о признании права собственности на квартиру - отказ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.

при секретаре Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2878/11 по иску ЛБК к Закрытому акционерному обществу «***» с третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Администрацией г.о. Самара о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

ЛБК обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен трехсторонний договор о переуступке прав на долевое участие в строительстве одноподъездного многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, между ЗАО «***», ФИО1 и ЛБК, в соответствии с которым на возмездной основе ему переуступлено право на долевое участие в строительстве указанного жилого дома, в виде *** квартиры расположенной на *** этаже общей (строительной) площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. Стоимость доли участия составила *** руб., указанную сумму он передал правопреемнику – ФИО1 до подписания договора. Таким образом, он выполнил все обязательства по договору, однако он не имеет возможности зарегистрировать свое право, поскольку застройщик не вводит дом в эксплуатацию и не подписывает акт приема-передачи квартиры. Поскольку у него нет акта приема-передачи, он не имеет возможности поставить приобретенную квартиру на технический учет в БТИ и получить все необходимые заключения. Поскольку во внесудебном порядке он не может зарегистрировать право собственности, истец вынужден обратиться в суд с указанным иском, в котором просит признать за ним право собственности на *** квартиру на *** этаже в одноподъездном жидом <адрес> в г. Самара.

В судебном заседании представитель истца МНН, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица – Администрации г.о. Самара ПЯЮ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , оставил вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда, представил письменный отзыв, согласно которому в обоснование своих требований истец ссылается на договор долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ , договор переуступки доли в строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ , договор переуступки прав на долевое участие в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ , договор переуступки прав на долевое участие в строительства от ДД.ММ.ГГГГ , справку от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Однако в материалах дела отсутствует разрешение на строительство, разрешение на ввод <адрес> эксплуатацию, а также кадастровый и технический паспорта. Кроме того, договор долевого участия в строительстве в силу ст. 8 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», подлежит государственной регистрации, и считается заключенным с момента такой регистрации. В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации договора долевого участия в строительстве, представленного истцом.

Представители ответчика и третьего лица Управление Росреестра в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании представленных документов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «***» (заказчик) и ООО «***» (дольщик), заключен договор долевого участия в строительства , предметом которого является строительство одноподъездного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, по <адрес> в г. Самара с последующим выделением дольщику в собственность по окончании строительства и ввода дома в эксплуатацию квартиры общей проектной площадью *** кв.м., жилой проектной площадью *** кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ по договору переуступки доли в строительстве жилого дома, заключенного между ЗАО «***» (заказчик), ООО «***» (дольщик) и ФИО2 (новый дольщик), дольщик переуступает права по долевому участию в строительстве указанного дома в виде права на спорную квартиру *** новому дольщику ФИО2 на возмездной основе.

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «***» (заказчик), ФИО2 (новый дольщик) и ФИО3 (правопреемник) заключен договор переуступки прав на долевое участие в строительстве, согласно которому право на указанную квартиру переходит к ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «***» (заказчик), ФИО1 (правопреемник) и истцом заключен договор переуступки прав на долевое участие в строительстве, согласно которому право на квартиру на возмездной основе переходит к ЛБК

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «***» подтверждает, что расчеты по договору от ДД.ММ.ГГГГ произведены в полном объеме и претензий к ООО «***» ЗАО «***» не имеет.

Согласно Постановлению Главы г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения и разрешения проектирования жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, магазином и подземной автомобильной стоянкой…», ЗАО «***» разрешено проектирование жилого <адрес> в г. Самара на земельном участке площадью 2969,90 кв.м. Согласно п. 4.2 Постановления, после согласования проектно-сметной документации в установленном порядке Управление главного архитектора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Самара должно внести предложение о предоставлении в аренду земельного участка и выдаче разрешения на строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, магазином и подземной автомобильной стоянкой.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в материалах дела отсутствует, <адрес> является объектом незавершенного строительства, что также подтверждается соответствующей отметкой в кадастровом паспорте квартиры дома по ул. ***, выданным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам в силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ, в связи с чем права на них подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации.

В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Таким образом, <адрес> в г. Самара является самовольной постройкой.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих право собственности или иное законное право на земельный участок застройщика либо его самого как дольщика-инвестора, не представлено доказательств, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а именно: соответствие постройки санитарным и эпидемиологическим, пожарным, строительным нормам и правилам.

Ссылка представителя истца на п.26 Постановления от 29.04.2010г. Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», не может быть принята судом во внимание, поскольку согласно п.26, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п.30 вышеуказанного Постановления в соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

Представителем истца ходатайство о назначении судебной строительно – технической экспертизы с целью установления степени готовности здания и соответствии возведенных конструкций действующим строительным и техническим нормам не заявлялось.

Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Таким образом, для получения разрешения на строительство застройщику необходимо наличие вышеуказанных документов.

С учетом изложенного, суд полагает, что действиями, направленными на получение разрешительной документации по смыслу абз. 2. п.26 вышеуказанного Постановления Пленума, является получение застройщиком документов, перечисленных в ч.7 ст.51 ГрК РФ.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом каких – либо доказательств получения застройщиком документов, указанных в ч.7 ст.51 ГрК РФ, и как следствие доказательств того, что застройщик предпринимал какие – либо меры по легализации объекта самовольного строительства, суду не представлено.

Как следует из телефонограммы, составленной по результатам телефонного разговора с юристом ЗАО «***» МСН, каких – либо иных документов, кроме постановления Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения и разрешении проектирования жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, магазином и подземной автомобильной стоянкой ЗАО «» на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>» застройщику не выдавалось.

Истцом каких - либо доказательств факта создания объекта недвижимости – жилого <адрес>, легитимности его постройки, степени готовности, а также отсутствия нарушения прав и законных интересов третьих лиц, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе соответствия построенного объекта строительным нормам и правилам суду не представлено.

Наличие постановления главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ не может служить достаточным основанием для признания <адрес> построенным в соответствии с действующим законодательством, поскольку строительство произведено на земельном участке, не отведенном для этого в установленном порядке, договор аренды земельного участка суду не представлен, строительство произведено при отсутствии разрешения на строительство, выданного в установленном порядке, какие – либо меры застройщиком для легализации объекта недвижимости не предпринимались, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также отсутствует.

Отсутствие указанных документов также делает невозможным установление факта создания объекта недвижимого имущества в полном объеме, что позволило бы однозначно выделить и идентифицировать квартиру как объект недвижимости в указанном доме и следовательно определить долю истца в праве общей долевой собственности. Доводы истца о том, что ответчик уклоняется от подписания акта приема-передачи квартиры, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку она также не подтверждены какими-либо доказательствами.

С учетом изложенных обстоятельств исковые требования ЛБК удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ЛБК к Закрытому акционерному обществу «***» о признании права собственности – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 01.08.2011г.

Судья: (*** С.А. Семёнцев

***

***

***

***