РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 мая 2011 года Октябрьский районный суд города Самары в составе: председательствующего судьи Семенцева С.А., при секретаре судебного заседания Боклиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2468/11 по заявлению ЕМН об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату документов, УСТАНОВИЛ: ЕМН обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов, мотивируя тем, что она в целях реализации своего права на приватизацию земельного участка, установленного п. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД «О земле» подала заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью *** кв.м. под приусадебное хозяйство (для ведения личного подсобного хозяйства), данное заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №. Министерством в рамках работы по вышеуказанному заявлению в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ за №-с об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н под приусадебный участок (ведение личного подсобного хозяйства). Данное распоряжение было получено ЕМН на руки и копия направлена в Министерство. ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного распоряжения и договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЕМН и МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро», был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, который был сдан в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ для изготовления кадастрового паспорта обозначенного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ, позвонив в Министерство имущественных отношений Самарской области, заявительница узнала, о том, что ей направлено решение от 07.04..2011г. о возврате документов и прекращении работ по заявлению в связи с тем, что в Министерство было ранее подано заявление иного лица о предоставлении земельного участка, налагающегося на испрашиваемый земельный участок. ЕМН в своем заявлении указала на то, что в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 единственным основанием для возврата документов является несоблюдение формы заявления и прилагаемых документов установленным требованиям. Данное решение принимается Министерством не позднее следующего дня с даты поступления документов. Одновременно министерством сделан неправомерный вывод об идентичности земельных участков. ЕМН полагает, что данное решение нарушает ее права и законные интересы и просит признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о возврате документов от ДД.ММ.ГГГГ №-с незаконным, а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить производство по указанному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №-с. Впоследствии представителем заявителя заявленные требования были дополнены. ЕМН просила обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после предоставления кадастрового паспорта земельного участка с местоположением: <адрес>, участок б\н, площадью *** кв.м., принять решение по заявлению ЕМН по существу о предоставлении данного земельного участка, под приусадебное хозяйство ЕМН в собственность. В судебном заседании представитель заявителя ППА, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал доводы заявления, просил суд удовлетворить заявление ЕМН в полном объеме. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области АЛВ, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявления, по основаниям, изложенным в отзыве. Выслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления ЕМН по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). В судебном заседании установлено, что заявительница ЕМН подала заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью *** кв.м. под приусадебное хозяйство (для ведения личного подсобного хозяйства), данное заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №. Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н под приусадебный участок (ведение личного подсобного хозяйства). ДД.ММ.ГГГГ изготовлен кадастровый паспорт земельного участка, испрашиваемого ЕМН, земельному участку присвоен кадастровый номер ***. Сообщением Министерства о возврате документов от ДД.ММ.ГГГГ за № ЕМН возвращен предоставленный пакет документов, со ссылкой на пункт 3.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, устанавливающего, что при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым. При сравнении таблиц координат схем расположения испрашиваемого ЕМН земельного участка и земельного участка, испрашиваемого по ранее поступившему заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено наложение границ данных земельных участков. В связи с чем, поскольку заявление иного лица о предоставлении вышеназванного земельного участка было подано в министерство ранее заявления ЕМН, принятие Министерством решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не представляется возможным. Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 статьи 9 Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 на Министерство имущественных отношений Самарской области возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара. В соответствии с п. 2.4 Порядка, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карете соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а так же сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н под приусадебный участок (ведение личного подсобного хозяйства). Судом обозревались материалы по заявлению ЕМН и заявлению ФИО5, представленные в судебное заседание Министерством, в которых имеется переписка Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара с Министерством. Из указанной переписки усматривается, что из Министерства в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участок №, площадью *** кв.м., под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по заявлению ФИО5 Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара было вынесено Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку испрашиваемый ФИО5 земельный участок, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2), где по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведение садоводства не относилось к основным видам разрешенного землепользования в данной зоне. Впоследствии Министерством имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ повторно направлялось аналогичное обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара. Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по обращению Министерства невозможно, поскольку Департаментом ведется работа по ранее поступившему обращению об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению ЕМН ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самараы направлено обращение № об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению ЕМН и об утверждении схемы по заявлению ФИО5 До настоящего времени ответа из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары на обращение от ДД.ММ.ГГГГ не поступило, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № не отменено. Данная переписка свидетельствует о наличии в настоящее время препятствий ФИО5 по оформлению испрашиваемого ею земельного участка как по правовым основаниям, так и в силу организационных моментов. В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данная план-схема должна позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а так же отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка. Согласно п. 3.2 Порядка, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О Земле», с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым. Доводы представителя Министерства об идентичности испрашиваемого заявителем земельного участка и земельного участка, испрашиваемого ФИО5, является несостоятельным, поскольку п.3.2. Порядка должна применяться в тех случаях, когда несколькими лицами испрашивается один и тот же земельный участок (индивидуализированный в соответствии с требованиями закона о кадастре). Данная норма должна применяться во взаимосвязи с положениями ст.11.1 Земельного кодекса РФ и ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», имеющее верховенство по отношению к положениям Порядка. Статья 11.1 ЗК РФ определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которого определены в соответствии с федеральными законами. Таким федеральным законом является ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно п.3 ст.1 данного ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровым учетом) признается действие уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждающие существование такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Уникальными характеристиками земельного участка, в числе прочего, являются описание местоположения границ и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований (п.п. 3, 6 ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Таким образом, в соответствии с приведенными нормами помимо одного и того же местоположения совпадать должны все данные, определенные в заявлениях нескольких лиц о предоставлении земельного участка, которые устанавливаются в результате государственного кадастрового учета в качестве уникальных характеристик земельного участка (в том числе данные о площади и описание местоположения границ испрашиваемых участков). Вместе с тем описание местоположений земельных участков, площади участков заявителей, цель использования разные. Оснований для однозначного вывода об идентичности земельных участков, испрашиваемых ЕМН и ФИО5 на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали. Согласно п. 2.1. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений. Согласно п. 2.3. Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. В силу ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Согласно п. 1 ст. 10 указанного выше ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Таким образом, возвращение заявления без рассмотрения не соответствует нормам Земельного кодекса РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Постановлению Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», нарушает права и законные интересы заявителя. Ссылка Министерства имущественных отношений Самарской области на п.3.2. Порядка, обосновывающая правомерность действий по возврату заявления ЕМН не может быть принята судом во внимание, поскольку не предусматривает оснований для возврата пакета документа заявителю при наличии ранее поступившего заявления от иного лица о предоставлении данного земельного участка. Согласно п. 3.2 Порядка, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О Земле», с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым. Исходя из смысла данной нормы следует, что при наличии нескольких заявлений от граждан о предоставлении земельного участка с указанием одного и того же местоположения при равных условиях, земельный участок предоставляется лицу, подавшему заявление раньше, для чего уполномоченный орган, в данном случае Министерство имущественных отношений Самарской области должно издать распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка лицу, подавшему заявление раньше, после чего уже должен решаться вопрос по существу по заявлению второго гражданина. Однако, в настоящее время распоряжение либо приказ Министерством имущественных отношений Самарской области о предоставлении кому – либо испрашиваемого ЕНМ либо ФИО5 земельного участка не изданы. Кроме того, как показывает переписка между Министерством имущественных отношений Самарской области и Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары по заявлениям ЕНМ, ФИО5 у последней даже в случае отмены распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ЕНМ, могут возникнуть иные препятствия для предоставления ей собственность земельного участка. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате заявления ЕМН не основано на положениях действующего законодательства. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Заявитель также просит обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению ЕМН по существу о предоставлении данного земельного участка под приусадебное хозяйство, т.е. фактически просит обязать Министерство принять положительное решение по заявлению ЕМН о предоставлении ей в собственность испрашиваемого земельного участка. Вместе с тем, суд не может подменять деятельность и полномочия Министерства имущественных отношений Самарской области, в связи с чем в данной части заявление удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление ЕМН об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату документов удовлетворить частично. Признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату заявления ЕМН о предоставлении в собственность земельного участка без номера, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в адрес заявителя, незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд города Самары со дня изготовления решения в окончательной форме 20 мая 2011 года. Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2011 г. Судья С.А. Семенцев