Копия: РЕШЕНИЕ 07 февраля 2011 года Октябрьский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Хаировой А.Х., при секретаре судебного заседания Цепковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-811/11 по заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Самары о признании бездействия Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) незаконным, установил: Заместитель прокурора Промышленного района г. Самары обратился в суд с указанным заявлением, указав в обоснование своих требований следующее. Прокуратурой Промышленного района г. Самара 18.10.2010 совместно с сотрудниками 3-го отдела ОС УФСКН России по Самарской области по г. Самаре, УМ № 2 УВД по г.Самаре на подведомственной территории проверено соблюдение законодательства о запрете распространения курительных смесей, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, а также смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. В ходе проверки установлено, что на территории Промышленного района г.Самары по адресам: <адрес> («Автохимия»- остановка общественного транспорта), <адрес> («Автохимия»- остановка общественного транспорта 6-я поликлиника), <адрес> («Удобрения для растений») функционирует три незаконно установленных объекта потребительского рынка, в которых физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями,- ОАВ, КВВ, ККН, реализуют курительные смеси в пакетиках весом 0,25 гр. По результатам проверки сотрудниками 3-го отдела ОС УФСКН России по Самарской области по г. Самаре данные курительные смеси изъяты и направлены для организации исследования на предмет наличия в них веществ, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области была направлена информация для принятия мер по пресечению реализации курительных смесей по вышеуказанным адресам. В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16, статьей 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), статьями 14.2, 14.4, частью 1 статьи 14.5, статьями 14.6 - 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) КоАП РФ. Статья 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Из ответа Управления Роспотребнадзора по Самарской области следует, что меры по пресечению реализации курительных смесей Управлением Роспотребнадзора по Самарской области приняты быть не могут, поскольку курительные смеси не отнесены к видам продукции, свободная реализация которых запрещена либо ограничена. Однако, согласно п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей» № 23 от 09.04.2009 г. с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 оборот на территории Российской Федерации курительных смесей, содержащих в составе шалфей предсказателей (Salvia divinorum), и (или) гавайскую розу (Argyreia nervosa), и (или) голубой лотос (Nymphea caerulea) запрещен. Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории Российской Федерации» №72 от 08.12.2009 учреждениям Роспотребнадзора предписано усилить работу учреждениями по изъятию находящихся в обороте и признанных ранее опасными для жизни и здоровья человека курительных смесей. Прокурор просил признать бездействие Управления Роспотребнадзора по Самарской области по пресечению реализации курительных смесей незаконным, обязать Управление Роспотребнадзора по Самарской области принять меры, направленные на изъятие из оборота всех выявляемых курительных смесей, поскольку реализация продукции растительного происхождения, содержащей ядовитые компоненты и обладающей галлюциногенным и психотропным действием представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Самары ССА поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просит его удовлетворить. Представители заинтересованного лица КВВ и ТСВ, действующий на основании доверенностей, с заявлением не согласились, суду пояснили, Согласно пункту 6.5 Положения, Роспотребнадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограниченного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесенным к своей компетенции. Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). В соответствии с преамбулой Закона продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Так как из письма прокурора следует, что физические лица, реализовывавшие курительные смеси, индивидуальными предпринимателями не являются, то, по мнению заинтересованного лица, их действия не регулируются Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и принятие предусмотренных законодательством контрольно-надзорных мер в данном случае, не относится к полномочиям Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Ссылка прокурора на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.04.2009г. «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей» в заявлении прокурора является несостоятельной, поскольку входящие в состав курительных смесей голубой лотос (растение вида Nymphea caerulea), роза гавайская (растение вида Argyreia nervosa), шалфей предсказателей (растение вида Salvia civinorumi Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1186 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» внесены в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков УФСКН России), а не Роспотребнадзор России. Представители заинтересованного лица полагают, что оспариваемое бездействие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, права либо свободы гражданина не были нарушены, и просят прокурора оставить без удовлетворения. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; Довод заинтересованного лица о том, что к его компетенции не относится пресечение реализации курительных смесей физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, является необоснованной в силу следующего. Согласно пункту 1 Типового положения о территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 № 308), территориальный орган Роспотребнадзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Исходя из пункта 8.2 Типового положения, территориальный орган применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из части 1 статьи 16 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших. При этом, учитывая часть 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции не только юридическим лицам, но и гражданам, без указания на ограничение категории граждан только индивидуальными предпринимателями. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 09.04.2009 № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей», на территории Российской Федерации, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, был запрещен оборот курительных смесей, содержащих в составе шалфей предсказателей (Salvia divinorum), и (или) гавайскую розу (Argyreia nervosa), и (или) голубой лотос (Nymphea caerulea), в связи с тем, что такие смеси не проходили санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах Роспотребнадзора, кроме того, отсутствуют сведения о документах, подтверждающих безопасность указанной продукции. Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Исходя из части 1 статьи 13 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить. Согласно пункта 11 и 12 Типового положения, Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту Российской Федерации и несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на Управление задач и функций. Исходя из пункта 7 части 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи вправе за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов. Согласно части 1 статьи 23.49 Кодекса об административных правонарушениях РФ, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.2 Кодекса. При этом, статьей 14.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, установлена административная ответственность граждан в виде штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой за совершение незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Таким образом, суд приходит к выводу, что привлечение к административной ответственности по ст. 14.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализацию курительных смесей, оборот которых на территории РФ запрещен, относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Самарской области и отвечает целям пресечения незаконной реализации таких смесей. Довод Управления Роспотребнадзора по Самарской области о том, что курительные смеси относятся к наркотическим веществам, и поэтому контроль за их распространением относится к компетенции Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, суд полагает необоснованным, исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков является специально уполномоченным органом в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Вместе с тем, так как незаконное распространение наркотических веществ представляет собой комплексную социальную проблему, то пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», установлено, что исполнение законодательства РФ о наркотических средствах организуется не только специально уполномоченным органом, но и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Более того, пунктом 1 статьи 41 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» прямо установлено, что в противодействии незаконному обороту наркотических средств принимает участие федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения. Тогда как, учитывая пункт 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 22.02.1992г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», наркотические средства относятся к видам продукции, реализация которых запрещена. Таким образом, так как Управление Роспотребнадзора по Самарской области наделено полномочиями по привлечению к административной ответственности по ст. 14.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ за распространение запрещенных к обороту веществ, к числу которых относятся наркотические средства, то его действия в данной сфере должны основываться на установленном законодательством о наркотических средствах принципе совместного участия органов государственной власти в противодействии незаконному обороту наркотических средств. В связи с изложенным, неприменение Управлением Роспотребнадзора по Самарской области относящихся к его компетенции действий по пресечению незаконного распространения курительных смесей (в виде привлечения распространяющих их лиц к административной ответственности), не может быть обосновано исключительной компетенцией специально уполномоченного органа (УФСКН России) по противодействию незаконному распространению наркотических средств. Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в настоящем деле установлено бездействие Управления Роспотребнадзора по Самарской области, бездействие является незаконным, поскольку непринятие мер по информации прокурора нарушает права и законные интересы граждан. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление заместителя прокурора Промышленного района г. Самары о признании бездействия Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области удовлетворить. Признать бездействие Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области по пресечению реализации курительных смесей незаконным. Обязать Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области по Самарской области в течение пяти рабочих дней принять меры к пресечению реализации курительных смесей согласно информации прокурора от 18 октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд города Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 11 февраля 2011 года. Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2011 года. Судья (подпись ) А.Х. Хаирова Копия верна: Секретарь
Именем Российской Федерации
Судья