РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30.06.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего Занкиной Е.П. при секретаре Енякиной Е.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1933/11 по жалобе ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с вышеуказанной жалобой, ссылаясь на то, что с 1995 года он пользовался земельным участком площадью *** га, расположенным по адресу: <адрес>, под оздоровительные цели. Распоряжением Губернатора Самарской области № 152-р от 17.08.2001г. объявлен конкурс на участки лесного фонда для культурно-оздоровительных целей, в перечень которых был включен и занимаемый им участок, использовавшийся без документального оформления. 09.10.2001г. объявлены победители конкурса, в том числе и он по лоту №. Площадь участка, передаваемого ему по итогам конкурса, составляла *** га, участок передавался на правах аренды сроком на *** лет, сумма арендной платы – *** рублей в год. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор № аренды земельного участка с АРЕНДОДАТЕЛЬ. В договоре указаны точные характеристики участка, его категория, указаны границы в планово-картографических материалах. 10.10.2001г. по акту приема-передачи участка лесного фонда он принял указанный участок на условиях аренды. Кадастровым планом земельного участка, выданным 06.12.2002г. подтверждается, что предоставленный ему участок был учтен в государственном земельном кадастре по кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель – земли поселений, разрешенное использование – для культурно-оздоровительных целей. Правообладатель в выписке из государственного земельного кадастра не указывался. На участок в 2001 году также изготовлено межевое дело. С 2001 года он ежегодно оплачивал арендную плату за пользование участком, пользовался участком правомерно, в соответствии с категорией и разрешенным использованием, не нарушал права соседей, не причинял вреда окружающей среде, содержал участок в чистоте и порядке. В 2002 году Комитетом природных ресурсов по Самарской области производились попытки регистрации собственности РФ на участки лесного фонда, переданные гражданам в аренду. Он пытался провести межевание, однако поскольку межевое дело уже было, работы по оформлению были прекращены. В 2002 году Департаментом лесного хозяйства он был извещен о необходимости оформления нового кадастрового плана, однако имеющийся кадастровый план соответствовал всем характеристикам участка лесного фонда. В 2005 году он обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации своего права аренды на земельный участок. 14.04.2005г. он был извещен о приостановлении государственной регистрации, поскольку согласно кадастровому плану земельный участок находится в черте г. Самара и относится к землям поселений, следовательно, не может быть отнесен к участкам лесного фонда; регистрация договора аренды возможна после регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок; необходимо предоставление копии решения федерального органа государственной власти в области лесного хозяйства о предоставлении участка в аренду, подлинника и копии протокола лесного конкурса; необходимо предоставление информации об участке лесного фонда, а именно: о группе лесов, категории, защитности и учетного номера. Из неоднократных писем Управления Росреестра усматривается, что причиной отказа в регистрации договора являются несоответствия в данных первоначальных правоустанавливающих документов и данных кадастрового учета. Кроме того,10.11.2008г. Департамент лесного хозяйства Самарской области уведомил его о том, что согласно ст. 4 ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009г. Письмом Департамента лесного хозяйства Самарской области от 04.12.2008г. он был извещен о том, что заключенный между ним и Самарским лесхозом договор аренды № от 10.10.2001г., с 01.01.2009г. не будет иметь юридической силы и запись о его регистрации будет аннулирована на основании п. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», в связи с чем, ему было предложено переоформить заключенный ранее договор, что было сделано 22.12.2008г. При этом договор был заключен в отношении того же самого участка, который фактически использовался им с 1995 года, официально с 2001 года. По его запросу была предоставлена выписка из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области, согласно которой договор аренды участка лесного фонда необходимо переоформить на договор аренды лесного участка; местоположением лесного участка указать <адрес>; видом использования лесного участка указать: для осуществления рекреационной деятельности; указать срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Между тем, он не уведомлялся о том, что индивидуальные характеристики его земельного участка изменены. В 2010 году он вновь обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации нового договора аренды. Уведомлением от 04.03.2010г. он был извещен о приостановлении государственной регистрации, поскольку в договоре отсутствуют существенные условия, а именно кадастровый номер; государственная регистрация возможна только при наличии государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок; необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка; в заявлении указан адрес участка: <адрес>, однако согласно договору участок расположен по адресу: <адрес>. 19.03.2010г. он получил кадастровый паспорт на участок, из которого следовало, что данные об используемом земельном участке по сравнению с предыдущими остались неизменными. Таким образом, он не имел возможности самостоятельно устранить причины отказа в государственной регистрации. Он обращался в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, Самарскую губернскую думу, в Думу г.о. Самара, однако это не помогло прояснить сложившуюся ситуацию. Он обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области» с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об участке, занимаемом им на праве аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ, однако решением от 14.02.2011 г. ему в этом было отказано. Считая данный отказ незаконным и противоречащим ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», он вынужден обратиться в суд с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 14.02.2011г. № об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений, касающихся объекта недвижимости – лесного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, и отменить его. В судебном заседании ЗАЯВИТЕЛЬ, его представитель ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные в жалобе требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в жалобе, дополнительно пояснив, что в кадастровом паспорте указано, что участок относится к землям поселений. Он находится в границах Самарского лесничества, что подразумевает, что он относится к лесному фонду, о чем также свидетельствует вновь заключенный договор аренды, в котором указано, что это лесной участок. Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, доводы, изложенные в жалобе, не признала, пояснив, что в кадастровом паспорте есть сведения о разрешенном использовании земельного участка, и спорный земельный участок относится к категории «земли поселений для культурно-оздоровительных целей». В данном случае имеет место перевод земельного участка из одной категории в другую, для внесения сведений о видах разрешенного использования земельного участка необходим акт органа местного самоуправления, органа государственной власти или Градостроительный регламент. Заявителем представлен договор аренды, каких-либо документов об изменении категории и вида использования земельного участка не предоставлено, поэтому во внесении изменений заявителю отказано. Считает отказ обоснованным и принятым в соответствии с законом, в связи с чем, просила в удовлетворении жалобы отказать. Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, полагала жалобу подлежащей удовлетворению, при этом указала, что изменение вида разрешенного использования и обозначения местоположения земельного участка, являющегося предметом договора аренды, а также его наименования в качестве лесного участка, произошло в целях приведения договора в соответствие с нормами Лесного кодекса РФ в порядке, установленным действующим законодательством. Согласно материалам лесоустройства, арендуемый лесной участок расположен по адресу: <адрес>. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Самарское лесничество согласно данному приказу находится на землях лесного фонда. Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 № 149 утвержден Лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра, в котором зафиксировано также, что Самарское лесничество находится на землях лесного фонда. Спорный земельный участок является лесным участком, что следует из материалов лесоустройства Самарского лесничества; Приказа Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 29.12.2006 № 1674 «Об утверждении экспертных заключений к проектам организации и ведения лесного хозяйства» срок действия проектов организации и ведения лесного хозяйства по Самарской области продлен до 01.01.2012г.; Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничества на территории Самарской области и установлении их границ»; Лесного плана Самарской области. Считает вывод государственного органа о том, что спорный земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов» и не может являться лесным участком, несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, расположение земельного участка в границах городской черты г.о. Самара не может исключать отнесение спорного участка к лесным землям. Представитель Управления Росреестра Самарской области в суд не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство об исключении Управления Росреестра Самарской области из числа заинтересованных лиц.. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: -нарушены права и свободы гражданина; -созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно ст. 16 вышеназванного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Согласно выписки из протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда в Самарской области от 10.10.2001г. ЗАЯВИТЕЛЬ предоставлен в аренду для культурно-оздоровительных целей сроком на *** лет земельный участок, расположенный в <адрес> (л.д. 26). 10.10.2001г. между АРЕНДОДАТЕЛЬ и ЗАЯВИТЕЛЬ Заключен договор № аренды участка лесного фонда, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 27). Кадастровым планом земельного участка, выданным 06.12.2002г. подтверждается, что предоставленный ЗАЯВИТЕЛЬ участок был учтен в государственном земельном кадастре под кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель – земли поселений, разрешенное использование – для культурно-оздоровительных целей. Департамент лесного хозяйства Самарской области письмом от 04.12.2008г. № уведомил ЗАЯВИТЕЛЬ о необходимости переоформления договора аренды от 10.10.01г. в связи с введением в действие Лесного кодекса РФ (л.д. 79). 22.12.2008г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ЗАЯВИТЕЛЬ был заключен договор № аренды лесного участка из пункта 2 которого следовало, что предметом договора является лесной участок площадью *** га, предоставляемый в аренду для осуществления рекреационной деятельности, расположенный по адресу <адрес>, категория земель : земли лесного фонда (л.