решение о признании решения об отказе в государственной регистрации незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Хаировой А.Х.

при секретаре судебного заседания Цепковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1159/11 по иску СВИ к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании состоявшимся договора аренды лесного участка, о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка незаконным и об обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка,

установил:

СВИ обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с иском к Департаменту лесного хозяйства Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании состоявшимся договора аренды лесного участка, об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка. В обоснование требований указал, что на основании протокола о результатах лесного конкурса от ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды лесного фонда с ФГУ «Самарский лесхоз». На основании акта приёма-передачи участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцом был принят в аренду участок лесного фонда в квартале пригородного лесничества площадью 0,35 га на срок 49 лет. В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок расположен по адресу: <адрес>. Указанный выше договор был зарегистрирован в установленном законом порядке УФРС по Самарской области. С этого времени и по настоящее время СВИ оплачивает арендную плату за пользование лесным участком из земель лесного фонда.

В связи с изменениями в законодательстве, в соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области, истцу было предложено привести в соответствие с Лесным кодексом РФ указанный договор. На основании ранее заключенного договора, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом лесного хозяйства Самарской области был подписан договор аренды лесного участка . В соответствии с договором истец является арендатором лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> га. Указанный договор Управлением Росреестра по <адрес> не зарегистрирован, по мнению Управления Росреестра по <адрес> представленная на регистрацию выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством, так как не содержит необходимой информации, а именно: сведения о заявителе (имя, отчество гражданина), площадь лесного участка, вид использования лесов и срок договора аренды лесного участка и Департамент лесного хозяйства неправомочен заключать договор, такое право предоставлено Министерству имущественных отношений самарской области. В решении об отказе также указано, необходимо в соответствии с Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на лесные участки и сделок с ним, подать заявление на внесение изменений в ЕГРП, касающихся технических характеристик объекта.

Истец, полагая, что вышеуказанный договор содержит все существенные условия, соответствует всем требованиям, установленным главой 34 ГК РФ и главой 6 Лесного кодекса РФ, кадастровый паспорт на лесной участок на регистрацию предоставлялся, фактически данный договор действует, по нему производится оплата арендных платежей, в установленном порядке сдается лесная декларация, стороны выполняют все предусмотренные договором условия, просил суд признать состоявшимся заключенный между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и СВИ договор аренды лесного участка , а так же обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ

В судебных заседаниях истец неоднократно уточнял исковые требования, согласно последнему уточнению, принятому судом, истец просил суд признать состоявшимся заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ним и Департаментом лесного хозяйства Самарской области договор аренды лесного участка , признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а так же обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СВИ путем проведения государственной регистрации договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и СВИ /л.д. 117-122/.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области /л.д. 41/.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата», а так же заменен ненадлежащий ответчик Департамент лесного хозяйства Самарской области надлежащим – Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области /л.д. 82/.

В судебном заседании представитель истца ПАМ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования в полном объеме, просит суд удовлетворить требования истца. Представитель истца пояснила, что заключение договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и СВИ не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора, заключенного в период действия Лесного кодекса РФ 1997 года, в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ. ПАМ также пояснила, что нахождение лесного участка, в отношении которого был заключен договор аренды, в границах г. о. Самара не влияет на его принадлежность к специальной категории – земли лесного фонда.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области ЗИР, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснил, что ни ст.433 ГК РФ). Кроме того, представитель ответчика пояснил, что согласно требованиям ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, тогда как согласно сведениям ЕГРП, право федеральной собственности на данный земельный участок (кадастровый номер: ) не зарегистрировано. Кроме того, исходя из кадастрового номера, спорный земельный участок находятся в черте г. о. Самара и распоряжение им, как земельным участком, государственная собственность не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области и СВИ пропущен процессуальный срок для обращения в суд..

Представитель ответчика Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому не возражает против удовлетворения исковых требований о признании состоявшимся договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Департаментом лесного хозяйства Самарской области с СВИ В отзыве указано, что ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, переоформление договора аренды лесного участка не является актом нового предоставления лесного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса РФ. /л. д. 74-78/

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на исковое заявление следует, что на стороне арендодателя договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ выступило лицо, уполномоченное распоряжаться таким участком (Департамент лесного хозяйства Самарской области).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных пояснениях по делу указал, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для культурно-оздоровительных целей /л.д. 87/.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя Управления Росреестра по Самарской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Самарский лесхоз» Агентства лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и СВИ (арендатор) был заключен договор аренды лесного фонда, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ /л. д. 8/ обязуется предоставить арендатору участок лесного фонда в квартале Пригородного лесничества площадью 0,35 га за плату на срок 49 лет для его использования в культурно-оздоровительных целях /л.д. 9-13/.

