Решение о признании действий незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.07.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Занкиной Е.П.

единолично

при секретаре Енякиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3159/11 по жалобе ЗАЯВИТЕЛЬ на действия Министерства имущественных отношений по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в суд с жалобой на действия должностных лиц, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала право собственности на жилой дом площадью *** кв.м. и земельный участок площадью *** кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м., используемого под садоводство, представив все необходимые для этого документы. Министерством имущественных отношений сделан запрос в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового водного управления, находится ли данный земельный участок в водоохраной зоне, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты установления водоохранных зон и прибрежных полос по рекам Самарской области, а также по Куйбышевскому и Саратовскому водохранилищам. В связи с этим эта обязанность была возложена на нее, о чем свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное Министерством имущественных отношений Самарской области с предложением о предоставлении картографического материала о нахождении испрашиваемого земельного участка (его части) в водоохраной зоне, в прибрежной защитной полосе, в береговой полосе водного объекта с указанием расстояния от уреза воды до границы земельного участка. Между тем, в г. Самара отсутствуют специализированные картографические либо какие-то иные организации с подобным профилем, поэтому заказать запрашиваемый картографический материал не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, срок доверенности которой истек ДД.ММ.ГГГГ, выслан пакет документов и сопроводительное письмо о невозможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и возврате документов. Таким образом, у нее отсутствовала возможность своевременно узнать об отказе в рассмотрении ее заявления о предоставлении участка в собственность, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она направила запрос в Министерство имущественных отношений о судье пакета документов, на что она получила устный ответ, что ей отказано в предоставлении участка в собственность. Считая возврат ее заявления незаконным, она вынуждена обратиться в суд с указанным заявлением, в котором просила обязать Министерство имущественных отношений предоставить картографический материал о нахождении испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне, а также обязать произвести регистрационные действия по предоставлению указанного земельного участка в собственность.

В судебном заседании представитель заявителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , заявленные требования уточнила, просила признать возврат документов на предоставление земельного участка незаконным, а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с ЗАЯВИТЕЛЬ договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м., используемого под садоводство. Доводы, указанные в жалобе, поддержала, дополнительно пояснив, что поскольку у специализированных органов отсутствуют необходимые документы, заявитель также не имеет возможности их получить и предоставить. ЗАЯВИТЕЛЬ была представлена план-схема земельного участка, согласно ответу на запрос красных линий на участке нет. Считает, что возникший пробел должно восполнить Министерство имущественных отношений.

Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74. Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. В этих целях на основании п. 2.4 Порядка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии оснований для его предоставлении в собственность. В частности, в ответ на запрос Отдел водных ресурсов по Самарской области направил в министерство обращение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для ответа на запрос необходимо представить подробный картографический материал, включающий ситуационный плана, схему расположения границ земельного участка с указанием водного объекта и с нанесенными на него береговой линией водного объекта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено письмо с просьбой предоставить запрашиваемую Отделом водных ресурсов по Самарской области информацию. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная информация заявителем не была представлена, в связи с чем заявителю было направлено письмо о возврате документов, поскольку отсутствие испрашиваемых министерством документов препятствовало дальнейшему рассмотрению заявления. Кроме того, указал, что в соответствии со ст.ст. 209, 260 ГК РФ установлен запрет на распоряжение собственником земельными участками, исключенными из оборота или ограниченными в обороте. Поскольку достоверной информации о нахождении земельного участка в водоохранной зоне, береговой полосе водного объекта располагает Отдел водных ресурсов по Самарской области, осуществляющий ведение реестра, министерство обязано запросить соответствующую информацию у уполномоченного на ее предоставление органа власти. Министерство действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, в силу чего его действия не могут быть признаны незаконными и в удовлетворении жалобы надлежит отказать. Кроме того, возврат документов заявителю не препятствовал ему в дальнейшем обращении в министерство после устранения указанных нарушений, поэтому решение о возврате документов не нарушает права заявителя, поскольку на препятствует их реализации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению указанными земельными участками для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью *** кв.м.