д. 81). ЗАЯВИТЕЛЬ в 2010 году обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации нового договора аренды, однако, уведомлением от 04.03.2010г. он был извещен о приостановлении государственной регистрации, поскольку в договоре отсутствуют существенные условия, а именно кадастровый номер; государственная регистрация возможна только при наличии государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок; необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка; в заявлении указан адрес участка: <адрес>, однако согласно договору участок расположен по адресу: <адрес>. 19.03.2010г. заявитель получил кадастровый паспорт на участок, из которого следовало, что данные об используемом земельном участке по сравнению с предыдущими остались неизменными. 17.01.2011г. ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об участке, занимаемом им на праве аренды по договору от 22.12.2008г., однако решением от 14.02.2011 г. ему в этом было отказано. Основанием для отказа в регистрации послужило наличие противоречивых сведений в кадастровом паспорте и договоре аренды относительно категории земель и вида разрешенного использования. Ст. 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006г. установлено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009г. (л д 11). В соответствии с Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.07г. № 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду. Департамент лесного хозяйства Самарской области, как орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, принял решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, заключенного с ЗАЯВИТЕЛЬ с указанием местоположения лесного участка: <адрес>, Самарское лесничество, квартал №. Вид использования лесных участков указан в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ- для осуществления рекреационной деятельности, категория земель - земли лесного фонда. Таким образом, в соответствии с данным решением заключен договор аренды лесного участка площадью 0,03 га, предоставляемого в аренду для осуществления рекреационной деятельности по адресу: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда. Переоформленный договор не является новым актом предоставления земельного участка, ранее заключенный договор прошел процедуру государственной регистрации как договор аренды участка лесного фонда. Т.о. изменение вида разрешенного использования и обозначения местоположения земельного участка, являющегося предметом договора аренды, а также его наименования в качестве лесного участка, произошло в целях приведения договора в соответствие с нормами Лесного кодекса РФ в порядке, установленным действующим законодательством. Решение комиссии не оспорено и является основанием для переоформления указанного в решении договора. В кадастровом паспорте указана категория земель – земли населенных пунктов. В настоящее время министерство лесного хозяйства исключило из состава земель лесного фонда лесные участки, расположенные в границах городского округа Самара, и отразило их как лесные участки на землях иных категорий. Вместе с тем, согласно материалам лесоустройства, арендуемый лесной участок расположен по адресу: <адрес>. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Самарское лесничество согласно данному приказу находится на землях лесного фонда. Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 № 149 утвержден Лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра, в котором зафиксировано также, что Самарское лесничество находится на землях лесного фонда. Факт того, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, подтверждается: материалами лесоустройства Самарского лесничества; Приказом Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 29.12.2006 № 1674 «Об утверждении экспертных заключений к проектам организации и ведения лесного хозяйства» срок действия проектов организации и ведения лесного хозяйства по Самарской области продлен до 01.01.2012г.; Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничества на территории Самарской области и установлении их границ»; Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 № 149, в котором обозначены границы Самарского лесничества. Суд считает обоснованными доводы представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, расположение земельного участка в границах городской черты городского округа Самара не может исключать отнесение спорного участка к лесным землям. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В данной статье также определено, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы. Таким образом, ЗК РФ не отождествляет понятия «границы населенного пункта» с понятием «границы муниципального образования», к которому относится в т.ч. городской округ. Генеральным планом г.о. Самара установлены границы г.о. Самара, но не населенного пункта города Самара, входящего в состав г.о. Самара. Следовательно, земли населенного пункта «города Самара» не отделены границами от земель иных категорий, в т.ч. и земель лесного фонда, расположенных в границах муниципального образования – «городской округ Самара». Учитывая вышеизложенное, суд считает, что отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» Самарской области нарушает права ЗАЯВИТЕЛЬ, как арендатора земельного участка, противоречит положениям ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем, жалоба ЗАЯВИТЕЛЬ подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу ЗАЯВИТЕЛЬ удовлетворить. Признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений, касающихся объекта недвижимости – лесного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить кадастровый учет изменений, касающихся объекта недвижимости – лесного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 07.07.2011г. Судья /подпись/ Занкина Е.П. Копия верна. Судья Секретарь