес> в котором находится спорная комната до настоящего времени не завершены.
Вместе с тем указанное общежитие было передано по разделительному балансу от ОАО «С...» ОАО «С...», созданному в результате реорганизации ОАО «С...». ОАО «С...» как правопреемник ОАО «С...» продолжило процедуру передачи жилого фонда в муниципальную собственность гор. Самары. Однако, до настоящего времени передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность не состоялась. После ликвидации ОАО «С...» общежитие перешло к ОАО «В...».
На основании договора безвозмездной передачи на баланс от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «В...» передало ООО УК «Э...» объект недвижимого имущества: здание общежития, находящееся по адресу: <адрес>, что подтверждается актом передачи.
В соответствии выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №... объект недвижимости, комната №..., расположенный по адресу: <адрес>, не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара.
Из материалов дела видно, что дом, в котором расположена данная квартира обслуживается ООО УК «Э...» - организацией, обслуживающей муниципальный жилищный фон.
Оплата жилья и предоставление коммунальных услуг производится истцами в ЕИРЦ.
ООО УК «Э...» является коммерческой организацией, которая в силу названных положений закона не вправе передать истцам спорную квартиру, т.к. не является ее собственником. Квартира также не находится в хозведении или оперативном управлении ООО УК «Э...».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
То обстоятельство, что отсутствует акт приема-передачи жилого дома, в котором расположена квартира истцов в муниципальную собственность, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №... и не может служить основанием для ограничения прав истцом на получение занимаемой ими квартиры в собственность.
Таким образом, у суда не имеется оснований сомневаться в том, что спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду.
Согласно ст.47 Устава городского округа Самара Самарской области департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:… м) в порядке, установленном законодательством, осуществляет приватизацию имущества городского округа Самара…
Кроме того, на правоотношения, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Следовательно, надлежащим ответственным лицом по передаче спорного жилого помещения в порядке приватизации является Департамент управления имуществом г.о.Самара.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).
Невозможность истцов реализовать свое право на приватизацию спорного жилого помещения, является нарушением конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, реализация которых не может быть поставлена в зависимость от оформления документов по передаче жилых помещений в муниципальную собственность, оформлению договора социального найма и изменению статуса общежития, уже изменившегося в силу закона.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Право истца на спорное жилье никем не оспаривается и он приобрел его, будучи вселенными в него в установленном законом порядке.
Согласно данным Самарского филиала ФГУП «Р...» ВВИ до ДД.ММ.ГГГГ строений и жилья на территории г.Самары и Волжского района не имел. Право на приватизацию на территории г.Самары и волжского района не использовал.
Из выписки из ЕГРП на не недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущество от ДД.ММ.ГГГГ №... ВВИ принадлежит на праве собственности жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которая была получена им в порядке наследования по завещанию ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ ФФГУП «Р...» площадь комнаты №..., расположенной на *** этаже в литере *** составляет *** кв.м. в доме <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ВВИ удовлетворить.
Признать за ВВИ право собственности на жилое помещение - комнату жилой площадью *** кв.м. и общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вынесения.
Решение изготовлено в окончательной форме 17 марта 2011 года.
Судья А.С. Щегольков