Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011г. федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе: председательствующего судьи Семёнцева С.А., при секретаре судебного заседания Боклиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3390/11 по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ об оспаривании возврата документов Министерством имущественных отношений Самарской области, Установил: ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с заявлением о признании незаконным возврата пакета документов по предоставлению земельного участка Министерством имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, используемого под садоводство. Вместе с заявлением им были приложены все необходимые документы. Заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом вынесено решение об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области совершить действия по рассмотрению заявления ЗАЯВИТЕЛЬ в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило пакет документов, мотивируя невозможностью предоставления земельного участка по причине отсутствия свидетельств о регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, тем самым требуя от заявителя пакет документов, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ. Заявитель, полагая, что возврат Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным, нарушает его законные права и интересы, просил суд признать возврат документов Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения заявления ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, используемого под садоводство незаконным, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В судебном заседании представитель заявителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы заявления поддержала в полном объеме, пояснила суду, что действительно ЗАЯВИТЕЛЬ представлен проект границ, достоверно отображающий отсутствие объектов капитального строительства на испрашиваемом земельном участке, согласно выписки УФРС об объекте, уведомления БТИ от ДД.ММ.ГГГГ осуществляющего выезд на место и зафиксировавшего отсутствие капитальных строений на земельном участке, инвентаризация которых не проводилась. Более того, отсутствие инвентаризации объектов капитального строительства в БТИ, отсутствие регистрации прав в органах Федеральной регистрационной службы дает основание полагать, что какие-либо права отсутствуют и нет оснований не доверять ответам уполномоченных органов. Согласно приложения к акту осмотра земельного участка фототаблице л.д., очевидна гибель временного дачного дома после пожара. МИО в течении 2-х лет как орган, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, не затребовал документы, позволившие утверждать о наличии объектов капстроительства на вышеуказанном земельном участке, когда согласно п. 2.3. Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области возвращает документы не позднее следующего дня с даты поступления пакета, если пакет не соответствует установленным требованиям и согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок направляет запросы, с целью сбора информации, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии законных оснований для предоставления. Такая работа Министерством имущественных отношений Самарской области не проводилась, заявителем представлен полный пакет документов, перепроверять который нецелесообразно, за дополнительной информацией МИО в компетентные органы не обращалось с запросами, следовательно, отсутствуют основания для возврата документов. ЗАЯВИТЕЛЬ никакого отношения не имеет к разрушенным временным объектам на спорном земельном участке. Выводы Министерства имущественных отношений Самарской области касаемо расположения на земельном участке строений, в силу которых у третьих лиц, имеются исключительные права на приватизацию з/у также голословны, не подтверждены письменными доказательствами. Нельзя подменять требования закона для пакета документов, требуемых в соответствии с Порядком для ст. 9 Закона Самарской области «О земле» и ст. 36 ЗК РФ. Заявитель отрицает несоответствие заявления о предоставлении з/у и прилагаемых к нему документов. В своих возражениях Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на п. 2.3. как законное основание для возврата документов по п.5 ст. 36 ЗК РФ и приказ Минэкономразвития России № 370 от 30.10.07г., что противоречит действительности, а именно принятию документов по ст. 9 Закона. Также отсутствуют нормы права, позволяющие признавать право собственности под временными строениями. Наличие остатков временных строений не дают оснований для возврата пакета документов и прекращению работы по заявлению. Просила также возобновить работу по расписке № от ДД.ММ.ГГГГ Представитель заинтересованного Министерства имущественных отношений Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила суду, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, что в свою очередь препятствует сделать вывод Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии прав на них со стороны третьих лиц и соответственно продолжить работу по заявлению, а также направить запрос в ДСА на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. БТИ указало, что на земельном участке был временный дачный дом. Запрос в БТИ о собственниках недвижимости не направлялся. При этом ссылки на законодательные источники, нормативные документы, препятствующие предоставлению Министерство имущественных отношений Самарской области данного земельного участка кроме п. 2.4. Порядка не указала. Выслушав лица, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 стать 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности "орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка административного, судебного способа защиты своих прав и свобод. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части I статьи 249 ПЖ РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выводу о том. что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин... вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - постановление Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку. В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение госкадастра недвижимости, госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований МИО направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане... Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство. Вместе с заявлением и в соответствии с перечнем им представлены все необходимые документы, предусмотренные Порядком. При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле», а также ст. 36 Земельного кодекса РФ, необходимо предоставить правоустанавливающие документы на строение. Таким образом, у заявителя, обратившегося в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле», нет обязанности предоставить правоустанавливающие документы на строение. Министерство имущественных отношений, установив, что на испрашиваемом земельном участке имеется строение, в целях установления факта отсутствия прав третьих лиц на данное строение, проверяет это путем направления соответствующих запросов в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке. Так, в силу п. 2.4 Порядка, Министерство имущественных отношений после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Представителем Министерства имущественных отношений в судебном заседании не отрицалось, что основания для предоставления земельного участка до настоящего времени не установлены, так как Министерством наличие прав третьих лиц на строение не проверено, заявитель таких сведений не представил. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что возврат заявления с приложенными документами необоснован, поскольку Министерством на заявителя была возложена обязанность по предоставлению правоустанавливающих документов, которая на заявителе не лежит в силу закона. В то же время суд не может удовлетворить требования заявителя об обязании Министерства имущественных отношений направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение для утверждения схемы расположения спорного земельного участка, поскольку в настоящее время оснований по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка на Министерством имущественных отношений Самарской области, на судом не установлено. Возврат документов Министерством имущественных отношений Самарской области является незаконным, нарушает права заявителя, а также требование статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что все необходимые документы заявителем были предоставлены в Министерство имущественных отношений Самарской области, однако до настоящего времени Министерством имущественных отношений Самарской области возложенными на него Порядком обязанности не выполнены, обращение в Департамент строительства и архитектуры г.Самары не направлено, решение по заявлению не принято до настоящего времени. Суд полагает, что возврат документов по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ Министерство имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям, установленным нормам Закона, нарушают права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом. В связи с чем, суд полагает, что заявление ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконным возврата документов подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление ЗАЯВИТЕЛЬ удовлетворить частично. Признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату заявления ЗАЯВИТЕЛЬ о предоставлении в собственность земельного участка, без номера, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес> используемого «под садоводство», в адрес заявителя, незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем совершения действий, направленных на установление оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, площадью – *** кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части требований ЗАЯВИТЕЛЬ отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25.07.2011г. Судья (подпись) Семёнцев С.А. Решение суда ____ вступило в законную силу ___________________ г. КОПИЯ ВЕРНА. Судья: Секретарь: