Заочное решение



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.04.2011 г Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующею судьи Занкиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Берестиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557/11 по исковому заявлению ИСТЕЦ к ОТВЕТЧИК об обязании опломбировать и принять на учет индивидуальный прибор электрической энергии, взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

ИСТЕЦ обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она вместе со своей семьей проживает в общежитии по адресу: <адрес>. В указанной квартире имеются частичные удобства: холодная вода, отсутствует канализация, и ванна. ДД.ММ.ГГГГ ОТВЕТЧИК выдана истице справка о том, что занимаемое ею и ее семьей помещение оборудовано холодным водоснабжением (ХВС), паровым отоплением. стационарной электроплитой. До ДД.ММ.ГГГГ истица оплачивала за электроэнергию по тарифу для населения, проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами, а с ДД.ММ.ГГГГ по тарифу для населения, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами. Ежемесячно с 2010 года ее семья оплачивает электроэнергию около *** рублей. Однако истица и ее семья являются нанимателями квартиры, имеющей отдельный вход, с торца здания, местами общего назначения предусмотренных для иных граждан проживающих в общежитии они не пользуются. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ОТВЕТЧИК с просьбой разрешить ей установить счетчик электроэнергии, однако ответа не последовало. В 2010 году ИСТЕЦ обратилась в Администрацию г.о.Самары, Департамент городского хозяйства и экологии по Самарской области с заявлением о разъяснении оплаты коммунальных услуг взимаемых ОТВЕТЧИК. Из ответа Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ИСТЕЦ по вопросам оплаты коммунальный услуг следует, что общий объем коммунального ресурса определяется либо по показаниям общедомовых приборов учета. либо в соответствии с объемом определенным договором с энергоснабжающей организацией. В общежитиях. как правило отсутствуют индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, а нормативы потребления электрической энергии, которые должны быть утверждены в соответствии с Жилищным кодексом (ст.157), органами государственной власти Субъектов РФ, до настоящего времени не установлены. В связи с этим, ОТВЕТЧИК осуществляет начисление платы жильцам общежитий по факту предъявления электрической энергии ресурсоснабжающей организации за предыдущий месяц, из расчета на одного проживающего. В данном случае установку индивидуального прибора учета электрической энергии необходимо оформить в установленном порядке. Для этого, необходимо обратиться в ОТВЕТЧИК с заявлением на получение разрешения на установку индивидуального прибора учета. Истица обратилась в ОТВЕТЧИК с заявлением на получение разрешения на установку индивидуального прибора учета, однако ответа не последовало. Кроме того, истица считает, что с января 2010 года ей начисляют оплату за электроэнергию по тарифу 2 руб.32 коп. ( жилые дома оборудованные газовыми плитами), при этом, в общежитии где она проживает все пользуются электроплитами. Таким образом, с января по октябрь 2010 года истицей было оплачено за электроэнергию *** руб.*** коп., а следовало оплатить *** руб.*** коп., переплата за 10 месяцев составила *** руб. Просит обязать ОТВЕТЧИК выдать ей разрешение на установку индивидуального прибора учета электрической энергии в <адрес>; взыскать с ОТВЕТЧИК в ее пользу излишне начисленную сумму за электроэнергию с января по октябрь 2010г.; взыскать с ОТВЕТЧИК уплаченную госпошлину в сумме *** рублей.

Впоследствии истица уточнила исковые требования, просила обязать ОТВЕТЧИК опломбировать прибор индивидуального учета электрической энергии в <адрес>; взыскать с ОТВЕТЧИК в ее пользу излишне оплаченную сумму за электроэнергию с ноября 2010 года по февраль 2011 года в размере *** руб. *** коп., а также расходы по госпошлине в сумме *** рублей.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ОАО, ЗАО

В судебном заседании истица ИСТЕЦ уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что ранее в каждой комнате общежития были установлены счетчики, однако в 1974-1975г.г. их убрали, и все стали оплачивать электроэнергию по общему счетчику. В 2000 году она поставила новый прибор учета, но ответчик отказывается опломбировать его. Считает, что тарифы установленные на 2010 года являются незаконными, поскольку в доме отсутствует газоснабжение, все пользуются электроплитами. что должно составлять 1,78 руб. за 1 к Вт/ч, а не 2,32 руб. как за газоснабжение.

Представитель ответчика ОТВЕТЧИК в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил отзыв в котором просит отказать в удовлетворении иска, т.к. установка индивидуальных приборов учета предусмотрена в многоквартирных домах. Общежитие в котором проживает истица не имеет статуса многоквартирного дома. Оплата за электроэнергию рассчитана в соответствии с установленными тарифами и соответствует действующему законодательству.

Представители третьих лиц ОАО ЗАО в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд рассматривает дело в заочном порядке.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, и оценив письменные доказательства, суд считает требования ИСТЕЦ подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261- ФЗ от 23.11.2009г. производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С 1.07.10г. организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и ( или ) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Судом установлено, что ИСТЕЦ является нанимателем кв. , расположенной по адресу: <адрес>. На ее имя открыт лицевой счет (л.д.8).

