об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011г. федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

при секретаре судебного заседания Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2639/11 по заявлению КТГ об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области,

Установил:

КТГ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на то, что в начале 2011г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка , используемого «под садоводство», площадью *** кв.м., расположенного по адресу; <адрес>. Вместе с заявлением ей были приложены все необходимые документы.

Заявитель указал, что решение до настоящего времени Министерством имущественных отношений <адрес> по ее заявлению не принято.

Заявитель, полагает, что бездействие Министерства является незаконным, нарушает ее законные права и интересы, просила суд признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения заявления КТГ о предоставлении земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, используемого «под садоводство» незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение по заявлению КТГ для утверждении схемы расположения земельного участка , согласно проекта границ с координатами, расположенного по адресу: <адрес>, используемого «под садоводство» на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с округленной площадью – *** кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя СЕА, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы заявления поддержала в полном объеме, пояснила суду, что документы были поданы ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени какое-либо решение не принято, каких-либо препятствий для направления документов в Департамент строительства и архитектуры не имеется. Осмотр с выездом на место не проводился. Оснований требовать от заявителя сведений об объектах недвижимости не имеется.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области ЖСН, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявления, пояснил суду, что заявителю был направлен запрос о предоставлении сведений об объектах недвижимости на спорном земельном участке, вывод о наличии объектов недвижимости сделан на основании карты ИНГЕО, что за объекты по карте определить невозможно. Программа является лицензированной. Сведения «Поволжский центр космической геоинформации» берет со спутника. По данным спутника определить, является ли объект объектом капитального строительства, невозможно. ДД.ММ.ГГГГ Министерство узнало, что на земельном участке имеются строения. Министерство запросило у КТГ правоустанавливающие документы на строение, запрос она не получала. В двухнедельный срок БТИ запрос о наличии сведений об объектах капитального строительства не направляли. Осмотр земельного участка с выездом на место не проводился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части I статьи 249 ПЖ РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

В соответствии с п.4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку.

В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение госкадастра недвижимости, госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане…

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае, если испрашиваемый участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении участка.

В случае невозможности утверждения схемы расположения участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства направляет заключение о невозможности утверждения схемы участка с указанием причин. В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КТГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу; <адрес> используемого под садоводство. Вместе с заявлением и в соответствии с перечнем ею представлены все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области по заявлению КТГ -с подготовлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении сведений в отношении спорного земельного участка, а именно к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны.

Вместе с тем, как следует из представленных Министерством имущественных отношений Самарской области документов, ДД.ММ.ГГГГ за исх. КТГ Департаментом строительства и архитектуры г.Самары были представлены сведения о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2), использование земельного участка возможно в соответствии с регламентом. Ссылка представителя Министерства имущественных отношений Самарской области на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011г. об отмене решения Самарской городской Думы от 15.07.2010г. №951 «Об утверждении правил землепользования и застройки г.о.Самары», в связи с чем действующим правовым актом о зонировании территорий следует считать «Правила застройки и землепользования в городе Самаре», утвержденные постановлением Самарской городской Думы №61 от 26.04.2001г., в связи с чем Министерство имущественных отношений Самарской области направило запрос в Департамент строительства и архитектуры г.Самары о соответствии земельного участка разрешенным видам использования, является несостоятельными поскольку ранее при обращении КТГ в Министерство имущественных отношений Самарской области уже представлялись такие сведения, что подтверждается ответом Департамента строительства и архитектуры г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом повторный запрос в Департамент строительства и архитектуры г.Самары не требуется.

Таким образом, с момента обращения КТГ в Министерство имущественных отношений по Самарской области прошло 3 месяца, однако до настоящего времени ее заявление по существу не рассмотрено, какое-либо решение по нему не принято.

Бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным, нарушает права заявителя, а также требование статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя Министерства имущественных отношений Самарской области о наличии препятствий для направления обращения в Департамент строительства и архитектуры г.Самары об утверждении схемы расположения земельного участка в виде наличия на испрашиваемом земельном участке строений не могут быть приняты во внимание, поскольку вывод о наличии на земельном 2 объектов недвижимости был сделан Министерством по результатам наложения координат испрашиваемого земельного участка на карту ИНГЕО. Осмотр земельного участка с выездом на место не проводился. В установленный законом в двухнедельный срок запрос в БТИ о наличии объектов капитального строительства на испрашиваемый земельный участок не сделан.

Наличие объектов капитального строительства, принадлежащих 3-им лицам, на земельном участке может служить правовым основанием для отказа КТГ в предоставлении земельного участка независимо от утверждения схемы границ земельного участка Департаментом строительства и архитектуры г.Самары. Для направления обращения в ДСА об утверждении схемы земельного участка наличие либо отсутствие объектов капитального строительства не является препятствием. Кроме того, каких-либо препятствий для одновременного направления обращения в Департамент строительства и архитектуры г.Самары об утверждении схемы земельного участка и проверке сведений о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства у Министерства имущественных отношений Самарской области не имеется. Данные действия не являются взаимоисключающими.

Судом установлено, что все необходимые документы заявителем были предоставлены в Министерство имущественных отношений Самарской области, однако до настоящего времени Министерство имущественных отношений Самарской области возложенными на него Порядком обязанности не выполнены, обращение в ДСА не направлено, решение по заявлению КТГ не принято до настоящего времени.

Суд полагает, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям, установленным вышеназванной нормой Закона, нарушают права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом. В связи с чем, суд полагает, что жалоба КТГ о признании бездействия незаконным подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 234, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление КТГ удовлетворить.

Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области выразившееся в непринятии решения по заявлению КТГ от ДД.ММ.ГГГГ -с о предоставлении земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес> используемого под садоводство незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 3 (трех) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение по заявлению КТГ для утверждения схемы расположения земельного участка , площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого «под садоводство» на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2011г.

Судья Семёнцев С.А.