РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05.07.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Занкиной Е.П. единолично при секретаре Енякиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3159/11 по жалобе ЗАЯВИТЕЛЬ на действия Министерства имущественных отношений по Самарской области, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в суд с жалобой на действия должностных лиц, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала право собственности на жилой дом площадью *** кв.м. и земельный участок площадью *** кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м., используемого под садоводство, представив все необходимые для этого документы. Министерством имущественных отношений сделан запрос в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового водного управления, находится ли данный земельный участок в водоохраной зоне, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты установления водоохранных зон и прибрежных полос по рекам Самарской области, а также по Куйбышевскому и Саратовскому водохранилищам. В связи с этим эта обязанность была возложена на нее, о чем свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное Министерством имущественных отношений Самарской области с предложением о предоставлении картографического материала о нахождении испрашиваемого земельного участка (его части) в водоохраной зоне, в прибрежной защитной полосе, в береговой полосе водного объекта с указанием расстояния от уреза воды до границы земельного участка. Между тем, в г. Самара отсутствуют специализированные картографические либо какие-то иные организации с подобным профилем, поэтому заказать запрашиваемый картографический материал не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, срок доверенности которой истек ДД.ММ.ГГГГ, выслан пакет документов и сопроводительное письмо о невозможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и возврате документов. Таким образом, у нее отсутствовала возможность своевременно узнать об отказе в рассмотрении ее заявления о предоставлении участка в собственность, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она направила запрос в Министерство имущественных отношений о судье пакета документов, на что она получила устный ответ, что ей отказано в предоставлении участка в собственность. Считая возврат ее заявления незаконным, она вынуждена обратиться в суд с указанным заявлением, в котором просила обязать Министерство имущественных отношений предоставить картографический материал о нахождении испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне, а также обязать произвести регистрационные действия по предоставлению указанного земельного участка в собственность. В судебном заседании представитель заявителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования уточнила, просила признать возврат документов на предоставление земельного участка незаконным, а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с ЗАЯВИТЕЛЬ договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м., используемого под садоводство. Доводы, указанные в жалобе, поддержала, дополнительно пояснив, что поскольку у специализированных органов отсутствуют необходимые документы, заявитель также не имеет возможности их получить и предоставить. ЗАЯВИТЕЛЬ была представлена план-схема земельного участка, согласно ответу на запрос красных линий на участке нет. Считает, что возникший пробел должно восполнить Министерство имущественных отношений. Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74. Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. В этих целях на основании п. 2.4 Порядка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии оснований для его предоставлении в собственность. В частности, в ответ на запрос Отдел водных ресурсов по Самарской области направил в министерство обращение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для ответа на запрос необходимо представить подробный картографический материал, включающий ситуационный плана, схему расположения границ земельного участка с указанием водного объекта и с нанесенными на него береговой линией водного объекта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено письмо с просьбой предоставить запрашиваемую Отделом водных ресурсов по Самарской области информацию. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная информация заявителем не была представлена, в связи с чем заявителю было направлено письмо о возврате документов, поскольку отсутствие испрашиваемых министерством документов препятствовало дальнейшему рассмотрению заявления. Кроме того, указал, что в соответствии со ст.ст. 209, 260 ГК РФ установлен запрет на распоряжение собственником земельными участками, исключенными из оборота или ограниченными в обороте. Поскольку достоверной информации о нахождении земельного участка в водоохранной зоне, береговой полосе водного объекта располагает Отдел водных ресурсов по Самарской области, осуществляющий ведение реестра, министерство обязано запросить соответствующую информацию у уполномоченного на ее предоставление органа власти. Министерство действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, в силу чего его действия не могут быть признаны незаконными и в удовлетворении жалобы надлежит отказать. Кроме того, возврат документов заявителю не препятствовал ему в дальнейшем обращении в министерство после устранения указанных нарушений, поэтому решение о возврате документов не нарушает права заявителя, поскольку на препятствует их реализации в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению указанными земельными участками для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м. Министерством имущественных отношений Самарской области направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления о предоставлении информации о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохранной зоне, береговой полосе водного объекта. Согласно полученному ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. № из представленных материалов не представляется возможным определить точное местоположение земельного участка, используемого для ведения садоводства, испрашиваемого ЗАЯВИТЕЛЬ Кроме того, в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты установления водоохранных зон и прибрежных полос по рекам Самарской области, а также по Куйбышевскому и Саратовскому водохранилищам, в связи с чем Отдел водных ресурсов не располагает необходимой технической информацией и картографическим материалом. Для ответа на запрос необходимо предоставить подробный картографический материал, где помимо ситуационной схемы должен быть указан водный объект, а также нанесены береговая линия водного объекта, определенная в соответствии с п. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ, схема самого земельного участка и минимальное расстояние от него до береговой линии водного объекта. Министерство имущественных отношений по Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истребовало указанную информацию у заявителя, направив письмо по адресу представителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1 В связи с неполучением ответа письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявление возращено ЗАЯВИТЕЛЬ с приложенными документами. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка. Согласно п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении участка. В случае невозможности утверждения схемы расположения участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства направляет заключение о невозможности утверждения схемы участка с указанием причин. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно приложению № 2 к Порядку, в случае, если испрашиваемый земельный участок располагается в водоохранной зоне, заявителем представляются сведения о нахождении испрашиваемого участка в пределах прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта, выданные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В случае расположения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы заявителем представляется согласие бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на предоставление данного земельного участка. Как следует из ответа Отдела водных ресурсов, в настоящее время Отдел не располагает необходимой технической информацией и картографическим материалом для предоставления информации о нахождении участка относительно береговой линии. Таким образом, ЗАЯВИТЕЛЬ объективно лишена возможности представить истребуемые документы по независящим от нее причинам, следовательно, лишена возможности исправить недостатки, указанные в письме Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении сведений и о возвращении заявления. Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку заявитель не имеет возможности по независящим от него причинам представить все необходимые документы, Министерство имущественных отношений обязано рассмотреть заявление по существу и дать мотивированный ответ по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов. Ссылка заинтересованного лица на ст.ст. 209, 260 ГК РФ о запрете распоряжения собственником земельными участками, исключенными из оборота или ограниченными в обороте, не может быть принята судом во внимание, поскольку предметом рассмотрения являются действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату заявления, а не возможные причины отказа в предоставлении земельного участка. Также несостоятельна ссылка Министерства на то, что заявитель не лишен возможности повторно обратиться с аналогичным заявлением, поскольку в судебном заседании установлено, что заявитель не имеет возможности представить необходимые документы, в связи с чем повторное обращение с теми же документами приведет к повторению процедуры проверки и не изменит сложившуюся ситуацию. Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области не принимая решение, неправомерно нарушает установленные законом сроки принятия решения, что в свою очередь нарушает право заявителя, в связи с чем требование о признании возврата заявления ЗАЯВИТЕЛЬ незаконным подлежит удовлетворению. Между тем, требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений заключить с ЗАЯВИТЕЛЬ договор купли-продажи земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку заключение договора возможно после рассмотрения заявления по существу в случае отсутствия каких-либо препятствий для его заключения. Заявителем обжалуется возврат заявления Министерством имущественных отношений, которое заключается в непредставлении какого-либо ответа по существу заявления, в связи с чем в данной части в удовлетворении заявления следует отказать, обязав Министерство имущественных отношений рассмотреть заявление по существу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление ЗАЯВИТЕЛЬ удовлетворить частично. Признать незаконным возврат от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством имущественных отношений Самарской области заявления ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с направлением письменного ответа. В удовлетворении заявленных требований в остальной части – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. В окончательной форме решение изготовлено 12.07.2011г. Судья /подпись/ Занкина Е.П. Копия верна. Судья Секретарь