Согласно ответа БТИ от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> числится за ОАО, данное домовладения одноэтажное, кирпичное, на бутовом фундаменте, общеполезной площадью всего – *** кв.м., в том числе жилой – *** кв.м., средний процент износа дома составляет 66%, используется под общежитие.

Согласно Договора от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по передаче электрической энергии, заключенном между ОАО и ОТВЕТЧИК, Поставщик обязуется передавать «Абоненту» через присоединенную сеть электрическую энергию, а «Абонент» обязуется принять и оплатить «Поставщику» потребленную электрическую энергию. Согласно п.4..1 указанного договора место установки прибора учета по адресу: <адрес>. Согласно п.3.1. Расчеты за потребленную энергию производятся по тарифам энергоснабжающей организации.

Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> передано на эксплуатацию и содержание ОТВЕТЧИК на основании акта – приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74).

Согласно справке, выданной ОТВЕТЧИК ДД.ММ.ГГГГ на имя ИСТЕЦ, проживающей в муниципальном общежитии по адресу: <адрес>, занимаемое ею жилое помещение оборудовано ХВС, паровым отоплением, стационарной электроплитой (л.д.9).

Судом установлено, что истицей была произведена перепланировка и переустройство жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью *** кв.м., жилой площадь *** кв.м. Согласно акта приемочной комиссии Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары перепланировка и переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью *** кв.м., жилой площадь *** кв.м. завершены, перепланировка и переустройство произведены согласно Решению первого заместителя Главы городского округа Самара о согласовании перепланировки и переустройства от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация разработана *** предъявленное к приемке в эксплуатацию после перепланировки и переустройства жилое помещение соответствует проекту (проектной документации).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ИСТЕЦ обращалась в ОТВЕТЧИК с заявлением, в которой содержалась просьба разрешить ей установить счетчик электроэнергии, и разъяснить правильность взимания коммунальных услуг (л.д.16,17), однако ответа не последовало.

Впоследствии ИСТЕЦ обратилась в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары, с заявлением о разъяснении оплаты коммунальных услуг взимаемых ОТВЕТЧИК.

Из ответа Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ИСТЕЦ по вопросам оплаты коммунальный услуг следует, жилое помещение, по адресу <адрес>, является специализированным жилищным фондом, обслуживаемым муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара. Здание общежития расположено на территории, прилегающей к заводской площадке ОАО причем другие объекты жилищного фонда на данной территории отсутствуют. Общий объем коммунального ресурса определяется либо по показаниям общедомовых приборов учета, либо в соответствии с объемом определенным договором с энергоснабжающей организацией. В общежитиях, как правило отсутствуют индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, а нормативы потребления электрической энергии, которые должны быть утверждены в соответствии с Жилищным кодексом (ст.157), органами государственной власти Субъектов РФ, до настоящего времени не установлены. В связи с этим, ОТВЕТЧИК осуществляет начисление платы жильцам общежитий по факту предъявления электрической энергии ресурсоснабжающей организации за предыдущий месяц, из расчета на одного проживающего. В данном случае установку индивидуального прибора учета электрической энергии необходимо оформить в установленном порядке. Для этого, необходимо обратиться в ОТВЕТЧИК с заявлением на получение разрешения на установку индивидуального прибора учета.

На запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО сообщило, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, технологически присоединено к электрическим сетям завода *** юридический адрес завода: <адрес>. В связи с данными обстоятельствами организация не имеет возможности определить наличие технической возможности установки приборов учета в квартире общежития. В соответствии с п. 3 и п. 18 Порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от 05.08.2010 № 940, установка коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов обязательна при строительстве новых жилых домов (предусмотрена проектно-технической документацией дома), при капитальном ремонте внутридомовых систем водоснабжения и отопления, при модернизации внутридомовых систем водоснабжения и отопления. Техническая возможность установки прибора учета определяется исполнителем коммунальных услуг на основании обследования. В соответствии с п. 1 ст. 31 Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, показания прибора учета действительны при наличии (целостности) на нем пломб. В соответствии с п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, прибор учета должен иметь пломбы государственной поверки и пломбу энергоснабжающей организации (организации оказывающей услуги энергоснабжения).Таким образом, по вопросу установки и опломбировки приборов учета необходимо обратиться в организацию, предоставляющую коммунальную услугу энергоснабжения вышеуказанной квартиры.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия в составе представителей ОТВЕТЧИК в лице начальника эл. хозяйства ФИО3, спец. ПТО Ф.Т.В., зав. общежитием И.В.М. произвела осмотр отдельного жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения возможности установки индивидуального прибора учета электроэнергии. Прибывшие представители ЗАО от осмотра жилого помещения отказались, мотивируя отказ отсутствием на данном участке сетей принадлежащих ЗАО Представители других приглашенных организаций (завод *** ОАО) для рассмотрения данного вопроса не явились, не сообщив причину неявки. При осмотре индивидуального жилого помещения выявлено, что в данном помещении установлен индукционный прибор учета электроэнергии старого образца. Документы на установленный электрический счетчик квартиросъемщиком не предъявлены, а также не было предъявлено документов подтверждающих исправность электросчетчика, выданных госповерителем. Кроме того, счетчик установлен с нарушением действующих Правил устройства электроустановок: данный счетчик установлен на высоте 3-х метров. Разрешенная высота установки электросчетчика составляет 0,8-1,7м. На основании выше изложенного, ОТВЕТЧИК не может произвести опломбировку существующего прибора учета электроэнергии и взимать оплату по факту потребления электроэнергии.

