обжалование действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.04.2011 года Федеральный суд Октябрьского района г.Самары в составе:

председательствующего Занкиной Е.П.,

при секретаре Берестиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1089/11 по заявлению БНФ о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

БНФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных отношений Самарской области им было подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, используемого под садоводство площадью <***> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании п.4 ст.28 закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерством принято решение об отказе в предоставлении ему в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка на основании п.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок числится в государственном лесном фонде, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала <адрес> участкового лесничества <***> лесничества.

Заявитель считает отказ Министерства незаконным и ссылается на то, что его заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с Законом о садоводческих объединениях Министерство фактически рассматривать отказалось и не получив от него заявления и всех необходимых документов для предоставления земельного участка в соответствии с законом «О земле», направило запросы в соответствующие органы с просьбой о предоставлении информации по земельному участку в соответствии с законом «О земле». Т.о. Министерством была нарушена процедура, предусмотренная Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей не связанных со строительством, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06г. № 74. Кроме того, согласно ответа ДСА от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садоводств и дачных кооперативов ( Ж1-1) и использование данного участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования. Однако, данный ответ не был принят во внимание Министерством имущественных отношений Самарской области. Заявитель полагает, что выводы Министерства о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда не основаны на доказательствах. Также считает необоснованным ссылку Министерства в отказе на п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, т.к. данное основание является отсылочным, в решении Министерства закон, содержащий запрет на приватизацию испрашиваемого земельного участка, не указан.

Просил признать незаконным и отменить решение Министерства о рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с законом Самарской области «О земле», принятое без получения от заявителя соответствующего заявления и других предусмотренных процедурой документов и за пределами установленного ч.6 ст.28 Закона о садоводческих объединениях срока, а именно:

- направление в ДЛХ и ОВР писем от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по земельному участку;

-требование о предоставлении в ОВР подробного картографического материала с нанесенной береговой линией водного объекта, определенной в соответствии с Водным кодексом РФ, схемой земельного участка и минимальным расстоянием от него до береговой линии водного объекта, содержащееся в направленном истцу письме от ДД.ММ.ГГГГ ;

-приостановление процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, о чем информация была доведена до заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ «

- требование о представлении заявителю дополнительных документов в соответствии с законом «О земле», изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ ;

- направление писем в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и ДСА от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой и представлении сведений по земельному участку.

Признать незаконным и отменить решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , как по указанным в нем основаниям, так и в связи с тем, что оно принято после установленного ч.6 ст.28 Закона о садоводческих объединениях срока.

Признать незаконным возврат Министерством поданного БНФ заявления и других приложенных к письму от ДД.ММ.ГГГГ документов в связи с направлением отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязать Министерство осуществить прием всех документов бесплатно.

Обязать Министерство в соответствии ч. 6 ст.28 Закона РФ «О садоводческих объединениях» принять решение о предоставлении ему в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка согласно поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению, поскольку в установленный указанным законом двухнедельный срок Министерством заявителю было принято решении об отказе в предоставлении земельного участка.

В судебном заседании заявитель БНФ заявление поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области АЛВ возражала против удовлетворения требований БНФ, считает, что отказ Министерства в предоставлении заявителю бесплатно земельного участка является законным и обоснованным, при этом не отрицала, что Министерством нарушались сроки направления запросов, однако, по ее мнению, данное обстоятельство не влияет на суть принятого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, т.к. документов об исключении испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда БНФ не представлено. Также полагает, что направление запросов в рамках ст. 9 закона «О земле» не нарушает прав заявителя, т.к. Министерство проверяло все возможные основания для предоставления земельного участка в собственность.

Представители заинтересованных лиц Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, С* в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, извещались надлежащим образом.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований БНФ следует отказать, по следующим основаниям.

В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ БНФ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (вх. ) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью <***> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений по Самарской области (исх.№ ) в адрес ДЛХ направлен запрос о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к участкам леса земель лесного фонда или к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) (л.д.17).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений по Самарской области (исх.№ ) в адрес ОВР направлен запрос о предоставлении сведений о том, находится ли данный земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ ОВР) рассмотрев представленные материалы сообщил, что испрашиваемый земельный участок, площадью <***> кв.м., расположенный по адресу: <адрес><***> находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило БНФ, что приостановило процедуру предоставления земельных участков членам С* в связи с получением от членов Ж* заявлений о предоставлении земельных участков, относящихся к земельному участку, отведенному С* и обратилось в прокуратуру г. Самары с просьбой о проведении проверки соблюдения действующего законодательства должностными лицами С*». Министерство также указало, что в связи с этим решения по предоставлению земельных участков будут приниматься после выяснения правоохранительными органами всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного вопроса (л.д.25-26).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений по Самарской области направлен запрос Министру природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участками земель населенных пунктов (городским лесам), если да, то в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство в адрес ДСА направило запрос о предоставлении следующей информации: относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть (с указанием площади этой части) к территории общего пользования, которая согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а так же соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка.

Из ответа Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с полученным ответа Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является обоснованным, поскольку земельный участок находится в государственном лесном фонде, что подтверждается вышеуказанным ответом Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ

Статья 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД « О земле» предусматривает, что земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобретали в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 1 статьи 3 Федерального Закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

Таким образом, в силу вышеназванных норм, регулирующих правоотношения сторон, суд полагает, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в пределах своих полномочий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 91 Лесного Кодекса РФ, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 34.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74, министерством был направлен запрос для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области с просьбой сообщить, относится ли указанный земельный участок к лесным участкам земель населённых пунктов (городским лесам).

Как указано выше, на данное обращение в министерство поступил ответ министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества.

Согласно пункта 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, пункта 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

В силу пункт 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и беспрепятственно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничения пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (пункт 6 той же статьи Кодекса).

Т.о. федеральный закон устанавливает принадлежность лесных участков как объектов гражданских прав к земельным участкам общего пользования.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.

Согласно п.3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 ЛК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области» осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

На основании ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

Возможности передачи в собственность гражданину лесного участка в Лесном кодексе не содержится.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Земельный кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие, что в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Однако в границах муниципальных образований также могут быть земли иных категорий.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, суд считает, что вывод министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка е землям лесного фонда был основан на информации, представленной уполномоченным органом и является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления БНФ о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.05. 2011 г.

Судья подпись Занкина Е.П.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: