РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Курмаевой А.Х., при секретаре судебного заседания Топтуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2120/11 по иску Выходцева Д.В., Выходцевой А.В., Выходцевой М.Д., Выходцева С.Д., Выходцевой О.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, указывая, что в их фактическом пользовании находится жилой дом - <данные изъяты> года постройки, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. При этом фактическое владение и пользование указанным жилым жомом и земельным участком началось до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. № 1305-1 «О собственности в СССР». Им было отказано в предоставлении земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом, находящегося по адресу: <адрес> <адрес>, на том основании, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером № Данный отказ в предоставлении земельного участка считают незаконным, поскольку на момент принятия соответствующего решения сведения об указанном участке были аннулированы в государственном кадастре недвижимости. Просят признать за ними право общей долевой собственности на земельный участок №, площадью <данные изъяты>.м., относящийся к землям населенных пунктов, занимаемый индивидуальным жилым домом Лит. № с приусадебным участком, расположенный по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель истцов - Емельянов Д.В., действующий по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил суду письменный отзыв, в котором просил отказать истцам в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть в отсутствии их представителя (л.д. 33-36). Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ – Борисова Е.В. в судебном заседании пояснила, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № в государственном кадастре недвижимости были аннулированы. Сведения о данном участке вносились в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и носили временный характер. Представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, Управления федеральной регистрационной службы по Самарской области в суд не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в фактическом пользовании Выходцева Д.В., Выходцевой А.В., Выходцевой М.Д., Выходцева С.Д., Выходцевой О.В. находится жилой дом Лит.№ <данные изъяты> года постройки, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. При этом фактическое владение и пользование указанным жилым домом и земельным участком началось до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. № 1305-1 «О собственности в СССР», что подтверждается материалами дела, в частности заключением комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома, сарая или бани до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактическим пользованиемягои в СССР».мотреть без участия их представителя (л.ым жомом и земельным участком началось до вступления в силу Закона СССР земельным участком, которое началось до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. № 1305-1 «О собственности в СССР» по Октябрьскому району городского округа Самара, материалами инвентарного дела по домовладению, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, справкой о составе семьи Выходцева Д.В., планом границ земельного участка (л.д. 17-19, 67-164). Судом также установлено, что истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность фактически используемого земельного участка, площадью 443 кв.м., расположенного по указанному выше адресу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 10). Согласно п. 2.2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», расположенный в границах населенного пункта земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный (созданные) до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 "О собственности в СССР" жилой дом, сарай, гараж или баня, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок, если при этом фактическое использование данного земельного участка началось до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 "О собственности в СССР". Если земельный участок, указанный в абзаце первом настоящей части, фактически используется двумя или более гражданами, то право на его приобретение имеют только граждане, которые зарегистрированы по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке в жилом доме, указанном в абзаце первом настоящей части. Согласно п. 3.1 ст. 10.1 Закона Самарской области «О земле», при предоставлении земельного участка в собственность гражданина (граждан) бесплатно в случае, предусмотренном частью 2.2 статьи 9 настоящего Закона, к указанному в части 3 настоящей статьи заявлению гражданина (граждан) прилагаются: 1) справка из жилищно-эксплуатационной организации о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по местожительству заявителя (заявителей), выданная не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления гражданина (граждан); 2) заключение комиссии городского округа или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке жилого дома, сарая, гаража или бани до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 "О собственности в СССР", а также фактическое пользование земельным участком, которое началось до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 "О собственности в СССР"; 3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей) либо личность представителя заявителя (заявителей); 4) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя (заявителей), если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации о правах на приобретаемый земельный участок, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированного права на приобретаемый земельный участок; 6) сведения из управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области об отсутствии прав третьих лиц на приобретаемый земельный участок; 7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на расположенный на приобретаемом земельном участке жилой дом, сарай, гараж или баню либо копии иных документов, удостоверяющих права на расположенный на приобретаемом земельном участке жилой дом, сарай, гараж или баню. В случае отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих права на расположенный на приобретаемом земельном участке жилой дом, сарай, гараж или баню, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации о правах на расположенный на приобретаемом земельном участке жилой дом, сарай, гараж или баню, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на расположенный на приобретаемом земельном участке жилой дом, сарай, гараж или баню; 8) план-схема приобретаемого земельного участка, либо в случае наличия копия землеустроительного дела на приобретаемый земельный участок, либо в случае наличия утвержденный в установленном порядке проект границ приобретаемого земельного участка; 9) в случае наличия кадастровый паспорт объекта недвижимости (земельного участка). Судом установлено, что все вышеуказанные документы представлялись истцами в Министерство имущественных отношений Самарской области вместе с заявлением о предоставлении земельного участка. Согласно п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 № 74 (далее – Порядок), в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент управления имуществом г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно п. 2.5 Порядка, в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка. Согласно п. 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно п. 2.2 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 № 74, уполномоченный орган в пределах своей компетенции обеспечивает реализацию мероприятий по формированию земельных участков для последующего предоставления их гражданам и юридическим лицам в установленном порядке. Для этого уполномоченный орган осуществляет следующие действия: в недельный срок с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка организует работу с заявителем, обратившимся в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, в целях изготовления схемы расположения земельного участка; в месячный срок с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка уполномоченный орган с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и направляет ее: а) в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, если земельный участок предоставляется в случаях, установленных пунктом 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, при этом одновременно уведомляет министерство об утверждении схемы расположения земельного участка не позднее срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта; б) в адрес министерства во всех иных случаях; в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган не позднее чем в 30-дневный срок с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка направляет в министерство заключение о невозможности ее утверждения, содержащее правовые обоснования невозможности ее утверждения. В рамках действующего законодательства Министерством имущественных отношений Самарской области в Департамент управления имуществом г.о. Самара было ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. В ответ на указанное обращение Департамент управления имуществом г.о. Самара представил заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по причине того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624004:585. Между тем, суд считает данное заключение, равно как и последующий отказ в предоставлении земельного участка, незаконными, т.к. на момент принятия ответчиками соответствующих решений сведения о земельном участке с кадастровым номером № в государственном кадастре недвижимости были аннулированы. Данное обстоятельство подтверждается материалами кадастрового дела указанного земельного участка (л.д. 67-164) и пояснениями специалиста ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области Борисовой Е.В., данными в судебном заседании. Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № вносились в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и носили временный характер, что подтверждается кадастровой выпиской о данном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен статус «аннулированный» по причине отсутствия государственной регистрации права на него. На основании вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что у Департамента управления имуществом г.о. Самары не было законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане соответствующей территории, а у Министерства имущественных отношений Самарской области не было законных оснований для последующего отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность бесплатно. Довод ответчика о том, что предоставление земельных участков осуществляется исключительно на основании решений органов, уполномоченных на принятие решений о предоставлении земельных участков, и суд не вправе собой данные органы подменять, является необоснованным. Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Действующее законодательство предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков. Заявителями в установленном порядке было подано заявление в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, т.е. в Министерство имущественных отношений Самарской области. Заявителям в предоставлении спорного земельного участка было отказано по объективным причинам, которые не могут быть устранены при повторном обращении. Отказ в предоставлении земельного участка является ненормативным актом, нарушающим право заявителей на предоставление в собственность земельного участка. Согласно ст. 13 Гражданского Кодекса РФ, в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, одним из способов защиты права признает признание права. Таким образом, между сторонами возник спор относительно порядка и условий предоставления в собственность земельного участка, подлежащий рассмотрению судом, т.к. создано препятствие для осуществления права. Согласно ст. 59 Земельного Кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Также является необоснованным довод ответчика о том, что признание права собственности на земельный участок возможно только после индивидуализации данного земельного участка посредством постановки его на государственный кадастровый учет. Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Департаментом управления имуществом г.о. Самара не была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем, в настоящее время земельный участок не может быть поставлен на государственный кадастровый учет в обычном порядке. Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно ч. 6, ч. 8 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Учитывая то обстоятельство, что схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории не была утверждена, что в данном случае является необходимым условием образования земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в настоящее время земельный участок не может быть поставлен на государственный кадастровый учет и не может быть образован никаким иным образом, кроме как в судебном порядке. Таким образом, действующее земельное законодательство допускает образование земельного участка на основании решения суда. В данном случае никаким иным образом, кроме как в судебном порядке, земельный участок не мог быть образован. Посредством признания права собственности земельный участок был судом образован из земель, находящихся в государственной собственности. Местоположение границ спорного земельного участка определено согласно плану границ земельного участка, имеющемуся в материалах дела и согласовано со смежными землепользователями. В соответствии с п. 1 ст. 59 Земельного Кодекса РФ защита прав на землю осуществляется, помимо прочего, путем признания права в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать за Выходцевым Д.В. , Выходцевой А.В., Выходцевой М.Д., Выходцевым С.Д., Выходцевой О.В. в равных долях право общей долевой собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, находящийся по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение суда принято 21.06.11г. Председательствующий судья: Курмаева А.Х.