Вместе с тем в акте указано, что в данном жилом помещении имеется возможность установки прибора учета электроэнергии при выполнении следующих технических условий: Произвести демонтаж установленного с нарушением старого прибора учета и аппаратов защиты отходящих линий.Разместить квартирный электрощиток непосредственно на ввод электропитания в квартиру согласно ПУЭ п.7.1.63-7.1.65. Установить в электрощиток однофазный (220B/50A) электросчетчик текущего года выпуска с классом точности не ниже 2. Установить в электрощиток аппараты защиты отходящих линий.

Т.о., из вышеуказанного акта следует, что возможность установки индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу <адрес> имеется.

Согласно приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя» в п 2.11.18. указано, что энергоснабжающая организация должна пломбировать: токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты. Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации. Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ, в случае когда гражданин по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В соответствие со ст. 543 ГК РФ поскольку абонентом по договору электроснабжения выступает истица, использующая энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей, а так же приборов учета потребления энергии возлагается на такую организацию.

В соответствие со ст. 544 ГК РФ оплата энергии должна производится за фактически принятое абонентом энергии в соответствие с данными учета энергии, в соответствие со ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее потреблении.

В соответствие с действующим законодательством учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии, требования к техническому состоянию и эксплуатации которых согласно ст.543 ч.3 ГК РФ определяется законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Как следует из пояснений истца, прибор учета потребляемой энергии установлен ИСТЕЦ в 2000г., но не опломбирован, из-за чего его показания не берутся во внимание при оплате.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что энергоснабжающие организации, поставляющие для истицы электроэнергию, должны были опломбировать прибор индивидуального учета электрической энергии.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлены документы подтверждающие исправность счетчика не могут быть приняты во внимание. Согласно паспорта СГЛК. 41119.001 ПС, выданного на модель счетчика активной энергии однофазный СО ИБМ, установленный ИСТЕЦ, данный счетчик предназначен для учета расхода активной энергии, класс точности 2,0 по ГОСТ 6570-96, средний срок службы 32 года.. Счетчик СО ИБС заводской номер 040347 соответствует ГОСТ 6570-96 и тех. условий ТУ -4228-001-3003445-98 признан годным к эксплуатации, опломбирован и имеет оттиск поверительного клейма (л.д. 47-49).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования истца об обязании ОТВЕТЧИК опломбировать электрический счетчик установленный в квартире истца подлежат удовлетворению.

Истицей представлен расчет сумм, излишне начисленных за электроэнергию в сумме *** руб. *** коп., исходя из тарифа за 1 кВт.ч – 1 руб.62 коп.

Однако, из материалов дела, а именно ответа Департамента городского хозяйства и экологии следует, что согласно представленным ОТВЕТЧИК копиям счетов на оплату компенсации стоимости электрической энергии от ОАО средний тариф по электрической энергии, предъявляемый ОТВЕТЧИК за общежитие в 2010 году, составил 2,84 руб. за 1 кВт/ч (с НДС).

Согласно Приказу Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 13.11.2008г. № 68 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей» приравненных к категории население, по Самарской области на 2010 года и Приказу ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.12.2009 г. № 558-э/1) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке» одноставочный тариф для потребителей в городских населенных пунктах, приравненных к населению на 2010 год составлял 2,32 руб./кВт ч., а не 1,62 как указывает истица.

Т.о. в удовлетворении требований ИСТЕЦ о взыскании суммы в размере *** руб. *** коп, излишне начисленных за электроэнергию следует отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика ОТВЕТЧИК в пользу истца подлежа т взысканию расходы по оплате государственной пошлине пропорционально удовлетворенным судом требованиям в сумме *** руб.

Руководствуясь ст.ст. 233-234 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИСТЕЦ удовлетворить частично.

Обязать ОТВЕТЧИК опломбировать электрический счетчик, установленный в квартире <адрес>.

Обязать ОТВЕТЧИК принять на учет прибор учета электроэнергии, установленный для учета электроэнергии в квартире <адрес>

Взыскать с ОТВЕТЧИК в пользу ИСТЕЦ расходы по государственной пошлине в сумме *** рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2011г.

Председательствующий судья: подпись Занкина Е.П.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: