Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 июля 2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Семёнцева С.А., при секретаре судебного заседания Боклиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3351/11 по жалобе ЗАЯВИТЕЛЬ на бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ. обратился в суд с жалобой на бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу<адрес> закрепленного за ним документами устанавливающим распределение земельных участков в ТОВАРИЩЕСТВО Все необходимые документы им были приложены к заявлению. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара ему было выдано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения участка, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с приложениями. С помощью геодезической организации был изготовлен межевой план и сдан в кадастровую палату для изготовления кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ он получил кадастровый паспорт и сдал его в приложении с заявлением о приобщении документа к ранее поданному пакету документов. Согласно п.2.10 Порядка решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Однако ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в Министерство за информацией о принятии решения о предоставлении ему в собственность участка, ему ответили, что решение о предоставлении ему в собственность бесплатно участка до настоящего времени не принято. Полагает, что данное бездействие Министерства нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность. Просил признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему в собственность, бесплатно, земельного участка, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, принять решение о предоставлении ему в собственность, бесплатно, земельного участка, размером 964 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> В судебном заседании представитель заявителя ЗАЯВИТЕЛЬ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявление поддержал в полном объеме, пояснил суду, что до настоящего времени какое-либо решение не вынесено. В перечне документов, предоставляемых в Министерство по Порядку предоставления земельных участков не указано на необходимость предоставления справки, что заявитель является членом ТОВАРИЩЕСТВО ДД.ММ.ГГГГ он сдал справку в Министерство имущественных отношений Самарской области в почтовый ящик, поскольку прием документов в канцелярии не ведется. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявления, пояснил суду, что решение по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ не принято, т.к. заявление подано по ст.9 Закона Самарской области «О земле». Справки из ТОВАРИЩЕСТВО о том, что заявитель является членом ТОВАРИЩЕСТВО не имеется. ДД.ММ.ГГГГ направлен заявителю запрос о предоставлении сведений о том, является ли он членом ТОВАРИЩЕСТВО В перечне наличие справки о членстве в ТОВАРИЩЕСТВО не указано. Но ранее бывали случаи, когда граждане, не являющиеся членами ТОВАРИЩЕСТВО, обращались в Министерство, им представлялись земельные участки, получался самозахват земли, т.е. земельные участки были представлены незаконно. По Порядку решение принимается в течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта. Заявителем кадастровый паспорт был представлен в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок нарушен. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части I статьи 249 ПЖ РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). В соответствии со ст.28 ч.4 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. В соответствии с п.4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку, а так же ч. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлен перечень документов прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение госкадастра недвижимости, госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане… При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется. Согласно п. 2.5. Порядка в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении участка. В случае невозможности утверждения схемы расположения участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства направляет заключение о невозможности утверждения схемы участка с указанием причин. В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно п. 6 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство. Вместе с заявлением и в соответствии с перечнем им представлены все необходимые документы. Как следует из представленных Министерством имущественных отношений Самарской области документов, ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ № подготовлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении сведений в отношении спорного земельного участка, а именно к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; обращение министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении сведений в отношении спорного земельного участка, а именно относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам); НВ БВУ – начальнику отдела водных ресурсов по Самарской области о предоставлении сведений относится ли спорный земельный участок в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта. Согласно ответам на вышеуказанные запросы испрашиваемый ЗАЯВИТЕЛЬ земельный участок, под садоводство, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м.: находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов; в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относится. Департаментом строительства и архитектуры г.Самары были представлены сведения, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. №61, большая часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), часть - в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), использование земельного участка возможно в соответствии с регламентом данных территориальных зон. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ повторно было направлено обращение министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении информации, в Департамент строительства и архитектуры г.Самары об утверждении схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение № об утверждении схемы расположения участка, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с приложениями. Как следует из пояснений представителя заявителя, с помощью геодезической организации был изготовлен межевой план и сдан в кадастровую палату для изготовления кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ он получил кадастровый паспорт, и сдал ДД.ММ.ГГГГ в Министерство в приложении с заявлением о приобщении документа к ранее поданному пакету документов. Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ председателем Правления ТОВАРИЩЕСТВО ЗАЯВИТЕЛЬ является членом Садоводческого ТОВАРИЩЕСТВО и за ним закреплен земельный участок, площадью *** кв.м., по адресу: <адрес>, участок №. Согласно п.2.10 Порядка решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Кадастровый паспорт заявителем был сдан в Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что все необходимые документы заявителем были предоставлены в Министерство имущественных отношений Самарской области, однако до настоящего времени Министерство имущественных отношений Самарской области возложенные на него Порядком обязанности не выполнило, с момента обращения ЗАЯВИТЕЛЬ в Министерство имущественных отношений по Самарской области прошло более 2 лет, его заявление по существу не рассмотрено, какое-либо решение по нему не принято. Суд полагает, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит требованиям, установленным вышеназванной нормой Закона, нарушают права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом. В связи с чем, суд полагает, что жалоба ЗАЯВИТЕЛЬ о признании бездействия незаконным подлежит удовлетворению. В месте с тем, суд не может подменять собой властно-распорядительные функции Министерства имущественных отношений Самарской области, к исключительной компетенции которого относятся распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, для участков, не связанных со строительством, в связи с чем заявление в части понуждения Министерства имущественных отношений Самарской области вынести положительное решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 234, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу ЗАЯВИТЕЛЬ на бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка №, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области принять решение по существу по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка №, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, п.Прибрежный, с.Задельное, СНТ «Жигули», в течение семи дней после вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований ЗАЯВИТЕЛЬ отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2011г. Судья Семёнцев С.А.