РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего Маркина А.В. при секретаре Усковой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2512/11 по иску Богдановой И.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, установил: Истица обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Управление пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Самары отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по причине исключения из стажа 25 - летней педагогической деятельности 19 лет 00 месяцев 03 дня. Истец считает, что на день обращения в Управление Пенсионного фонда она имела 25-летний педагогический стаж, а отказ органов Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не правомерен. Просит суд признать право истца, как педагогического работника, имеющего 25-летний стаж педагогической работы, на получение досрочной трудовой пенсии по старости лет, засчитав в педагогический стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 08 лет 08 месяцев; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 22 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 02 месяца 18 дней, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 15 дней; ДД.ММ.ГГГГ - 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 дней; 5 дней в июле 2004 года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 21 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 11 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней; с 08. 06. 2008 по ДД.ММ.ГГГГ - 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 дней, всего 19 дет 00 месяцев 03 дня; Обязать ответчика назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Истец в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Митусова О.Г., по доверенности от 10.03.2010 года № 1676, иск не признала, пояснила, что позиция ответчика изложена в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ №. Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные документы, полагает иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Богдановой И.В. отказано в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с нормами ст. 27 пункта 1 подпункта 19 Федерального закона № 17-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж не засчитаны: 1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебный отпуск; 2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога, так как должность не предусмотрена Списками, в том числе : с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 22 дня - ученический отпуск; 3. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 лет 02 месяца 18 дней в качестве преподавателя <->», так как не занимала штатную должность, работала с почасовой нагрузкой и кроме того, не соблюдены условия п.12 Постановления № 781 от 29.10.2002 года (отсутствует на 01.01.2001 года стаж работы 16 лет 8 месяцев в должностях по Списку и отсутствует факт работы с 01.11.1999 по 31.12.2000 года в должностях в учебных заведениях, предусмотренных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименования учреждений» Списка, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 5 дней в июле 2004 года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 08. 06. 2008 по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командировки и ДД.ММ.ГГГГ - отгул. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. На основании и п.1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации », при соблюдении ими условий, предусмотренных данным законом. Право на досрочную пенсию по старости педагогических работников определяется в соответствии с нормами пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также на основании Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, от 22.09.1999 года № 1067, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 года лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.05 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессия), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании. Согласно ст. 173 ТК РФ руководитель обязан предоставлять работнику дополнительный оплачиваемый отпуск для обучения. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец была направлена на учебу приказами по образовательному учреждению. В данные периоды за ней сохранялась заработная плата, шли начисления страховых взносов и отчисления в пенсионный фонд. Согласно п.5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в специальный стаж включаются только периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. На основании изложенного суд полагает, что периоды нахождения истца в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежат включению в специальный педагогический стаж. Отказ во включении периода работы истца в качестве педагога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должность не предусмотрена Списками, суд считает необоснованным так как закон обратной силы не имеет, то есть применяется только к обстоятельствам, возникающим после его введения. Действующее в настоящее время пенсионное законодательство введено с начала 2002г. До этого действовал закон «О Государственных пенсиях РФ» от 20 ноября 1990г № 340-1, а ещё ранее пенсионные отношения регулировались общесоюзным Законом «О государственных пенсиях в СССР», принятым Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года. В указанных нормативных актах предусмотрены пенсии за выслугу лет работникам образования, и в каждом случае конкретный перечень должностей, работа в которых давала право на пенсию, определялся подзаконным актом, Постановлением Совета Министров. Работа в должности педагог засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Постановлением Совета Министров «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» от 17 декабря 1959г № 1397. Постановлением Правительства от 22 сентября 1993г. № 953г. «О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета Министров РСФСР», введенным в действие 1 октября 1993 года было отменено Постановление № 1397. Согласно Постановлению Совета Министров № 463 от 06.09.1991 г и Постановлению правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г в Списках указана должность «преподаватель», функциональные обязанности истца не изменились и соответствовали функциональным обязанностям преподавателя, о чем говорят представленные должностные инструкции. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец имела педагогическую нагрузку, что подтверждается тарификационными списками. На основании изложенного суд полагает возможным признать деятельность истца в указанный период педагогической, а выполняемые функциональные обязанности тождественными функциональным обязанностям преподавателя, в то время как данная должность поименована Списком № 1067 от 22.09.1999 и Списком № 781 от 29.10.2002г. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в качестве преподавателя <->. Согласно справки, уточняющей специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и тарификационных списков истица занимала штатную должность и вырабатывала норму часов за ставку. На основании изложенного суд полагает возможным включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Работа за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ не может быть включена в педагогический стаж, а довод истца о том, что она не выработала 16 лет 08 месяцев не по причине невыполнения работы в должности и в учреждении, указанных в списке, а ввиду возраста, судом не принимается по следующим основаниям. Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пункт 12 Правил, предусматривает, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменивший принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, не предусматривает такой вид пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет за отдельными категориями граждан, обеспечивавшихся по прежнему законодательству подобными пенсиями, право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, включенной в главу VI, регулирующую порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав, указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 25 лет. При этом в пункте 3 той же статьи 28 определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей". В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений дополнительного образования детей. В пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067". Этим Постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение. Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Ссылка заявителя о противоречии оспариваемой нормы подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку в этом подпункте устанавливается лишь продолжительность педагогической деятельности для целей досрочного назначения трудовой пенсии, но не раскрывается, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической. Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за педагогами учреждений дополнительного образования детей право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет. Истец в указанную категорию не попадает, в связи с чем не имеется оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет, так как на 01.01.2001 года у истца отсутствовал стаж работы 16 лет 8 месяцев в должностях по Списку, в том числе с включением спорных периодов (стаж составляет 15 лет 3 месяца). При таких обстоятельствах иск в части назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Богдановой И.В. удовлетворить частично. Обязать ГУ УПФ РФ в октябрьском районе г.Самары включить в специальный стаж педагогической деятельности Богдановой И.В., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости лет периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Октябрьский районный суд г. Самары с момента его изготовления в окончательном виде. Решение в окончательном виде изготовлено 21.06.2011 г. Судья: (подпись) Маркин А.В.