На основании акта приёма-передачи участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцом был принят в аренду участок лесного фонда в квартале Пригородного лесничества ФГУ «Самарский лесхоз» площадью <данные изъяты> га под культурно-оздоровительные цели срок на 49 лет /л.д. 14/.

Договор аренды лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован УФРС по Самарской области в 2006 году в установленном законом порядке, что не оспаривается сторонами.

Из выписки из протокола заседания комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора аренды участка лесного фонда , подписанного ДД.ММ.ГГГГ между СВИ и ФГУ «Самарский лесхоз» на основании протокола о результатах лесного конкурса от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что комиссия решила переоформить указанный договор аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка, местоположением лесного участка указать: <адрес> /л.д. 25/.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и СВИ (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, из земель лесного фонда с кадастровым номером , имеющий местоположение: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га, для осуществления рекреационной деятельности /л.д. 26-33/.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества – лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Сообщением от отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области отказано в регистрации вышеназванного договора аренды /л.д. 102-105/. Основанием для отказа послужило то, что документы, представленные на государственную регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации. В обоснование отказа в государственной регистрации указано, что договор аренды лесного участка заключен в отношении участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на него не разграничена и лицом, уполномоченным распоряжаться таким участком в силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» является орган исполнительной власти Самарской области (Министерством имущественных отношений Самарской области) /л.д. 102-105/.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, спользующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участков лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и СВИ заключен по установленной форме договор аренды лесного участка , который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области.

Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что представленный на государственную регистрацию договор аренды лесных участков заключен неуполномоченным лицом - Департаментом лесного хозяйства Самарской области, по мнению суда, не является обоснованным.

В рассматриваемом случае заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с СВИ ДД.ММ.ГГГГ не является актом нового предоставления земельных участков, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса РФ.

По общему правилу, в соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

И договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.2), и договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), содержат указание на нахождение участка в пределах лесничества.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ), а до этого, т.е. к моменту подписания договора в следующей редакции «поселений, на которых расположены леса»).

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Самарской области являлся уполномоченным на заключение договора аренды лесного участка лицом.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов недействительными в установленном порядке.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.

Требования истца о признании договора состоявшимся не основаны на способах защиты права, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Статьей 12 К РФ предусмотрены следующие способы защиты права: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков;взыскания неустойки; компенсации морального вреда;прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Такой способ защиты права, как признание договора состоявшимся, не предусмотрен действующим законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора. Пунктом 1 статьи 425 ГК РФ предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, договор порождает соответствующие права и обязанности сторон только с момента его заключения.

Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации (ст.26 ЗК РФ).

Таким образом, из действующего законодательства следует, что надлежащим способом защиты права истца является не признание договора состоявшимся, так как данное понятие никак не связано с возникновением из договора обязательств, а признание договора заключенным.

Требования истца признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СВИ, путем проведения государственной регистрации договора аренды лесного участка , независимо от степени их обоснованности, не могут быть удовлетворены в связи со следующим.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал: судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Истцу следовало обратиться в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. Несмотря на это, истец создал видимость гражданско-правового спора с Управлением Росреестра по Самарской области путем ссылки на способ защиты права, не предусмотренный действующим законодательством (признание договора состоявшимся).

Исходя из норм ГПК РФ, возложение обязанности на государственный орган по совершению каких-либо действий возможно исключительно при признании незаконным решений государственного органа, для которого установлен сокращенный срок обращения в суд, пропущенный СВИ без наличия каких-либо уважительных причин.

Согласно пояснениям представителя истца ПАМ, в установленный законом трехмесячный срок СВИ не обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Самарской области, полагая, что вопрос удастся решить во внесудебном порядке. Вместе с тем, данные доводы не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока обращения в суд, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока СВИ не было заявлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований СВИ к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании состоявшимся договора аренды лесного участка, о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка незаконным и об обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 03 июня 2011 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2011 года.

Председательствующий: А.Х. Хаирова