РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1533/11 по заявлению МВВ о признании незаконными действия, бездействия и решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
МВВ обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он является он является членом Потребительского садово-дачного кооператива «***» и занимает земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной председателем ПСДК от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественный отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается распиской. К заявлению были приложены документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, а именно сведения государственного кадастра недвижимости, сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, сведения из реестров водного и лесного хозяйства, сведения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о территориальной принадлежности земельного участка. Для определения более точного местоположения земельного участка он обратился в геодезическую службу. Замеры и расчеты площади происходили по сложимся границам (забору), не затрагивая территорию дороги, т.е. фактически используемую членами садового товарищества ПСДК «***», территорию общего пользования. Был изготовлен проект границ на площадь 900,6 кв.м., а не схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, т.е. ориентировочная испрашиваемая площадь. Именно этот проект границ был приложен к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ, а именно через 2 года и 4 месяца, Министерством имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка. Уведомление об отказе и пакет документов были направлены по почте и не были надлежащим образом ему вручены. Об отказе он узнал в окне справок, где ему ДД.ММ.ГГГГ под роспись были вручены уведомление об отказе и пакет документов. Основанием для отказа послужил ответ Департамента строительства и архитектуры г.Самара № от 23.08.2010 года на запрос от 13.07.2010 года, в котором говорится, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий проезда и относится к территории общего пользования и не подлежит приватизации. За весь период рассмотрения, 2 года и 4 месяца, министерством были направлены запросы на информацию, которую он предоставил с заявлением. Абзац 2 пункта 2.4 Порядка «Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка». Площадь испрашиваемого земельного участка, указанного в заявлении, изначально была ориентировочной, т.к. был изготовлен лишь проект границ, а не cхема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, что согласно п. 2.2 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей не связанных со строительством, утвержденных Постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, площадь либо его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю...» не является основанием для отказа. Нарушая сроки и вышеуказанный Порядок, Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ делает запрос об отнесении земельного участка или его части к территории общего пользования, вместо того, чтобы направить обращение в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В ответе департамента от ДД.ММ.ГГГГ № не содержится информации о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно министерство самостоятельно приняло решение о невозможности предоставления земельного участка истцу. По материалам департамента лишь часть испрашиваемого участка находится в границах красных линий. Напротив, департамент в своем ответе указывает на то, что выделение земельного участка возможно после согласования красных линий и перерасчета площади испрашиваемого участка. В связи с тем, что его заявление рассматривалось по основаниям, предусмотренным статьей 9 Закона Самарской области «О земле», министерством, на основании заключения департамента не был предложен земельный участок, как вновь образованный, который в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, можно выделить из испрашиваемой площади. Кроме того с момента его обращения с заявлением в министерство до настоящего времени утвержден новый генплан г.о.Самара, соответственно могло измениться прохождение красных линий по отношению к испрашиваемому земельному участку. Просит суд отменить решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении ему земельного участка №-С, расположенного по адресу: <адрес>. ПСДК «***»; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять на новое рассмотрение его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя МВВ – БЛП, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила требования, просит суд признать незаконными бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, действия Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении земельного участка и признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.Самара БВА, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, оставил вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что с учетом ответа Департамента строительства и архитектуры г.Самара, в силу п.12 ст.85 ЗК РФ спорный земельный участок не подлежит приватизации; незаконности обжалуемых действий министерства не усматривается.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования МВВ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МВВ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. К данному заявлению приложены были следующие документы: план границ земельного участка, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, выписка из ФРС о правах отдельного лица, сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно ответам Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки в г.Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1); согласно топографическим материалам департамента часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий проезда и является территорией общего пользования.
По указанному заявлению Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием, что согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий проезда и относится к территории общего пользования, которая в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как указано выше испрашиваемый земельный участок отнесен к землям общего пользования, ограниченными красными линиями, в связи с чем, его передача в собственность заявителя исключена нормами п.4 ст.28 и п.12 ст.85 ЗК РФ. В связи с чем, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области правомерно в предоставлении спорного земельного участка, Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в пределах своих полномочий.
Доводы представителя заявителя о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обязано было направить в Департамент строительства и архитектуры г.Самара схему для утверждения не смотря на полученный ответ о наличии в составе испрашиваемого земельного участка земельного участка общего пользования, суд полагает необоснованными, поскольку в п.2.4 вышеуказанного Порядка указано, что Министерство имущественных отношений Самарской области направляет обращение об утверждении схемы расположения земельного участка в орган местного самоуправления после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, а из ответа Департамента строительства и архитектуры г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования и в силу Закона не подлежит приватизации.
Что же касается требований истца о признании незаконными бездействий, то МВВ в установленный законом трехмесячный срок не обращался, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя в силу ч.2 ст.256 ГПК РФ. Кроме того, право заявителя на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность в сроки, установленные законом, не может быть восстановлено, поскольку Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение по заявлению об отказе в предоставлении земельного участка, данный отказ является предметом рассмотрения заявления МВВ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление МВВ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2011 года.
Судья Доценко И.Н.