Решение о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

при секретаре судебного заседания Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3351/11 по жалобе ЗАЯВИТЕЛЬ на бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

ЗАЯВИТЕЛЬ. обратился в суд с жалобой на бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу<адрес> закрепленного за ним документами устанавливающим распределение земельных участков в ТОВАРИЩЕСТВО

Все необходимые документы им были приложены к заявлению.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара ему было выдано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения участка, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с приложениями.

С помощью геодезической организации был изготовлен межевой план и сдан в кадастровую палату для изготовления кадастрового паспорта.

ДД.ММ.ГГГГ он получил кадастровый паспорт и сдал его в приложении с заявлением о приобщении документа к ранее поданному пакету документов.

Согласно п.2.10 Порядка решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.

Однако ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в Министерство за информацией о принятии решения о предоставлении ему в собственность участка, ему ответили, что решение о предоставлении ему в собственность бесплатно участка до настоящего времени не принято. Полагает, что данное бездействие Министерства нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность. Просил признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему в собственность, бесплатно, земельного участка, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, принять решение о предоставлении ему в собственность, бесплатно, земельного участка, размером 964 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель заявителя ЗАЯВИТЕЛЬПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявление поддержал в полном объеме, пояснил суду, что до настоящего времени какое-либо решение не вынесено. В перечне документов, предоставляемых в Министерство по Порядку предоставления земельных участков не указано на необходимость предоставления справки, что заявитель является членом ТОВАРИЩЕСТВО ДД.ММ.ГГГГ он сдал справку в Министерство имущественных отношений Самарской области в почтовый ящик, поскольку прием документов в канцелярии не ведется.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявления, пояснил суду, что решение по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ не принято, т.к. заявление подано по ст.9 Закона Самарской области «О земле». Справки из ТОВАРИЩЕСТВО о том, что заявитель является членом ТОВАРИЩЕСТВО не имеется. ДД.ММ.ГГГГ направлен заявителю запрос о предоставлении сведений о том, является ли он членом ТОВАРИЩЕСТВО В перечне наличие справки о членстве в ТОВАРИЩЕСТВО не указано. Но ранее бывали случаи, когда граждане, не являющиеся членами ТОВАРИЩЕСТВО, обращались в Министерство, им представлялись земельные участки, получался самозахват земли, т.е. земельные участки были представлены незаконно. По Порядку решение принимается в течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта. Заявителем кадастровый паспорт был представлен в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок нарушен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части I статьи 249 ПЖ РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

В соответствии со ст.28 ч.4 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В соответствии с п.4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку, а так же ч. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлен перечень документов прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение госкадастра недвижимости, госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане…

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае, если испрашиваемый участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.

Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении участка.

В случае невозможности утверждения схемы расположения участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства направляет заключение о невозможности утверждения схемы участка с указанием причин. В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

Согласно п. 6 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство. Вместе с заявлением и в соответствии с перечнем им представлены все необходимые документы.

Как следует из представленных Министерством имущественных отношений Самарской области документов, ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ подготовлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении сведений в отношении спорного земельного участка, а именно к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; обращение министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении сведений в отношении спорного земельного участка, а именно относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам); НВ БВУ – начальнику отдела водных ресурсов по Самарской области о предоставлении сведений относится ли спорный земельный участок в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта.

Согласно ответам на вышеуказанные запросы испрашиваемый ЗАЯВИТЕЛЬ земельный участок, под садоводство, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м.: находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов; в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относится. Департаментом строительства и архитектуры г.Самары были представлены сведения, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. №61, большая часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), часть - в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), использование земельного участка возможно в соответствии с регламентом данных территориальных зон.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. повторно было направлено обращение министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении информации, в Департамент строительства и архитектуры г.Самары об утверждении схемы расположения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение об утверждении схемы расположения участка, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с приложениями.

Как следует из пояснений представителя заявителя, с помощью геодезической организации был изготовлен межевой план и сдан в кадастровую палату для изготовления кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ он получил кадастровый паспорт, и сдал ДД.ММ.ГГГГ в Министерство в приложении с заявлением о приобщении документа к ранее поданному пакету документов. Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ председателем Правления ТОВАРИЩЕСТВО ЗАЯВИТЕЛЬ является членом Садоводческого ТОВАРИЩЕСТВО и за ним закреплен земельный участок, площадью *** кв.м., по адресу: <адрес>, участок .

Согласно п.2.10 Порядка решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт заявителем был сдан в Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что все необходимые документы заявителем были предоставлены в Министерство имущественных отношений Самарской области, однако до настоящего времени Министерство имущественных отношений Самарской области возложенные на него Порядком обязанности не выполнило, с момента обращения ЗАЯВИТЕЛЬ в Министерство имущественных отношений по Самарской области прошло более 2 лет, его заявление по существу не рассмотрено, какое-либо решение по нему не принято.

Суд полагает, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит требованиям, установленным вышеназванной нормой Закона, нарушают права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом. В связи с чем, суд полагает, что жалоба ЗАЯВИТЕЛЬ о признании бездействия незаконным подлежит удовлетворению.

В месте с тем, суд не может подменять собой властно-распорядительные функции Министерства имущественных отношений Самарской области, к исключительной компетенции которого относятся распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, для участков, не связанных со строительством, в связи с чем заявление в части понуждения Министерства имущественных отношений Самарской области вынести положительное решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 234, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ЗАЯВИТЕЛЬ на бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка , площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области принять решение по существу по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка , площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, п.Прибрежный, с.Задельное, СНТ «Жигули», в течение семи дней после вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований ЗАЯВИТЕЛЬ отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2011г.

Судья Семёнцев С.А.