Министерством имущественных отношений Самарской области направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления о предоставлении информации о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохранной зоне, береговой полосе водного объекта. Согласно полученному ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. из представленных материалов не представляется возможным определить точное местоположение земельного участка, используемого для ведения садоводства, испрашиваемого ЗАЯВИТЕЛЬ Кроме того, в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты установления водоохранных зон и прибрежных полос по рекам Самарской области, а также по Куйбышевскому и Саратовскому водохранилищам, в связи с чем Отдел водных ресурсов не располагает необходимой технической информацией и картографическим материалом. Для ответа на запрос необходимо предоставить подробный картографический материал, где помимо ситуационной схемы должен быть указан водный объект, а также нанесены береговая линия водного объекта, определенная в соответствии с п. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ, схема самого земельного участка и минимальное расстояние от него до береговой линии водного объекта.

Министерство имущественных отношений по Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ истребовало указанную информацию у заявителя, направив письмо по адресу представителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1 В связи с неполучением ответа письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявление возращено ЗАЯВИТЕЛЬ с приложенными документами.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении участка.

В случае невозможности утверждения схемы расположения участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства направляет заключение о невозможности утверждения схемы участка с указанием причин. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

Согласно приложению № 2 к Порядку, в случае, если испрашиваемый земельный участок располагается в водоохранной зоне, заявителем представляются сведения о нахождении испрашиваемого участка в пределах прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта, выданные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В случае расположения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы заявителем представляется согласие бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на предоставление данного земельного участка. Как следует из ответа Отдела водных ресурсов, в настоящее время Отдел не располагает необходимой технической информацией и картографическим материалом для предоставления информации о нахождении участка относительно береговой линии. Таким образом, ЗАЯВИТЕЛЬ объективно лишена возможности представить истребуемые документы по независящим от нее причинам, следовательно, лишена возможности исправить недостатки, указанные в письме Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении сведений и о возвращении заявления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку заявитель не имеет возможности по независящим от него причинам представить все необходимые документы, Министерство имущественных отношений обязано рассмотреть заявление по существу и дать мотивированный ответ по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов. Ссылка заинтересованного лица на ст.ст. 209, 260 ГК РФ о запрете распоряжения собственником земельными участками, исключенными из оборота или ограниченными в обороте, не может быть принята судом во внимание, поскольку предметом рассмотрения являются действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату заявления, а не возможные причины отказа в предоставлении земельного участка. Также несостоятельна ссылка Министерства на то, что заявитель не лишен возможности повторно обратиться с аналогичным заявлением, поскольку в судебном заседании установлено, что заявитель не имеет возможности представить необходимые документы, в связи с чем повторное обращение с теми же документами приведет к повторению процедуры проверки и не изменит сложившуюся ситуацию.

Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области не принимая решение, неправомерно нарушает установленные законом сроки принятия решения, что в свою очередь нарушает право заявителя, в связи с чем требование о признании возврата заявления ЗАЯВИТЕЛЬ незаконным подлежит удовлетворению.

Между тем, требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений заключить с ЗАЯВИТЕЛЬ договор купли-продажи земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку заключение договора возможно после рассмотрения заявления по существу в случае отсутствия каких-либо препятствий для его заключения. Заявителем обжалуется возврат заявления Министерством имущественных отношений, которое заключается в непредставлении какого-либо ответа по существу заявления, в связи с чем в данной части в удовлетворении заявления следует отказать, обязав Министерство имущественных отношений рассмотреть заявление по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ЗАЯВИТЕЛЬ удовлетворить частично.

Признать незаконным возврат от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области заявления ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с направлением письменного ответа.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

В окончательной форме решение изготовлено 12.07.2011г.

Судья /подпись/ Занкина Е.П.

Копия верна.

Судья

Секретарь

-32300: transport error - HTTP status code was not 200