РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Занкиной Е.П., при секретаре судебного заседания Берестиной Д.В.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1064/11 по заявлению ШЛР о признании решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, УСТАНОВИЛ: ШЛР обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она направила в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление (вх. №) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, линия №, участок №, площадью <***> кв.м, для ведения садоводства. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с полученным заключением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара №№ о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка. В данном заключении указано, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденными Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в зоне естественного природного ландшафта (Р-3). Использование земельного участка для ведения садоводства не соответствует основным видам использования в указанной зоне. ШЛР считает, что отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы и подлежит отмене, по следующим основаниям: Согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № к настоящему Порядку. Согласно п.2.4 Порядка, министерство, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана - схемы земельного участка. В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Самарской области полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Главы городского округа Самара. Постановлением главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N № полномочия по утверждению схемы расположения земельных участков, предоставляемых для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), за исключением случаев, установленных в пункте 1.3 настоящего Постановления возложены на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены. На момент обращения в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, в г.о. Самара действовали правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым испрашиваемый Заявителем участок находился в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка для ведения садоводства соответствовало основным видам использования в указанной зоне. ДД.ММ.ГГГГ решением Думы городского округа Самара № утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Самара. ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области, в нарушение требований, установленных ст.29 ЗК РФ и п.2.4 Порядка, направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом, в нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направлено заключение №№ о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка, т.к., указанный земельный участок расположен в зоне естественного природного ландшафта (Р-3). Использование земельного участка для ведения садоводства не соответствует основным видам использования в указанной зоне. Правоотношения между Заявителем и Министерством имущественных отношений Самарской области возникли ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения Заявителя о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, то есть до принятия решения № Думой городского округа Самара, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Самара. Согласно разделу 2 Порядка, в течение 2-х месяцев Министерство имущественных отношений Самарской области обязано принять решение: о предоставлении испрашиваемого земельного участка, либо об отказе в предоставлении данного земельного участка, с указанием причин невозможности его предоставления. В результате бездействия Министерства имущественных отношений по направлению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара, обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, были нарушены права и законные интересы Заявителя. Следовательно решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Заявителя и подлежит отмене. Просит признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, линия №, участок №, площадью <***> кв.м, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений СГД <адрес> рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, линия №, участок №, площадью <***> кв.м.; обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, находящегося по адресу: : <адрес>, линия №, участок №, площадью <***> кв.м. В судебном заседании представитель заявителя ШЛР – БМС действующий на основании доверенности, заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по всем изложенным в нем основаниям. Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, полагает, что требования ШЛР не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Необходимым условием, определяющим возникновение прав на земельный участок, является наличие решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков в соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ШЛР обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление (вх. №) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, линия №, участок № площадью <***> кв.м, для ведения садоводства. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с полученным заключением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара №№ о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка. Из заключения ДСА №№ следует, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденными Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в зоне естественного природного ландшафта (Р-3). Использование земельного участка для ведения садоводства не соответствует основным видам использования в указанной зоне. Суд полагает, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является обоснованным, поскольку земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3), что подтверждается вышеуказанным заключением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара. В соответствии с пунктом 2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: для садоводства (в том числе). Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется. Согласно п.п.2.1, 2.3 указанного Постановления Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Таким образом, в силу вышеназванных норм, регулирующих правоотношения сторон, суд полагает, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в пределах своих полномочий. Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Как следует из пункта 8 статьи 1 указанного Градостроительного кодекса, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использовании земельных участков. Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования. Следовательно, в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса, статьей 1 Градостроительного кодекса, градостроительный регламент устанавливается путем прямого по именования того, что можно делать на земельных участках. То, что не поименовано - не разрешено. Как следует из изложенного, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса), конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. Согласно статье 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" не могут быть предоставлены земельные участки, испрашиваемая цель использования которых не входит в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением СГД от ДД.ММ.ГГГГ № и утратили силу в связи с принятием Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Т.о., решение думы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ являлось действующим нормативным документом на момент принятия решения министерством. В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции департамента. Таким образом, суд считает, что вывод министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к зоне естественного природного ландшафта был основан на информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления и является законным и обоснованным. Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Поскольку статьями 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено императивное правило, согласно которого правовой режим земельного участка напрямую зависит от его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, предусмотренного для конкретной территориальной зоны, то указанные положения в обязательном порядке должны соблюдаться при вовлечении соответствующих земельных участков в гражданский оборот согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе при предоставлении органами государственной власти в частную собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена). Учитывая, что действия министерства были осуществлены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, они не могут быть признаны незаконными. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ШЛР о признании решения Министерства имущественных отношений СГД <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18.04.2011 года. Судья /подпись/ Занкина Е.П. Копия верна Судья Секретарь