об освобождении земельного участка и демонтаже самовольно – установленного торгового павильона



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011г. Федеральный суд Октябрьского района г.Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

помощника прокурора Октябрьского района г.Самары НДА,

при секретаре судебного заседания Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1775/11 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации Самарской области к индивидуальному предпринимателю КЛД, 3-им лицам Министерству имущественных отношений Самарской области об освобождении земельного участка и демонтаже самовольно – установленного торгового павильона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Самары проведена проверка соблюдения земельного законодательства индивидуальным предпринимателем КЛД Согласно п. 1 ст. 65 Земельного Кодекса РФ использование земли Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В силу требований ст. 25 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на месте общего пользования – на тротуаре у дома по ул.*** г. Самары индивидуальным предпринимателем КЛД установлен торговый металлический павильон белого цвета, примерной площадью *** кв.м., в котором осуществляется реализация овощей и фруктов. Указанный земельный участок КЛД занимает в отсутствие правоустанавливающих документов, договор аренды с министерством имущественных отношений Самарской области не заключен. В модульном павильоне осуществляется реализация овощей и фруктов.

Предметом искового заявления прокурора Октябрьского района г.Самары является освобождение земельного участка и демонтаж самовольно-установленного торгового павильона, в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ на территорию общего пользования, а также нарушенного права пользования и распоряжения земельным участком его собственником - субъектом РФ - Самарской областью. Просит суд признать действия ИП КЛД по установке модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома незаконными; обязать ИП КЛД в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет демонтаж модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома .

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Самары НДА исковые требования уточнил, просил признать действия ИП КЛД по установке модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома незаконными; ИП КЛД в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет демонтаж модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома

В судебном заседании ответчик КЛД исковые требования признала в полном объеме, пояснила суду, что она подавала заявление в МИО Самарской области, однако ей было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, она вновь подала заявление. В настоящее время правоустанавливающих документов на земельный участок не имеется, договор аренды с МИО не заключался, павильон установлен самовольно по ул.***, д. С администрацией района у нее заключен договор о санитарно-эпидемиологическом обслуживании земли.

Представитель третьего лица – Министерства имущественных отношений Самарской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора и ответчика, суд полагает исковые требования прокурора Октябрьского района г.Самары подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статьей 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса (право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, ограниченного пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования земельными участками) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно ч.4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании заявления лица о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ч.5 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Данный порядок применительно к Самарской области установлен постановлением Правительства Самарской области № 74-ГД от 21.06.2006 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара», согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложена на министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством. При этом, самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком путем принятия мер для воспрепятствования доступа на него законных обладателей.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на месте общего пользования – на тротуаре у дома по ул.*** г. Самары индивидуальным предпринимателем КЛД установлен торговый металлический павильон белого цвета, примерной площадью *** кв.м., в котором осуществляется реализация овощей и фруктов. Указанный земельный участок КЛД занимает в отсутствие правоустанавливающих документов, договор аренды с Министерством имущественных отношений Самарской области не заключен.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу . Из указанного постановления следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> напротив *** , ИП КЛД установлен торговый павильон. Документы, подтверждающие права на земельный участок, на котором расположен торговый павильон, размещен без оформленных надлежащим образом документов, договор аренды на земельный участок с Министерством имущественных отношений Самарской области не заключен.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росреестра по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя КЛД, из которого следует, что нарушение земельного законодательства КЛД не устранено.

Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территория общего пользования это территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

По результатам проведенной проверки установлено, что установленный ИП КЛД модульный павильон расположен на тротуаре у дома по ул.*** г.о. Самара, в связи с чем, исключает возможность свободного передвижения неопределенного круга лиц по данной территории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ИП КЛД самовольно захватила земельный участок у дома по ул.*** г.Самара, разместив на нем модульный павильон, эксплуатирует его, что выразилось в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком.

Согласно ст.34 ЗК РФ, п.2.2. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006, лицо, обращающееся в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, должно предоставить документы согласно Приложению № 2 к указанному Порядку, в том числе кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок. Согласно п.3.3. Порядка после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Использование земельного участка возможно только после оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Таким образом, постановка конкретного земельного участка на кадастровый учет является промежуточным этапом для предоставления данного участка лицу в установленном законом порядке. ИП КЛД процедура подачи заявления на предоставление земельного участка была нарушена, правоустанавливающие документы на спорный земельный участок в установленном порядке получены не были, участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, однако фактически земельный участок использовался ИП КЛД Постановка земельного участка на кадастровый учет зависит прежде всего от волеизъявления лица, обращающегося в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении земельного участка на законных основаниях. Плата за использование данного земельного участка в казну Самарской области не поступала.

В соответствии с ч.2,3 ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме *** рублей, рассчитанной в соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Самары удовлетворить.

Признать действия ИП КЛД по установке модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома незаконными.

ИП КЛД в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет демонтаж модульного павильона на земельном участке, расположенном в г. Самаре, Октябрьский район, ул. ***, у дома .

Взыскать с КЛД госпошлину в доход государства в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2011г.

Судья Семёнцев С.А.